Семья это очаг воспитания

№57-4,

педагогические науки

В статье рассматривается о роли семьи для ребенка, которая является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие.

Похожие материалы

Что такое Родина...Семья для меня? Это звук, который отдается в сердце каждого из нас, когда мы его произносим. Это больше чем океан, выше чем Эверест, это мощнее, чем извержение вулкана и сход снежной лавины.... это тихая спокойная гавань, с заходящими в нее кораблями. Это там, где счастье.. . внутренняя гармония души.

Семья – это направляющая сила в воспитании ребенка. Она является первичным коллективом, в ней ребенок получает представление о жизни, первые практические навыки. Ребенок усваивает нормы поведения в различных повседневных ситуациях. Семья опережает и школу, и улицу, друзей, и литературу, искусство и массовую информацию.

В своём произведении « Гармоничное поколение – основа прогресса Узбекистана » наш первый президент Ислам Абдуганиевич Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье , высказал суждение о долге родителей перед детьми : « С первых дней своего рождения ребенок живет в семье . Здесь он впитывает семейные ценности , традиции , привычки А главное , через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества .»

Важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитание полностью еще не исследованны. Ведь часто в благополучной семье , где родители работают на высокопоставленных должностях могут вырасти убийцы, насильники и наркоманы, поэтому нужно с самого раннего детства развивать его способности и интересы, передать детям взрослыми накопленного обществом социального опыта, вырабатывать у них высоконравственное отношение к труду, потребности умением быть достойным гражданином своей страны.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Успех воспитательной деятельности зависит от воспитательного потенциала семьи, которых представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которой вызывает у ребенка подражать им. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей.

С возрастом ребенка, влияние семьи ослабевает, но ни когда ни исчезает полностью, именно в семье формируются те качества, которые больше ни где сформироваться не могут. Родители должны контролировать своего ребенка, в каком обществе он вращается.

С моей точки зрения важным становиться то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни имеет характеры взаимодействия. Среда – это не просто улицы расположении, которых достаточно знать человеку, чтобы войдя в нее чувствовать там себя комфортно. Среда- это еще и самые разные люди, у которых особое система отношений и правил, которые распространяются на всех членах общности. Среда влияет на человека и предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека такого какой он есть, а может и отвергнуть, может отнестись к нем доброжелательно, а может и неприязненно. Отношения общества к ребенку определяется тем, на сколько его поведение соответствует ожидание среды.

Поведение подростка во многом определяется тем, какую позицию он занимает. Если он приобщается к обществу то его статус повышается социальный статус. Некоторые статусы нам даны от рождения. Статус человека может быть обусловлен национальностью, фамилией, знатными родителями и другими факторами. Такие статусы называются вражденными. Другие же определяются тем чего подросток добивается в обществе самостоятельно.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественными нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Самая важная социальная роль - стать гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею, быть ее патриотом. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста , которую может получить он в стенах школы, лицея, гимназии и в высших учебных заведениях.

К позитивным ролям следует отнести прежде всего роль члена семьи: отца или матери, бабушки и дедушки. Важная роль которую осваивает ребенок в процессе своего развития – это член коллектива.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. Часто, на улицах, особенно в крупных городах, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей – попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто умело выпрашивают деньги у прохожих. Ребенок адаптируется в этих условиях.

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Список литературы

  1. Начальная школа. Москва, 2008г. 4.
  2. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности, Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014г