Конкурентоспособность образовательных услуг

№86-1,

экономические науки

Статья о методах оценки конкурентоспособности образовательных сфер. Включает в себя перспективы трудоустройства и вероятность карьерного роста выпускников.

Похожие материалы

Методы оценки показателей конкурентоспособности образовательной сферы основаны на слиянии единичных показателен конкурентоспособности. Основная задача функционирования высшего учебного заведения сегодня состоит в обеспечении постоянного рыночного спроса на выпускников, включая также перспективы их трудоустройства и вероятность карьерного роста. Для оценки конкурентоспособности образовательных услуг предполагается использовать комплексный подход и комплексные показатели.

В настоящее время конкурентоспособность характеризуется отличием предприятий сферы услуг. Конкурентоспособность широко используется в разнообразных рыночных структурах и областях промышленности. В сфере услуг конкурентоспособность не требует значительных затрат, посему уровень конкурентоспособности здесь довольно высок.

Применяемые в настоящее время способы и методы оценки конкурентоспособности высших учебных заведений имеют высококачественный характер, где имеет место быть ориентация на спрос потребителей и не имеется научно обоснованная система интегральных показателей оценки, что в общем понижает объективность результатов.

Следовательно, появляется необходимость в подходах к оценке конкурентоспособности образовательных услуг использовать данные принципы: наличие внешней и внутренней оценки; нацеленность на два рынка: образовательных услуг и труда; учет мнения потребителей услуг вуза.

Для оценки конкурентоспособности образовательных услуг предполагается использовать комплексный подход с учетом показателей.

Показатели конкурентоспособности в сфере образования основаны на интеграции единичных показателей конкурентоспособности, показывающие определенные свойства организации, в единый комплексный показатель, который включает всю совокупность конкурентных свойств вуза.

Необходима классификация предлагаемых критериев оценки по источникам происхождения, в соответствии с которой они подразделяются на внешние и внутренние.

Нужно отметить, существенное воздействие на конкурентоспособность взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг. Рынок труда предъявляет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на специалистов, бакалавров, магистров, а также уточнения объема и уровня знаний, компетенций и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии на данном рынке. В то же время перспектива устройства на работу выпускников вузов является главным моментом, который обуславливает выбор образовательных услуг потребителями.

Основная задача функционирования высшего учебного заведения в настоящее время заключается в обеспечении постоянного рыночного спроса на выпускников, также включая перспективы их трудоустройства по полученной специальности и возможности карьерного роста. В соответствии с этими положениями оценка конкурентоспособности образовательных услуг и, в конечном итоге, вуза должна проводиться через востребованность выпускника вуза работодателями.

Поскольку конкурентоспособность вуза определяется не только образовательными услугами, но и результативностью общей подготовки потребителя данных услуг к будущей деятельности, среди показателей оценки конкурентоспособности выпускника.

Показатели конкурентоспособности выпускников основаны на анализе параметров, интегрированных в две группы: востребованность выпускников вуза у работодателей и действия вуза по ее обеспечению. Конечный потребитель знаний является тем «материалом», что необходимо превратить в итог образовательного процесса. Здесь правомерно говорить о влиянии на оценку конкурентоспособности вуза и потенциала самого потребителя, который рассматривается в качестве внешнего критерия, и выделить при этом два оценочных сегмента: потенциал общего количества абитуриентов и студенческий потенциал.

Методика оценки конкурентоспособности вуза должна быть многомерной, и ее объём в каждый момент времени определяется совместным использованием ряда показателей, определяющих конкретные возможности и результаты деятельности вуза, а также степень его превосходства и дающих вузу конкурентные преимущества перед его соперниками на рынке образовательных услуг. Поэтому в методике оценки конкурентоспособности слои! оценивать и деловую активность вуза.

Эталонные значения при единичных показателях конкурентоспособности составляют также эталонный комплексный показатель конкурентоспособности для всего высшего учебного заведения. Сравнивая комплексный показатель конкурентоспособности вуза с эталонным значением, получается необходимый уровень конкурентоспособности изучаемого учреждения.

Показатели конкурентоспособности вузов могут использовать относительные нормированные результаты единичных показателей, которые делятся:

  • на максимальные выражения значений;
  • на значения расчетных единичных показателей главных конкурентов.

Оценка комплексного показателя конкурентоспособности будет характеризовать относительную конкурентоспособность вуза по отношению к вузу, который имеет максимальные результаты единичных показателей конкурентоспособности [1, с.З]. Результаты единичных показателей конкурентоспособности могут максимально использоваться в качестве эталонных показателей. При этом полученная оценка комплексного показателя конкурентоспособности в любом случае характеризует конкретное относительное свойство исследуемого вуза.

При использовании в аналитических расчетах показателей наиболее сильных вузов-конкурентов для определения нормированных значений единичных показателей конкурентоспособности исследуемого вуза полученная в результате оценка комплексного показателя конкурентоспособности будет также в полном объеме характеризовать конкурентоспособность вуза [2, с.57]

Востребованность как ориентир.

Развитие методического аппарата оценки конкурентоспособности вузов движется лишь в направлении расширения количества, содержания и уточнения показателей. Основные отличия в методиках, как правило, состоят в составе и специфике характеризующих конкурентоспособность показателей образовательных учреждений.

Кроме этого вновь предлагаемые новые наборы показателей не предполагают проведения анализа уже имеющихся конкурентных преимуществ.

Методика оценки такой многогранной и сложной категории, как конкурентоспособность образовательных учреждений, требует применения системного подхода, который может позволить получить общую и комплексную оценку уровня конкурентоспособности посредством анализа взаимосвязей между составляющими ее параметрами и показателями.

Она определяет поддержание на определенном уровне конкурентоспособности образовательных услуг, оказывает существенное воздействие на результативность комплексной профессиональной деятельности производителя образовательных услуг. Главным условием успешного обеспечения образовательного процесса является постоянное и обязательное поддержание соответствующего уровня развития образовательного процесса, финансового и информационно-методического обеспечения учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, материально-технической базы, профессиональной компетенции преподавательского состава и кадрового потенциала вуза.

В дополнение к уже разработанным классификациям критериев в методиках оценки конкурентоспособности вузов:

Внешние критерии образовательных услуг:

  1. конкурентоспособность выпускников вузов:
    • востребованность выпускников вузов на рынке труда;
    • уровень воздействий вуза по организации востребованности выпускников;
  2. потенциальные возможности потребителя образовательных услуг:
    • потенциальные возможности абитуриентов;
    • потенциальные возможности студентов.

Внутренние критерии (деловая активность) вуза:

  1. уровень образовательного потенциала;
  2. материально-технический потенциал;
  3. методический потенциал;
  4. кадровый потенциал вуза;
  5. финансовый потенциал вуза;
  6. научный потенциал вуза;
  7. информационный потенциал вуза.

Следует рассмотреть группу основных факторов, характеризующих конкурентную борьбу в самой отрасли образования. Интенсивность конкуренции между вузами будет высокой, если в сфере образования имеются:

  • большое количество вузов;
  • небольшая степень дифференциации и концентрации вузов;
  • низкие темпы роста качества образовательных услуг,
  • высокие постоянные затраты на образовательные услуги,
  • возможность увеличения объема и качества образовательных услуг только посредством крупных финансовых вложений;
  • высокие стратегические цели, высокие барьеры выхода из сферы услуг по стратегическим, финансовым, экономическим, или другим причинам.

Уровень конкуренции зависит также от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в сфере образования процессов.

Все типы взаимодействия конкурентов на рынке труда и образовательных услуг классифицируются по степени конфликта между вузами:

  • соперничество;
  • конфронтация;
  • соревновательная конкуренция;
  • кооперация (сотрудничество). [3, с. 117]

Типы конкретного конкурентного взаимодействия зависят от активности организации. А вот противодействие может заключаться в агрессивном снижении цен, проведении креативной рекламной кампании, привлечении сотрудников государственной власти и других структур для влияния на конкурентов.

Список литературы

  1. Гэлбрейт Ф. Теория и цели общества И Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1979.
  2. Долинская И.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
  3. Данилова С.В. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг // Креативная экономика. — 2013. — №7 (79). — с. 117-126. — http://www.creativeconomy.ru/articles/29248/
  4. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. А. Фатхутдинов // Высш. образование в России. 2006. № 9. С. 37-38