Экономические информационные системы

№58-3,

экономические науки

В данной статье рассмотрены основные виды экономических информационных систем, функции и действия, которые они выполняют, как помогают упростить работу человека.

Похожие материалы

Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации на конкретном экономическом объекте понятием «экономическая информационная система».

Знания в компьютерной системе - закодированные некоторым образом сведения об объектах предметной области, их поведении и взаимосвязях, о способах и средствах решения задач, которые в условиях, характеризуемых некоторыми данными, используются для решения задач в этой предметной области.

Знания, таким образом, есть инструмент решения задач. Данные выступают в качестве информационного обеспечения такого инструмента. Данные ‑ это значения численных и символьных переменных, констант.

Активные исследования в области искусственного интеллекта, проводимые со второй половины 20-го века, привели к коммерческому внедрению прикладных интеллектуальных систем в различные сферы общественной жизни. О создании действительно интеллектуальной системы, неотличимой в общении от человека, речи пока не идет. Однако уже сейчас многие программы наделяются способностями решать реальные задачи, которые до недавнего времени оставались исключительной прерогативой человека.

К числу основных возможностей компьютерных интеллектуальных систем следует отнести:

  • возможность решать задачи, которые трудно или невозможно сформулировать в математическом виде (т.е. в виде формул ‑ уравнений, неравенств). В таких задачах сама постановка цели, ограничения и критерии достижения цели (полностью или частично) становятся неопределенными и «нематематическими». К числу таких задач в экономических информационных системах можно отнести принятие решений по кредитованию, формирование портфеля заказов, выбор модели бизнеса и организационной структуры предприятия. В них, как и во многих других, математическая модель может отразить только часть реально учитываемых менеджерами факторов и ограничений. Более сложные взаимосвязи при принятии решений к математическому виду не приводятся и учитываются не в программах, а исключительно «в голове» руководителя - лица, принимающего решения (ЛПР);
  • возможность решать задачи при недостатке, неточности или недостоверности исходных данных. При этом, равно как и человек в таких условиях, подобная система выдает некоторое «примерное» (правдоподобное) решение, пусть не самое оптимальное, но рациональное и логически обоснованное;
  • возможность обучаться (адаптироваться), т.е. накапливать опыт, уточнять имеющиеся или приобретать новые сведения о решаемых задачах в процессе функционирования. В результате такого обучения решения системы, как правило, становятся более точными и обоснованными.

Традиционно компьютер в экономической информационной системе является, по существу, мощным вычислителем, средством для хранения и обмена информацией. Развитие интеллектуальных возможностей программного обеспечения позволяет сделать ЭИС средством управления, способным взять на себя часть интеллектуальных функций человека, избавив его от мучительных раздумий при поиске решения, усилив его багаж знаний и мыслительные способности.

Принципы построения и функционирования ЭИС:

  1. соответствие - ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью;
  2. экономичность - экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации;
  3. регламентность - обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью;
  4. самоконтроль - обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки;
  5. интегральность - однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;
  6. адаптивность - способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

Оценка качества функционирования ЭИС выполняется по комплексу критериев. Оценке подлежат: система в целом; отдельные составляющие этапа проектирования; важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы.

Экономическая информационная система и корпоративные базы знаний (КБЗ). Повышение сложности профессиональных задач, как следствие повышение требований к квалификации персонала и трудности подготовки высококвалифицированных опытных кадров привели к естественному желанию сохранять знания специалистов, опыт решения проблемных задач и сделать их доступными для работников предприятия.

Эти задачи призваны решать корпоративные базы знаний, идея которых получает все большее развитие, особенно, в передовых зарубежных компаниях. В настоящее время не определена общая технология создания и использования КБЗ, скорее, имеется некоторая концепция сохранения и использования знаний корпорации. На предприятиях эти знания могут быть представлены с помощью информационно-поисковых, в частности, гипертекстовых систем, ситуационных советующих систем, интегрироваться с базами данных и содержать в себе описания проблем и возможных решений, актуальную документацию, выполненные проекты, технологии и т.п. Отметим, что создание КБЗ преследует и такую цель, как устранение зависимости предприятия от отдельных специалистов, приобретших уникальный опыт решения проблемных задач в данной области и имеющих знания, отсутствующие в учебниках, методических и технических материалах.

ИС делятся на две группы:

  • В первую группу включаются системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения.
  • Ко второй относятся системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления, они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.

К числу ИС, имеющих самостоятельное назначение, относят информационные поисковые системы и информационные справочные системы.

Задачи второй группы ИС:

  • обеспечение конечного пользователя входной и результатной информацией в привычном для пользователя виде;
  • обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ используя профессиональный опыт и принимая решение одновременно по множеству критериев.

Как правило, системы второй группы делят на три класса систем: интеллектуально-диалоговые (вопрос/ответ), расчетно-логические (системы принятия решения), экспертные системы.

Интеллектуально-диалоговые - предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использования БД и БЗ.

Системы принятия решения - это системы, которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих у людей в их профессиональной деятельности. Сущность задачи - выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.

Экспертная система - система способная заменить эксперта при решении некоторых задач.

Информационная система включает всю необходимую информацию для выработки решений, не касаясь самого существа решений, т.е. после анализа решение принимает человек.

Список литературы

  1. Аблеева, А. М. Формирование фонда оценочных средств в условиях ФГОС [Текст] / А. М. Аблеева, Г. А. Салимова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно - научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. - Уфа, 2014. - С. 11-14.
  2. Исламгулов, Д.Р. Компетентностный подход в обучении: оценка качества образования [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. - № 1. – С. 62-69.
  3. Исламгулов, Д. Р. Научно-исследовательская работа студентов - важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения : сб. материалов науч.-метод. конф., 24 апреля 2007 года / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2007. - С. 20-22.
  4. Лубова, Т.Н. Новые образовательные стандарты: особенности реализации [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. - № 1. – С. 79-84.
  5. Лубова, Т.Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО: материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2016. - С. 214-219.
  6. Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. - № 1. – С. 85-93.
  7. Лубова, Т.Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий: сборник научных статей. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2016. - С. 48-53.
  8. Лубова, Т. Н. Межрегиональный рейтинговый анализ инновационной активности регионов Приволжского федерального округа [Текст] / Т. Н. Лубова // Новые направления в решении проблем АПК на основе современных ресурсосберегающих, инновационных технологий. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Волгоград 26-28 января 2010г. Том 2. – Волгоград: ИПК «Нива», 2010. – с. 213-216.
  9. Сагадеева, Э.Ф. Формирование модели матричной игры с природой [Текст] / Э.Ф. Сагадеева // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Башкирский ГАУ. - Уфа, 2015. - С. 192-195.
  10. Фахруллина, А.Р. Статистический анализ инфляции в России [Текст] / А.Р. Фахруллина, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 323-324.