Конкурентоспособность образовательных услуг

NovaInfo 86, с.84-88, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья о методах оценки конкурентоспособности образовательных сфер. Включает в себя перспективы трудоустройства и вероятность карьерного роста выпускников.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ВУЗ, РЫНОЧНЫЙ СПРОС, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, РАБОТОДАТЕЛИ, РЫНОК ТРУДА

Текст научной работы

Методы оценки показателей конкурентоспособности образовательной сферы основаны на слиянии единичных показателен конкурентоспособности. Основная задача функционирования высшего учебного заведения сегодня состоит в обеспечении постоянного рыночного спроса на выпускников, включая также перспективы их трудоустройства и вероятность карьерного роста. Для оценки конкурентоспособности образовательных услуг предполагается использовать комплексный подход и комплексные показатели.

В настоящее время конкурентоспособность характеризуется отличием предприятий сферы услуг. Конкурентоспособность широко используется в разнообразных рыночных структурах и областях промышленности. В сфере услуг конкурентоспособность не требует значительных затрат, посему уровень конкурентоспособности здесь довольно высок.

Применяемые в настоящее время способы и методы оценки конкурентоспособности высших учебных заведений имеют высококачественный характер, где имеет место быть ориентация на спрос потребителей и не имеется научно обоснованная система интегральных показателей оценки, что в общем понижает объективность результатов.

Следовательно, появляется необходимость в подходах к оценке конкурентоспособности образовательных услуг использовать данные принципы: наличие внешней и внутренней оценки; нацеленность на два рынка: образовательных услуг и труда; учет мнения потребителей услуг вуза.

Для оценки конкурентоспособности образовательных услуг предполагается использовать комплексный подход с учетом показателей.

Показатели конкурентоспособности в сфере образования основаны на интеграции единичных показателей конкурентоспособности, показывающие определенные свойства организации, в единый комплексный показатель, который включает всю совокупность конкурентных свойств вуза.

Необходима классификация предлагаемых критериев оценки по источникам происхождения, в соответствии с которой они подразделяются на внешние и внутренние.

Нужно отметить, существенное воздействие на конкурентоспособность взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг. Рынок труда предъявляет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на специалистов, бакалавров, магистров, а также уточнения объема и уровня знаний, компетенций и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии на данном рынке. В то же время перспектива устройства на работу выпускников вузов является главным моментом, который обуславливает выбор образовательных услуг потребителями.

Основная задача функционирования высшего учебного заведения в настоящее время заключается в обеспечении постоянного рыночного спроса на выпускников, также включая перспективы их трудоустройства по полученной специальности и возможности карьерного роста. В соответствии с этими положениями оценка конкурентоспособности образовательных услуг и, в конечном итоге, вуза должна проводиться через востребованность выпускника вуза работодателями.

Поскольку конкурентоспособность вуза определяется не только образовательными услугами, но и результативностью общей подготовки потребителя данных услуг к будущей деятельности, среди показателей оценки конкурентоспособности выпускника.

Показатели конкурентоспособности выпускников основаны на анализе параметров, интегрированных в две группы: востребованность выпускников вуза у работодателей и действия вуза по ее обеспечению. Конечный потребитель знаний является тем «материалом», что необходимо превратить в итог образовательного процесса. Здесь правомерно говорить о влиянии на оценку конкурентоспособности вуза и потенциала самого потребителя, который рассматривается в качестве внешнего критерия, и выделить при этом два оценочных сегмента: потенциал общего количества абитуриентов и студенческий потенциал.

Методика оценки конкурентоспособности вуза должна быть многомерной, и ее объём в каждый момент времени определяется совместным использованием ряда показателей, определяющих конкретные возможности и результаты деятельности вуза, а также степень его превосходства и дающих вузу конкурентные преимущества перед его соперниками на рынке образовательных услуг. Поэтому в методике оценки конкурентоспособности слои! оценивать и деловую активность вуза.

Эталонные значения при единичных показателях конкурентоспособности составляют также эталонный комплексный показатель конкурентоспособности для всего высшего учебного заведения. Сравнивая комплексный показатель конкурентоспособности вуза с эталонным значением, получается необходимый уровень конкурентоспособности изучаемого учреждения.

Показатели конкурентоспособности вузов могут использовать относительные нормированные результаты единичных показателей, которые делятся:

  • на максимальные выражения значений;
  • на значения расчетных единичных показателей главных конкурентов.

Оценка комплексного показателя конкурентоспособности будет характеризовать относительную конкурентоспособность вуза по отношению к вузу, который имеет максимальные результаты единичных показателей конкурентоспособности [1, с.З]. Результаты единичных показателей конкурентоспособности могут максимально использоваться в качестве эталонных показателей. При этом полученная оценка комплексного показателя конкурентоспособности в любом случае характеризует конкретное относительное свойство исследуемого вуза.

При использовании в аналитических расчетах показателей наиболее сильных вузов-конкурентов для определения нормированных значений единичных показателей конкурентоспособности исследуемого вуза полученная в результате оценка комплексного показателя конкурентоспособности будет также в полном объеме характеризовать конкурентоспособность вуза [2, с.57]

Востребованность как ориентир.

Развитие методического аппарата оценки конкурентоспособности вузов движется лишь в направлении расширения количества, содержания и уточнения показателей. Основные отличия в методиках, как правило, состоят в составе и специфике характеризующих конкурентоспособность показателей образовательных учреждений.

Кроме этого вновь предлагаемые новые наборы показателей не предполагают проведения анализа уже имеющихся конкурентных преимуществ.

Методика оценки такой многогранной и сложной категории, как конкурентоспособность образовательных учреждений, требует применения системного подхода, который может позволить получить общую и комплексную оценку уровня конкурентоспособности посредством анализа взаимосвязей между составляющими ее параметрами и показателями.

Она определяет поддержание на определенном уровне конкурентоспособности образовательных услуг, оказывает существенное воздействие на результативность комплексной профессиональной деятельности производителя образовательных услуг. Главным условием успешного обеспечения образовательного процесса является постоянное и обязательное поддержание соответствующего уровня развития образовательного процесса, финансового и информационно-методического обеспечения учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, материально-технической базы, профессиональной компетенции преподавательского состава и кадрового потенциала вуза.

В дополнение к уже разработанным классификациям критериев в методиках оценки конкурентоспособности вузов:

Внешние критерии образовательных услуг:

  1. конкурентоспособность выпускников вузов:
    • востребованность выпускников вузов на рынке труда;
    • уровень воздействий вуза по организации востребованности выпускников;
  2. потенциальные возможности потребителя образовательных услуг:
    • потенциальные возможности абитуриентов;
    • потенциальные возможности студентов.

Внутренние критерии (деловая активность) вуза:

  1. уровень образовательного потенциала;
  2. материально-технический потенциал;
  3. методический потенциал;
  4. кадровый потенциал вуза;
  5. финансовый потенциал вуза;
  6. научный потенциал вуза;
  7. информационный потенциал вуза.

Следует рассмотреть группу основных факторов, характеризующих конкурентную борьбу в самой отрасли образования. Интенсивность конкуренции между вузами будет высокой, если в сфере образования имеются:

  • большое количество вузов;
  • небольшая степень дифференциации и концентрации вузов;
  • низкие темпы роста качества образовательных услуг,
  • высокие постоянные затраты на образовательные услуги,
  • возможность увеличения объема и качества образовательных услуг только посредством крупных финансовых вложений;
  • высокие стратегические цели, высокие барьеры выхода из сферы услуг по стратегическим, финансовым, экономическим, или другим причинам.

Уровень конкуренции зависит также от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в сфере образования процессов.

Все типы взаимодействия конкурентов на рынке труда и образовательных услуг классифицируются по степени конфликта между вузами:

  • соперничество;
  • конфронтация;
  • соревновательная конкуренция;
  • кооперация (сотрудничество). [3, с. 117]

Типы конкретного конкурентного взаимодействия зависят от активности организации. А вот противодействие может заключаться в агрессивном снижении цен, проведении креативной рекламной кампании, привлечении сотрудников государственной власти и других структур для влияния на конкурентов.

Читайте также

Список литературы

  1. Гэлбрейт Ф. Теория и цели общества И Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1979.
  2. Долинская И.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
  3. Данилова С.В. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг // Креативная экономика. — 2013. — №7 (79). — с. 117-126. — http://www.creativeconomy.ru/articles/29248/
  4. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. А. Фатхутдинов // Высш. образование в России. 2006. № 9. С. 37-38

Цитировать

Федоров, А.А. Конкурентоспособность образовательных услуг / А.А. Федоров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 86. — С. 84-88. — URL: https://novainfo.ru/article/15323 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться