Занятость и безработица в Российской Федерации

NovaInfo 58, с.190-193
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Анализируется состояние молодежной безработицы, приводятся статистические данные, характеризующие безработицу среди выпускников. Рассматриваются основные причины и последствия низкой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Рассмотрены пути снижения уровня безработицы среди молодежи.

Ключевые слова

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА, ВЫПУСКНИК, РЫНОК ТРУДА, ТРУДОУСТРОЙСТВО, ПРАКТИКА ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Текст научной работы

На сегодняшний день, многие выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемой трудоустройства. Система государственного распределения – ушла в прошлое и в современном обществе молодой специалист сталкивается с серьезной конкуренцией, из которой он не всегда выходит победителем. Многие современные работодатели даже не рассматривают выпускников как потенциальных работников из-за отсутствия должного опыта. В настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокупности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений. [1]

Безработица среди выпускников высших и средних образовательных организаций является достаточно серьезной социально-экономической проблемой для нашего общества. Отсутствие работы среди молодого населения приводит к полной деградации общества, появляются такие проблемы как: алкоголизм, наркомания, увеличивается рост преступности, снижается рождаемость и многое другое. Выявление причин и выработка эффективных механизмов преодоления безработицы среди населения – задача, требующая скорейшего разрешения.

Рассмотрев статистику безработного населения в России за сентябрь 2015 года, можно сказать, то что в городе найти работу сложнее, чем в сельском поселении. Данная статистика показывает, что возрастной период с 15-39 лет по уровню безработицы является самым пиковым. 2015г. [2] Источник: Федеральная служба государственной статистики. [3] Рассмотрев официальную статистику безработицы среди населения в отчетах Росстата, можно прийти к выводу, что за 2015 год ситуация снова стала меняться в отрицательную сторону.

  • Безработица в 2011 году — 7.8%
  • Безработица в 2012 году — 6.3%
  • Безработица в 2013 году — 6.0%
  • Безработица в 2014 году — 5.5%
  • Безработица в 2015 году — 5.6%
  • Безработица на начало 2016 года составила 5.8%

Как видно есть заметное улучшение по общей безработице за 5 лет в стране, но в тоже время за последний год уровень безработицы снова начинает расти. [4] Самый высокий уровень безработицы в России наблюдается среди недавних выпускников городской молодежи в возрасте 18–20 лет (29,2%) и молодежи сельского населения (25,6%). Почти вдвое меньше – среди молодых людей в возрасте 21–24 лет (12,5 и 15% соответственно). Самый низкий уровень – среди сорокалетних: 2,5% – среди городского населения и 5,5%. Самая низкая безработица на настоящий момент в Москве – около 1,5%, самая высокая в Ингушетии — более 20%. [5]

Проанализировав причины безработицы выпускников можно прейти к выводу, что существует несоответствие устремлений выпускников с настоящей реальностью. Большинство будущих специалистов хотят быть профессионалами высокого уровня: банкирами, депутатами, юристами, а существует потребность в специалистах среднего звена, таких как курьеры, механики, продавцы, уборщики. Так же, не маловажную роль играет наличие опыта у будущего работника. Конкуренция кто в начале карьеры, выше, чем среди зрелых специалистов. На одно вакантное место от молодых специалистов приходит большое количество заявок, тогда как в целом по рынку этот показатель составляет 6,8, по данным HеadHunter. [6] Часто возникает такая ситуация, когда работодатель готов принять молодого специалиста без опыта работы на более низкую должность с низкой оплатой труда, но с сомнительной перспективой карьерного роста в будущем. Не редки случаи, когда молодые специалисты в ожидании повышения работают годы и не дождавшись уходят на более высокооплачиваемую работу не по специальности. Если рассматривать выпускников, которые живут без наличия родительской поддержки и связей, то преимущество в выборе места работы всегда будет отдаваться работе с достойной оплатой труда. Что может привести к новым проблемам, молодой специалист будет чувствовать себя менее востребованным и реализованным и потеряется весь смысл его обучения в высшем учебном заведении.

Большинство выпускников не представляют, чем будут заниматься после окончания вуза. Окончив вуз, даже с красным дипломом, они сталкиваются с проблемой трудоустройства. С одной стороны, есть подходящие вакансии, но работодатель выдвигает серьезные условия: опыт от трех лет по специальности, наличие успешных авторских проектов ит.д. С другой стороны, возникает конкуренция среди выпускников со схожим набором компетенций, но порой и со связями.

В современном обществе образование построено в основном на теории. Поэтому выпускники часто слышат от работодателей: «Забудьте все, чему вас учили в университете, будете учить все заново». Разве это правильно? В то же время, немногие работодатели согласны терять свое время и обучать новых сотрудников им проще принять на работу уже «готовых специалистов».

Таким образом, для решения данной проблемы в вузах пора ввести образование, больше ориентированное на практические занятия. Чтобы практика была не дополнением учебного процесса, а его частью. Например, если половина обучения будет проходить в аудиториях, а остальная половина – на рабочих местах, то у студентов появится необходимый опыт работы. Данный подход уже практикуют некоторые учебные заведения, например, Московский авиационный институт и Московский государственный технический институт им.Н.Э Баумана.

Практико-ориентированный подход является не новым, но он незаменим в данном случае. Ярким примером к данной ситуации послужит девиз Гарварда: «Мы готовим не тех, кто будет работать на компании, а тех, кто сам будет их создавать». Пора и нашим вузам задуматься о подобной практике...

Читайте также

Список литературы

  1. Информационный журнал «Экзамен RU» Безработица молодежи в России - Режим доступа: http://www.examen.ru/news-and-articles/articles/rosstat-bezraboticza-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30/
  2. Новостной портал Ведомости - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi
  3. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm
  4. Безработица в Российской Федерации - Режим доступа: https://person-agency.ru/statistic.html
  5. Новостной портал Ведомости –Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi
  6. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm
  7. Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения //Наука и экономика: научно - информационный журнал. - №1(5) 2014. - С. 62-63

Цитировать

Редькина, Е.А. Занятость и безработица в Российской Федерации / Е.А. Редькина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 190-193. — URL: https://novainfo.ru/article/10535 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться