Правовая основа развития статистических учреждений в российской империи в первой половине XIX века

№58-4,

исторические науки и археология

В статье рассматривается нормативное становление системы статистических служб в Российской империи. Выделены этапы развития в первой половине XIX века. Отправной точкой по организации и формированию статистических сведений, а вместе с тем и самой статистической системы считается Высочайший Манифест от 8 сентября 1802 г. Данный циркуляр определил порядок предоставления губернаторских отчетов в Министерство. Губернаторские отчеты явились первым официальным документом, предназначавшимся для осведомления высшей власти о положении дел на местах. В 1811 г. статистическая часть МВД перешла в Министерство полиции, при котором было учреждено Статистическое отделение во главе с К. Ф. Германом. В 1817 г. Статистическое отделение вновь было преобразовано. В нем были учреждены ученое установление, счетная, чертежная части и регистратура. С целью контроля и соблюдения порядка в осуществляемой работе в 1819 г. Статистическое отделение в прежнем составе было передано канцелярии Министерства внутренних дел. Существенные перемены наметились к середине 30-х гг. XIX в. В 1834 г. Императором были утверждены «Правила для статистического отделения при совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях». Важным инструментом в проведении статистических работ являлись оформленные губернские и областные статистические комитеты. С целью системного и унифицированного формирования сведений по регионам в 1837 г. вышел «Общий наказ гражданским губернаторам». Очередные нормативно-правовые преобразования административно-государственных статистических учреждений относятся к 40-50-м гг. XIX в. В 1852 г. при министре внутренних дел был образован особый временный Статистический комитет.

Похожие материалы

Нормативно-правовое оформление статистических учреждений в начале XIX в. было предопределено либеральными веяниями. Одной из важнейших задач, остро требовавшей своего разрешения, было реформирование центрального звена механизма управления империей на основе введения принципа единоначалия. Весь процесс юридического оформления статистических служб прошел несколько этапов, что объясняется сложностью в организации и потребностью в системном предоставлении формируемых статистических сведений.

Переход к отраслевому управлению государственными институтами способствовал правовому становлению статистических учреждений. Важная роль в структуре центральных органов Российской империи отводилась МВД, и среди прочих функций Министерство должно было концентрировать большинство статистических сведений, касающихся численности населения, плотности его распределения, переселениях казенных крестьян и другое. Фактически министерская реформа предопределила предоставление статистических данных. Инициатором создания административно-статистических учреждений в России выступил первый Министр внутренних дел В. П. Кочубей.

Отправной точкой по организации и формированию статистических сведений можно считать Высочайший Манифест от 8 сентября 1802 г. Вместе с новой организацией управления была определена система статистических работ и отчетность губерний. В сентябре 1802 г. был издан циркуляр, определявший порядок предоставления губернаторских отчетов в Министерство, что можно оценивать как первую попытку унифицированного формирования статистических данных.

Губернаторские отчеты явились первым официальным документом, предназначавшимся для осведомления высшей власти о положении дел на местах. Перед каждым губернатором ставились задачи: собрать такие статистические сведения, на основе которых можно будет составить достаточно полное представление о губернии и регулярно извещать правительство об изменениях в них. С целью необходимой обработки получаемой информации в ноябре 1802 г. при Департаменте Министерства внутренних дел Высочайшим соизволением был учрежден совет, в состав которого вошло 10 человек.

Функционально этому органу вменялась обработка сведений, поступавших из губерний. Сделано это было с целью улучшения качества систематизации статистического материала и возможностью его дальнейшего применения в государственных целях. К тому же в обязанности чиновников входило составление исторических и статистических описаний губерний. По результатам обработки, первые сведения, присланные из губерний за 1802 и 1803 гг., оказались неполными, во многом проявлялась бессистемность. С 1804 г. ежегодные статистические сведения стали представляться в министерство в форме отчетов, содержащих цифровые данные. Определенная структура по формированию и обработке статистических сведений оставалась неизменной вплоть до 1810 г. В 1810 г. созданный совет был переведен в Министерство полиции. В 1811 г. статистическая часть МВД перешла ко вновь организованному Министерству полиции, при котором было учреждено Статистическое отделение во главе с К. Ф. Германом. Именно эта дата является отправной в определении организации статистических служб.

В организующийся статистический аппарат старались привлекать как чиновников, так и ученых практиков. Проблемы, затрагивающие организацию статистических учреждений, были не только в определении количества привлекаемых лиц, но и разработке форм отчетности, от которых во многом зависела полнота и достоверность предоставляемых данных. По мере поступления сведений были определены требования к содержанию губернаторских отчетов, на основании которых составлялся один общий отчет, собирались данные о родившихся и умерших. В отдельных случаях в отделение поступали работы по статистическому обозрению губерний. На исполнительную часть были возложены обязанности по составлению предписаний губернаторам и рассмотрению вопросов, связанных с возможными трудностями, с которыми могли бы столкнуться губернаторы при исполнении требований по составлению годовых статистических отчетов. В целях получения сведений о губерниях предполагалось посылать туда для сбора разнообразной статистической информации специальных чиновников, снабженных соответствующими инструкциями. Разработка данных инструкций наряду с подготовкой всех бумаг по статистической переписке также относилась к обязанностям исполнительной части. Научной части входило в обязанности разработка плана для устройства статистической части, извлечение сведений из отчетов начальников губерний и чиновников МВД, а также составление замечаний на них. Начальником исполнительной части Статистического отделения был назначен статский советник А. П. Астафьев, а ученой части – профессор К. Ф. Герман.

В годы Отечественной войны 1812 г. деятельность обеих частей была приостановлена, а впоследствии они были объединены. В объяснительной записке начальника Статистического отделения К. Ф. Германа содержался отчет о деятельности подведомственного ему учреждения. С момента открытия до 1813 г. сотрудниками было составлено «25 сравнительных таблиц, 2 общие табели и 41 статистическая таблица», при этом источниками сведений о народонаселении служили материалы, доставляемые из министерства финансов, и губернаторские отчеты. Начиная с 1813 г. отделение фактически бездействовало и не занималось разработкой статистических сведений, что во многом объяснялось отсутствием регламентации.

В 1817 г. Статистическое отделение вновь было преобразовано. В нем были учреждены ученое установление, счетная, чертежная части и регистратура. Создание статистических описаний было поручено ученому установлению. Составление таблиц и разработка материалов, поступающих из губерний и ученого установления, входило в обязанности счетной части. Чертежная часть должна была определять площади и границы губерний и исполнять различные картографические работы. Регистратура должна была ведать делопроизводством Статистического отделения и выполнять связующую роль между всеми его частями. При Ученом установлении состояло несколько чиновников для производства статистических работ под руководством министра и для рассылок в губернии с целью составления статистических описаний на местах. Это формирование отделов послужило толчком к определению их компетентных задач и побуждению региональных властей к предоставлению статистических сведений. Главнейшим предметом статистических работ было определено хозяйство Империи, ее население и естественные пособия земли. Все предметы, входившие в круг занятий, предписано было излагать «в качественном и количественном видах, в порядке мест и предметов». Организованному статистическому отделению предоставлена была возможность приглашать к занятиям и посторонних лиц, имеющих познания по статистической части. Все это указывало на то, что в силу имеющегося опыта и знаний в государстве шел поэтапный процесс оформления государственных статистических структур.

С целью контроля и соблюдения порядка в осуществляемой работе в 1819 г. Статистическое отделение в прежнем составе было передано канцелярии Министерства внутренних дел. Несмотря на попытку придать формирующейся статистической структуре государственную системность, в работе отделения были сложности, многие сведения оставались неразобранными и неупорядоченными. Масса статистического материала была рассредоточена в других министерствах и ведомствах.

Очередные структурные изменения Статистического отделения произошли в 1823 г. Причиной этому стало ходатайство департамента исполнительной полиции о присоединении к нему Статистического отделения, где отмечалось, что отчеты начальников губерний в МВД остаются «без соответственного и полезного соображения», и ходатайство это было удовлетворено. Статистическое отделение вошло в состав Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. В нем содержались приведенные в системный порядок ранее собранные статистические сведения по регионам России, в соответствии с определенными правилами и порядком статистической регистрации.

Накопленный опыт статистических работ являлся базой для формирования и развития региональных статистических подсистем. Ученое установление было оставлено в ведении профессора К. Ф. Германа, он же осуществлял общее руководство работами и мог приглашать к занятиям в отделении посторонних людей, имеющих статистические знания и опыт. Таким образом, в первой четверти XIX в., несмотря на многочисленные административные установления, так и не было выработано общего плана направления работ и программ, не существовало единого центра по сбору и разработке статистических сведений, структура статистических учреждений постоянно изменялась, губернаторские отчеты поступали в министерство внутренних дел и полиции нерегулярно. Системность в формировании статистических данных отсутствовала. В 1828 г. министр внутренних дел граф А. А. Закревский, ревизовавший деятельность Статистического отделения, обнаружил, что дела в нем «находятся в величайшем небрежении» и оно «не соответствует полезной цели своего установления». К этому времени в штате отделения состояли три чиновника: начальник счетного стола департамента исполнительной полиции, коллежский советник и канцелярист. Очевидно, что их сил не хватало не только на то, чтобы разработать статистические данные за 1813–1828 гг., но и переписать таблицы, составленные до 1813 г. В декабре 1828 г. начальникам губерний поступило циркулярное предписание от министра внутренних дел А. А. Закревского о доставлении в МВД статистических сведений. Причиной стало неудовлетворительное состояние дел в Статистическом отделении. В отношении циркуляра незамедлительно последовали действия. Под руководством К. И. Арсеньева были разработаны формы табелей о землепашестве, о внутренней и внешней торговле, о вероисповедании, о скотоводстве, о нравственных наклонностях жителей, о рукоделиях и ремеслах. Отдельно были разработаны формы с целью количественного формирования сведений. Выбор именно таких объектов статистических обследований был обусловлен государственной потребностью в системно сформированных статистических данных.

Усиливали это и взгляды ученых на предмет статистики в первой трети XIX в. По их представлению, «статистика являлась наукой об элементах государственной жизни, в ее задачи входило освещение народного благосостояния, и поэтому статистическое описание обязательно должно было содержать сведения о земле, жителях, промышленности и государственном устройстве». В соответствии с этим, Министерство внутренних дел поручило губернаторам заполнить формы относительно каждого уезда и города. Сведения предполагалось получать от исправников и дворянских предводителей, от губернских светских и духовных властей. При этом предписывалось включить в таблицы только подлинные факты, «все же гадательное, или на одних общих соображениях и сказаниях основанное» также предлагалось изложить в виде особых примечаний. Это свидетельствует о том, насколько недостаточными были в то время статистические данные об объектах учета, если существовала необходимость в любых, даже приблизительных, статистических сведениях. Необходимость включения в таблицы подобных примечаний свидетельствует о недостаточном знании высшей властью положения дел на местах. Это подтверждается и словами К. Ф. Германа: «Правительство не знает даже самых простых предметов. Я не знаю точно даже число городов в России. Нигде не означено определенное число оных, никто утвердительно не может сказать, сколько выходит ведр вина, хлеба и пр. Самые официальные сведения, изданные правительством, подвержены сомнению и требуют великой статистической критики...». Неудивительно, что возникла потребность в реформировании системы статистических учреждений России как части государственного управления, причем на уровне регионов.

В целом, первая треть XIX в. характеризуется многочисленными попытками оформления статистических учреждений с целью рациональной организации государственной власти. Именно в этот период предприняты усилия налаживания механизмов в формировании статистических сведений из регионов, что являлось основанием для зарождения и организации статистических работ на местах. С учетом развития статистической науки и практики были разработаны унифицированные формы статистического обследования для формирования статистических сведений. Вместе с тем, вопросы, связанные с организацией статистических учреждений в регионе и осуществляемых ими работ, так и не были решены.

Существенные перемены наметились к середине 30-х гг. XIX в., когда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ как в форме локальных обследований отраслей хозяйства и их частей, так и обследований целых губерний и областей. Усиливали этот процесс развивающиеся капиталистические отношения, оказавшие влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности без исключения. С целью оперативного обращения к статистическим данным происходил процесс централизации этих сведений в МВД.

В 1834 г. Императором были утверждены «Правила для статистического отделения при совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях», целью его учреждения было составление подробных и, по возможности, точных описаний состояния всех частей подведомственных Министерству внутренних дел. Основанием для его работ должны были служить сведения, получаемые из департаментов министерства и от начальников губерний. С этой целью был разработан план статистических обследований в губернии, который был рекомендован Статистическим отделением при Совете Министерства внутренних дел. По своему содержанию план представлял собой описательные мероприятия. Отсутствие утвержденных форм для числовых значений не могло дать полного представления по изучаемым объектам. Тем более, сами объекты статистического учета не выделялись, что существенно осложняло задачу по формированию статистических данных. Содержательно, каждый раздел начинался с описания формируемых сведений, а это размывало и без того, редко фигурируемые числовые показатели. Вместе с тем, данный план являлся прецедентом по унифицированному комплектованию статистических сведений по всей территории государства. По разделам он охватывал практически все сферы жизнедеятельности регионов. С целью практической реализации утвержденный план обследований был доведен до начальников губерний.

Состав сформированного отделения был определен под председательством Товарища министра, членами отделения считались директоры департаментов и канцелярии министра, гражданский генерал-штаб-доктор. Кроме того, министру было предоставлено право назначать по его усмотрению в число членов отделения и некоторых из членов совета. С согласия министра или председателя в собрание статистического отделения могли быть приглашены и другие лица «для совещания и указаний в делах особенно важных и тех, которые требуют каких-либо специальных или местных сведений». Статистическому отделению дозволено было иметь членов-корреспондентов, «отличающихся сведениями и опытностью в делах внутреннего управления, которые избирались отделением и утверждались Министром внутренних дел».

Для освещения местных и специальных сведений могли приглашаться посторонние лица. Наблюдение за порядком работ возлагалось на управляющего по указанию министра, при нем была отдельная канцелярия, в которую определялись поступавшие на службу в МВД молодые люди, окончившие курс в высших учебных заведениях «для испытания их способностей и знаний и для приготовления к занятиям штатных мест в Департаментах и канцелярии МВД». Утвержденные правила определяли и смету на содержание статистического отделения. Ключевой фигурой отделения являлся производитель статистических работ и его помощники, на плечах которых была вся тяжесть по разбору статистического материала и его систематизации. Учитывая то, что опыт приходилось набирать в процессе работы, ответственность существенно возрастала. С Высочайшего соизволения в обязанности Статистического отделения входило издание «Материалов для статистики Российской Империи». Данное издание включало в себя краткие извлечения из отчетов местных начальств и сведения, доставляемые губернскими статистическими комитетами, а также труды членов-корреспондентов и сотрудников отдела. Фактическая обработка поступающего материала из провинции способствовала корректировке предлагаемых форм для регионов с целью объективного формирования сведений.

Важным инструментом в проведении намеченной работы были губернские статистические комитеты, функционирование которых опиралось на широкую правовую базу. Необходимость учреждения губернских и областных статистических комитетов была давно признана правительством. В Российской империи с учетом обширности ее пространства статистические органы на губернском уровне были особенно необходимы, так как не было возможности осуществлять обработку всей массы числовой информации, поступающей с мест, силами одного центрального учреждения. В «Правилах» определялось «во всех Губернских городах учреждаются Статистические Комитеты, под председательством Гражданских Губернаторов и главным ведением Генерал-Губернаторов, где оные находятся». Далее определялись основные функции ГСК: «Губернский статистический комитет по собранию сведений, занимается проверкой оных и приведением в единообразный порядок, или внося их в табели по данным от Статистического Отделения Совета МВД формах, или составляя на основании оных подробные и точные описания состояния губернии вообще, или же отдельно некоторых в оной части управления, хозяйства, промышленности, торговли». Правила определяли и систему работы комитетов, которые должны были «собираться не реже двух раз в месяц и вести самостоятельное делопроизводство».

В соответствии с подписанными указами, в обязанности статистических комитетов входили сбор статистических сведений, их проверка, приведение в единообразный порядок, разнос их по табелям, полученным от Министерства внутренних дел формам и отправление их в статистическое отделение этого же Министерства. Данный механизм работ был направлен на системное накопление, содержание и предоставление статистического материала по региону.

План статистических работ МВД, разработанный в 1835 г., предусматривал сбор и приведение в порядок сведений обо всех предметах, входящих в круг ведения министерства. В частности, оно должно было издавать точные и подробные описания губерний, областей, городов и отдельных «замечательных местностей». При этом следовало особое внимание обратить на народонаселение описываемых территорий: плотность его распределения, вероисповедание, этнический состав, сословную принадлежность, соотношение полов, особенности естественного движения и т.д. Кроме того, Статистическое отделение собиралось получить подробные сведения о состоянии медицинской части в губерниях, для чего предполагалось собирать подробные сведения о болезнях эндемических, эпидемических и о смертности от них, а также о заболеваемости по временам года.

В этот период были предприняты попытки наладить поступление в МВД копий с ежегодных Всеподданнейших отчетов губернаторов, содержащих в себе статьи о движении народонаселения, состоянии народного здравия и народной нравственности, а также статистические ведомости, среди которых – ведомости о состоянии народонаселения, о раскольниках по разным их толкам, об иноверцах. С целью системного и унифицированного формирования сведений по регионам в 1837 г. вышел «Общий наказ гражданским губернаторам» согласно которому, губернаторы обязаны были ежегодно предоставлять в центр статистико-экономические данные. Данный документ нормативно определял действия региональных властей, где отдельное внимание было обращено на статистическую часть. В «Наказе» отмечалось: «При исполнении своих обязанностей, в пределах, законами для сего начертанных, Гражданские Губернаторы должны в точности сообразоваться и с порядком, для каждого рода дел установленным. Они действуют или через председательствуемые ими Губернские Правления, или чрез особые, учрежденные для некоторых предметов, места: Приказы Общественного Призрения, Губернские Комиссии: Строительную, Дорожную, Народного, Продовольствия, Комитеты: Оспенный, Статистический, Мануфактурный и земских повинностей, или наконец в делах казенного, судебного и других, не входящих в круг общего управления ry6epнии ведомств, а, равно и в тех, кои не терпят ни малейшего отлагательства, или подлежат особенной тайне, или же по иным причинам поручены от высшего начальства исключительному их ведению, – прямыми от своего лица предписаниями и распоряжениями. Подробные для сих действий правила излагаются в сем Общем Наказе».

С целью репрезентативного формирования сведений «Наказ» определял и механизм сбора данных. В содержательной части отмечалось, что «для собрания и приведения в надлежащий порядок и ясность сих статистических о губернии сведений, Гражданские Губернаторы действуют преимущественно чрез посредство особо учрежденных под их председательством Губернских Статистических Комитетов, коим способствуют в том, как городовые и земские управления, так и Уездные Статистические Комитеты и корреспонденты их».

Данный «Наказ» заставлял местную администрацию изыскивать средства и возможности для формирования сведений о вверенной им территории. Все сведения о положении дел управления и о состоянии губернии представлялись в общем отчете по истечению каждого года, а также в разных срочных ведомостях и донесениях.

Общий отчет о состоянии губернии и управления представлялся Императору, при особом всеподданнейшем раппорте начальника губернии, к 1 марта каждого года. В «Наказе» отмечалось: «В оном Гражданский Губернатор не ограничиваясь как в других срочных, или перечневых ведомостях и донесениях одним означением числа или родов и хода происшествий, обязан стараться представить полную, так сказать, годовую статистику губернии, управлению его порученной, разделяя оную, по важности и связи предметов, на следующие статьи: движение народонаселения в губернии; состояние урожая и вообще средств народного продовольствия; состояние народного здравия; состояние народной нравственности, умножение или уменьшение числа преступлений, роды их, особенные сопровождавшие их обстоятельства, когда оные заслуживают и особенного внимания, охранение общественного спокойствия и благочиния; устройство и порядок управления; состояние городов и доходов их; учреждение новых городов, посадов, местечек, селений, ярмарок и торгов; устройство дорог и переправ; состояние разных ветвей хозяйства и промышленности; отправление повинностей натуральных и денежных; состояние недоимок; состояние богоугодных заведений особенные в течение того года подвиги благотворения; состояние учебных заведений, казенных и частных, и вообще средства обучения в губернии; замечательнейшие чрезвычайные происшествия в течение года; разные сведения и замечания; общие виды и предположения». Также были определены сроки для предоставления сведений о текущем статистическом учете. Методические указания, прописанные для статистических комитетов, имели принципиальное значение, поскольку опыта формирования статистических сведений на местах, причем системного характера, еще не было. Фактически, данный документ определял программу общего отчета, где характерной особенностью формуляра был отход от членения текстовой части согласно компетенции отдельных структурных частей МВД. Это означало переход от «отчетов-донесений» к системному предоставлению сведений.

Очередные нормативно-правовые преобразования административно-государственных статистических учреждений относятся к 40-50-м гг. XIX в. В силу возрастающих потребностей в отношении статистических сведений министром внутренних дел 7 октября 1843 г. были разработаны и предложены «Главные основания для отечественной статистики, предпринимаемой в МВД». Согласно «Главным основаниям» в предмет статистики входили только сведения, имеющие практическую пользу для администрации, в то время как «...все данные, которые удовлетворяют одному бесплодному любопытству или отдаленным теоретическим видам» в круг занятий статистических учреждений входить не могли. Статистические исследования на местах предполагалось осуществлять силами специально командированных от МВД чиновников. Местная администрация в лице губернаторов н губернских предводителей дворянства обязана была им содействовать. К работам по сбору сведений о народонаселении предполагалось привлечь полицию. Данные преобразования не оказали существенного влияния на организацию и деятельность региональных статистических центров, формы и механизм работы оставались прежними.

В 1852 г. при министре внутренних дел графе Л. А. Перовском был образован особый временный Статистический комитет, целью которого было «собирание сведений преимущественно о составе и движении народонаселения, поскольку сведения этого рода, поступавшие от местных властей, оказывались большей частью неудовлетворительными». Он был учрежден на тех же началах, что и Статистическое отделение.

В свою очередь действенным толчком к активизации деятельности региональных статистических учреждений послужил циркуляр Статистического комитета МВД от 30 декабря 1853 г. за № 190 «О должном направлении действий губернского статистического комитета». Данный документ в регионах вызвал оживленную реакцию. Активизировалась переписка Статистического комитета с региональными статистическими центрами по вопросу их более активной деятельности и осуществлению статистических работ на местах. Нередким явлением становились запросы о предоставлении сведений и выполненных работах.

В конце 50-х гг. XIX в. наметилась тенденция очередного преобразования статистических структур. Во многом это было связано с общегосударственными потребностями, а также дальнейшим процессом централизации статистических учреждений. С целью признания необходимости объединения всех статистических работ, проводимых в государстве, в марте 1858 г. Статистический комитет был реорганизован в Центральный статистический комитет с делением на два отдела: земский и статистический. Первый служил для выработки мер для улучшения быта помещичьих крестьян, а второй служил центром для статистических работ в Империи. Фактически сразу после учреждения сотрудники обоих отделений должны были сосредоточить свои силы на подготовке и реализации крестьянской реформы 1861 г.

Нормативное и функциональное определение ЦСК позволило перейти к системному накоплению статистических источников и их обработке на уровне регионов. Центральному статистическому комитету предоставлялось право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших управлений. Эта организация привела к иерархическому подчинению губернских и областных статистических комитетов и ЦСК, где функции последнего, в большинстве своем, заключались в наставлении и руководстве по вопросам получения необходимых сведений и проверки статистических работ.

Таким образом, в первой половине XIX в. структура статистических учреждений была нормативно оформлена. В государственном масштабе была создана четкая вертикаль статистического учета. Поиски механизмов по формированию статистических сведений из регионов в первой трети XIX в. подталкивали органы центральной власти к разработке нормативных документов, обеспечивающих организацию и функционирование региональных центров статистического учета. Утвержденные «Правила для статистического отделения при совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях» в 1834 г. явились основой для нормативного становления статистических комитетов в губерниях и областях. Системное формирование и регулярное поступление статистических сведений из регионов было закреплено «Наказом» 1837 г. С учетом развития статистической науки и практики были разработаны первые унифицированные формы статистического обследования для формирования статистических сведений, закрепленные нормативно. Особенностью первой половины XIX в. являлось и то, что начался процесс складывания административно-территориальной статистической сети, как части статистической системы. Статистические обследования описательного характера стали терять свою значимость и роль. Их сменой являлись аналитически обработанные статистические сведения, предназначенные для управления государством и регионами.

Список литературы

  1. Aperçu statistique des forces productives de la Russie, annexé au catalogue spécial de la section russe de l’Exposition universelle de Paris en 1867. Paris. 1867.
  2. Echlin M.R. The Statistics of the Russian Peasantry in the Nineteenth Century: A History. D. Phil. Thesis, St. Anthony's College. Oxford, 1990.
  3. John. Geschichte der Statistik. — Stuttgart, 1884.
  4. Арсеньев К. И. Статистические очерки России. СПб. 1848.
  5. Бушен А. Б. Bevölkerung des Russischen Kaiserreichs. 1862.
  6. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. СПб., 1862.
  7. Вернадский И. В. Исторический очерк практической статистики. М., 1855.
  8. Журнал МВД. 1861. Декабрь.
  9. Журнал Министерства внутренних дел СПб., 1835. Вып. 3.
  10. Личков Л. С. К вопросу о реформе официальной статистики. Киев, 1902.
  11. Общий обзор записей по ведомствам и главным управлениям империи, составленный в Центральном статистическом комитете под редакцией Е. Огородникова. – СПб., М-во внутр. дел, 1857.
  12. План статистических работ МВД. СПб., 1835.
  13. ПСЗРИ Собр. 1. Т. 12. Отд. 1. № 10303.
  14. ПСЗРИ Собр. 1. Т. 9. Отд. 1. № 7684.
  15. РГИА Ф. 1284. Оп. 3. Д. 364. Л. 112.
  16. РГИА Ф. 1284. Оп. 3. Д. 381. Л. 117.
  17. РГИА Ф. 1284. Оп. 3. Д. 381. Л. 85.
  18. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 141. Л. 68.
  19. РГИА Ф. 1290. Оп. 2. Д. 17. Л. 56.
  20. РГИА Ф. 1290. Оп. 2. Д. 293. Л. 42–47.
  21. РГИА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 9. Л. 3–3 об.
  22. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с учреждения Министерства за 1853 год.
  23. Скопа В. А. Законодательные источники по изучению статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начала XX в. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 9. С. 128-130.
  24. Скопа В.А. Вклад статистических комитетов Западной Сибири и Степного края в развитие исторической этнографии во второй половине XIX века // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 8. С. 126-128.
  25. Скопа В.А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начале XX века: монография. – Барнаул: АлтГПУ, 2015.
  26. Скопа В.А. Особенности оформления статистических комитетов в Степном крае в последней трети XIX века//Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 8. С. 107-109.
  27. Скопа В. А. Формы и методы статистической работы на территории Алтайского округа в конце XIX-начале XX веков // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). - Белово: Беловский полиграфист, 2006 - Ч. 3. – С. 398-401.
  28. Скопа В. А. К проблеме инструкционного руководства по заполнению переписных форм (по материалам статистических обследований Томской губернии в конце XIX – начале XX вв.) // Документ как социокультурный феномен. – Томск, 2010. – С.274-277.
  29. Скопа В. А. История организации и деятельности региональной сети статистических служб Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник ТГПУ. Вып.9 (99) - Томск, 2010 – С.33-39.
  30. Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX – начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. – 2014 - №6. (http://www.science-education.ru/120-16124)
  31. Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб., 1889. Т. 1.
  32. Ходский Л. В. Основания теории и техники статистики. СПб., 1896.