Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений в России в начале 90-х годов являлось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства – крестьянского (фермерского) хозяйства, основанного на принципах экономической самостоятельности и частной собственности на средства производства и произведенную продукцию. К настоящему времени крестьянские (фермерские) хозяйства, заняли определенную нишу в многоукладном сельскохозяйственном производстве и заявили о себе как о реально существующей новой форме хозяйствования в аграрном секторе. Фермерство сегодня – это динамично развивающаяся часть многоукладного АПК, серьезная производительная сила, вносящая существенный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России. [1]
По данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата можно составить следующую таблицу. [2]
Таблица 1. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Год |
Всего |
в том числе: |
||
крестьянские (фермерские) хозяйства |
главы крестьянских (фермерских) хозяйств |
индивидуальные предприниматели |
||
2015 |
215218 |
39018 |
129239 |
46961 |
2014 |
223182 |
47252 |
120368 |
55562 |
2013 |
268336 |
56592 |
211774 |
|
2012 |
308135 |
63666 |
244469 |
По данным таблицы можно отметить, что количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей за анализируемый период сократилось на 30,1%. [2]
Для современных крестьянских (фермерских) хозяйств характерен потенциал дальнейшего развития. Однако существуют определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и поступательному развитию крестьянских (фермерских) хозяйств. В числе основных можно отметить следующие:
- Отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-правовых формах: юридические лица, ИП, ООО, ОАО, СПК, ТОО и другие. Следствием этого является отсутствие полной, качественной и достоверной информация по фермерству.
- Недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств.
- Проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйственного производства. Основной причиной выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие действенной инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам.
- Неразвитость структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации, призванной сделать крестьянские хозяйства более конкурентоспособными, а также убрать возможных посредников. Именно кооперация способна объединить фермеров, сформировать крупные партии продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию.
- Социальная незащищенность фермеров и членов их семей. Так, в современных условиях глава и члены фермерских хозяйств, оказались не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», что существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и т.д. [3]
Учитывая вышесказанное можно утверждать, что в современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства требуют не столько количественного роста, сколько качественных изменений и эффективного функционирования. Решить указанные выше проблемы призвана подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
В рамках основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров осуществляется предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выделение грантов начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2016 год составляет 15795900 тыс. руб. [4]
Еще одним важным направлением государственной поддержки и решения ключевых проблем крестьянских (фермерских) хозяйств является повышение общей привлекательности института КФХ. На эти цели в Подпрограмме заложен комплекс мероприятий, предусматривающий субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, предполагается предоставлять за счет средств федерального бюджета в размере двух третей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Данное направление призвано создать предпосылки к увеличению количества реально действующих фермерских хозяйств, повысить эффективность и продуктивность их финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, в области урегулирования правового статуса фермерских хозяйств предусматривается внесение в Гражданский Кодекс и в Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» соответствующих изменений, определяющих содержание понятия крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица, а также установить существенные критерии для его выделения.
Реализация подпрограммы предусматривает собой поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности, создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства, повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, повышение уровня доходов сельского населения. [4]