Роль деятельности в процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России

№58-4,

Педагогические науки

В данной статье рассматривается роль деятельности в процессе формирования познавательного интереса личности, опираясь на труды ученых, проводивших исследование данного вопроса, предлагается теоретическое обоснование и описание роли деятельности в процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России.

Похожие материалы

В процессе подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России необходимо активизировать их познавательную деятельность, но это возможно только при формировании и дальнейшем развитии познавательного интереса, который нужно рассматривать как один из самых действенных и понятных мотивов учения, как стойкое качество личности, и как мощное воспитывающее средство. В основе познавательного интереса лежит мотив, который связан с будущей профессией человека. Интерес является ценнейшим мотивом учебного процесса и выражается не просто в желании получать знания, а во внутренней потребности в учении и познании нового [2, с. 121].

При формировании познавательного интереса личности большую роль играет деятельность человека.

Теория деятельности в разных аспектах представлена в психолого-педагогической литературе (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, А.М. Новиков), так как в деятельности раскрываются все качества человека, личность развивается в процессе деятельности, которая формирует все индивидуально-личностные свойства личности.

Понятие «деятельность» является сложной философской, социологической, психологической категорией, которая изучается учеными общественных и гуманитарных наук и определяется как акт активного взаимодействия личности, являющейся субъектом деятельности, с окружающим миром (объектом деятельности), который под воздействием человека изменяется, влияя на изменение самого человека. Сущность деятельности заключается в высшей, свойственной только человеку форме активности [1].

Очень важно положение психологов о том, что деятельность может начать осуществляться с момента появления у человека цели и стремления достичь ее, а завершается при удовлетворении мотива и достижения цели. Человек, достигая главной цели, обычно ставит частные цели. Данное положение учитывалось нами при разработке модели формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России. В ходе исследования мы опирались на принципы организации деятельности, теоретический аспект которых наиболее полно представил А.М. Новиков. Автор выделяет следующие принципы: иерархичности, целостности (интегративности), коммуникативности, историчности, необходимого разнообразия (принцип адекватности) [6]. Нами учитывались принцип иерархичности, целостности (интегративности), коммуникативности, на которые необходимо опираться при формировании познавательного интереса курсантов.

1. Принцип иерархичности учитывается при организации деятельности по иерархии: операционный уровень, тактический уровень, стратегический уровень. Осуществление разных уровней деятельности зависит от индивидуально-личностных качеств человека.

Операционный уровень деятельности характеризуется выполнением человеком каких-либо отдельных технологических операций, на данном уровне человек выступает исполнителем отдельных действий; тактический уровень проявляется в том, что человек выступает в роли деятеля, так как человеком выполняется весь процесс деятельности, им используются разнообразные способы и средства, человек свободно ориентируется в обстановке, планирует свою работу, обращается к справочной литературе, умело руководит коллективом; в процессе стратегического уровня деятельности человек выступает в роли творца: человек обладает обширными знаниями в области экономики, технологии, социологии, он умеет формулировать цель деятельности, проявляет творческую активность, разносторонне анализирует результаты работы, обладает коммуникативными умениями.

2. Принцип целостности (интегративности).

Реализация данного принципа реализуется в такой деятельности, в которой человек самостоятельно ориентируется в различных ситуациях, приобретает разнообразные знания, правильно выбирает цель деятельности, использует нужные средства и способы работы, может усовершенствовать различные формы деятельности, творчески относится к выполнению предложенных заданий. Все эти качества проявляются у человека в единстве. Это целостная, интегративная деятельность, которая является и преобразовательной, так как в ее процессе, по мнению А.М. Новикова, (и мы совершенно согласны с ученым), преобразуется окружающая действительность и развивается сам человек, занимаясь самосовершенствованием и самовоспитанием [6].

Для нашего исследования важным является утверждение А.М. Новикова о преобразовательном потенциале личности, который характеризуется выработкой проективных и технологических изменений в процессе самостоятельной деятельности, разнообразными творческими способностями.

3. Принцип коммуникативности.

Реализация принципа коммуникативности осуществляется в общении. Здесь уместно говорить о коммуникативном потенциале личности, в основе которого лежат мера и формы общительности личности о коммуникабельности человека, так как в процессе деятельности люди связаны различными связями, общаются друг с другом [6].

В процессе нашей работы нами учитывалась также классификация деятельности, которую предлагает Е.А. Климов. Автором выделено пять видов деятельности: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ», «Человек-Человек» [4].

Обратимся к характеристике содержания данных видов деятельности.

  1. Человек – Природа». Речь идет о живой природе (о животных, растениях). Это деятельность агронома, зоотехника, полевода.
  2. Человек – Техника». Это деятельность людей, которые имеют дело с техникой: работают инженером, электриком, летчиком, пожарным и др.
  3. Человек – Знак». К этому виду относится деятельность математика, чертежника, лингвиста, программиста и т.п., так как человек исследует условные знаки, символы, искусственные языки.
  4. Человек – Художественный образ». Люди данного вида деятельности занимаются творчеством, являются артистами, дизайнерами, художниками, Главным в работе этих людей является художественное отображение жизни.
  5. Человек – Человек». Данный вид деятельности объединяет людей, имеющих дело с социальными явлениями (врач, учитель, политолог, продавец, социальный работник и т.п.

Анализируя представленные виды деятельности, мы сделали вывод, что инженер пожарной безопасности, пожарный относится к типу деятельности «Человек – Техника» и «Человек-Человек».

Е.А. Климовым исследуется вопрос о факторах, которые влияют на выбор человека будущей деятельности. Автором выделены следующие факторы:

  1. мнение родителей, друзей;
  2. советы одноклассников;
  3. предложение педагога;
  4. планирование дальнейшей жизни;
  5. личные склонности;
  6. желание добиться общественного признания;
  7. полнота знания о будущей деятельности;
  8. способности [4].

В исследованиях И.А. Зимней раскрыта классификация основных характерных черт деятельности:

  • предметность. Основным элементом в психологическом содержании деятельности является предмет;
  • мотивированность.

Характеризуя данную черту деятельности, И.А. Зимняя подчеркивает, что человек в своей деятельности руководствуется не только внутренними (они являются главными), но и внешними мотивами, к которым относятся широкие социальные и узкие личные мотивы (престижность работы, общественные требования, собственный рост и т.д.), которые зачастую имеют для человека большое значение. Но внешние мотивы часто не влияют на активность учащихся в учебной деятельности и не способствуют эффективному усвоению знаний [3].

Целеполагание характеризует третью особенность деятельности. Интегрирующим началом любой деятельности является ее цель. Как указывает А.Н. Леонтьев, цель и мотив деятельности взаимосвязаны. Автор утверждает, что «конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» [5].

Таким образом, деятельность, особенно учебная и педагогическая, взаимодействие участников педагогического процесса, являются основой процесса формирования познавательного интереса учащихся и играют в нем главенствующую роль (стимулируют проявление познавательного интереса, развивают творческие способности курсантов, способствуют познавательной активности курсантов).

Список литературы

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Волкова, Т.Н. Культурная осведомленность как условие формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России / Т.Н. Волкова, А.В. Суровегин // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. – С.120 – 125.
  3. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Русский язык, 1989.
  4. Климов, Е.А Как выбрать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - 214 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. Изд-во МГУ, 1971. – 40 с.
  6. Новиков, А.М. Методология образования. [Текст]/ А.М. Новиков. – М.: «Эгвес», 2002. - 320 с.