Пути оптимизации профессиональной подготовки специалиста в образовательных организациях МЧС России

№51-1,

Педагогические науки

Стратегия образования в настоящее время во многом диктует его технологию. Образование становится непрерывным и многопрофильным. Оно должно удовлетворять максимально широкому возрастному диапазону и перекрывать весь имеющийся спектр специальностей. Должно отвечать запросам информационного общества, обеспечивать одновременное движение к углублению профессиональных знаний и их интеграции. И от технологии образования, от ее внутренних свойств и содержания во многом зависит, пойдет ли образование по пути реализации современных профессиональных требований к специалисту.

Похожие материалы

В современном профессиональном образовании сегодня происходит много изменений: повышается статус ряда учебных заведений, пересматривается содержание образовательных программ, появляются элементы новой парадигмы образования и связанное с ней совершенствование технологий обучения, усиливается внимание к научно-исследовательской и научно-методической работе, рационализируется управление учебно-воспитательным процессом и др. С учетом потребностей современного рынка труда образование должно не только сформировать у обучающихся определенный багаж знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, повышению качества практической реализации приобретенных способностей [6, С. 105]. Все это обусловлено главной стратегией современного образования – повышением качества профессиональной подготовки молодых специалистов. И здесь встает ряд актуальных проблем: в какой степени сочетать устоявшиеся традиции с инновационной деятельностью учебных заведений, каким образом гуманизировать образовательную среду в организациях и подразделениях МЧС России, для которых готовность к выполнению гражданского и профессионального долга с риском для жизни в чрезвычайных ситуациях является главной. Не менее важными проблемами является формирование общей, правовой и профессиональной культуры у будущих специалистов, чтобы они могли снимать с себя напряжение и бесконфликтно контактировать в обычных условиях.

На наш взгляд, в реализации основных целей и стратегий профессионального образования в системе МЧС России не должно быть перегибов. Важно учесть положительный опыт прошлых лет и предусмотреть преодоление консерватизма через внедрение новых направлений подготовки специалистов, новых форм и технологий обучения, просчитывая возможные положительные и негативные последствия.

Стратегия образования в настоящее время во многом диктует его технологию. Образование становится непрерывным и многопрофильным. Оно должно удовлетворять максимально широкому возрастному диапазону и перекрывать весь имеющийся спектр специальностей. Должно отвечать запросам информационного общества (включать в себя телекоммуникационные и интерактивные технологии), обеспечивать одновременное движение к углублению профессиональных знаний и их интеграции. И от технологии образования, от ее внутренних свойств и содержания во многом зависит, пойдет ли образование по пути реализации современных профессиональных требований к специалисту.

Индивидуальный подход обеспечивает развитие личности при условии действия рефлексивной обратной связи, вариативность способов организации раскрепощает личность преподавателя, открывая путь к самостоятельному педагогическому творчеству.

Приоритетным является опережающий характер подготовки преподавателя в направлении переориентации его деятельности от информационной к организационной по руководству профессионально-практической деятельностью обучаемых. Речь идет о дополнении традиционных способов образования инновационными технологиями в системе деятельности преподавателя. Здесь необходимы усилия не только и не столько отдельных преподавателей и кафедр, но также повседневная, инициативная, спрогнозированная деятельность образовательной организации, ее соответствующих структурных подразделений по реализации организационных компонентов образовательной технологии. Последние включают использование широкого перечня дополнительных литературных источников, новейших информационных и аудиовизуальных технологий в рамках творческого образовательного пространства, предусматривающего возможность интерактивного обучения, в малых группах. Здесь важен мониторинг качества образования путем перспективной, рейтинговой оценки знаний обучаемых, позволяющей учитывать их реальные учебные возможности и базовый уровень знаний, умений и профессиональных навыков.

Модель обучения, с точки зрения инновационного подхода, сопряжена с использованием вариативной методики. Она должна опираться на установленное в федеральном государственном образовательном стандарте количество академических часов, отведенных на освоение конкретной учебной дисциплины. То есть важно оптимизировать процесс профессиональной подготовки специалистов и разработать для этого систему комплексных мер.

Исследования Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника, В.Н. Тарасовой и др. позволяют рассматривать термины «оптимизация», «оптимальный» как наилучший для данных конкретных условий. Оптимизация – это целостный подход к учебно-воспитательному процессу, направленный на достижение максимально возможного качественного результата в профессиональной подготовке специалиста при минимально возможных затратах усилий и времени со стороны преподавательского состава и обучающихся. Поэтому оптимальный вариант образовательного процесса для образовательных организаций высшего образования МЧС России целесообразно выбирать с учетом специфики профессиональной деятельности будущего специалиста, условий развития у него готовности ориентироваться в нестандартных экстремальных ситуациях и принимать рациональные профессиональные решения, действовать быстро, ответственно, спасая людей, материальные и культурные ценности и окружающую среду, уметь сотрудничать при решении тактических и профессиональных задач.

Определяя систему мер оптимизации деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России, важно спрогнозировать требования к современной подготовке специалиста, его профессиональной компетентности, профессиональным качествам личности и выделить признаки готовности ориентироваться в экстремальной обстановке, правильно ее оценить и творчески реализовать принятые решения в составе подразделения.

Во-вторых, целесообразно внедрить такие технологии в образовательном процессе, которые бы обеспечивали субъектную позицию каждого обучающегося, развивали конструктивность его мышления, пробуждали творческую инициативу в оценке профессиональных ситуаций и принятии решения при реализации тактических задач. На практических занятиях важно вводить диалоговые формы обучения (парную, групповую, дискуссионные формы работы), деловые игры, тренинги. Они стимулируют осознанность при выработке профессиональных умений и позволяют действовать согласованно в коллективе. Так, при проведении пожарно-тактических учений используются групповые упражнения и деловые игры, анализ реальных ситуаций в игровой форме. Широко практикуется проведение научно-практических конференций с привлечением сотрудников территориальных подразделений МЧС России. Пожарно-тактические учения проводятся (по возможности) на реальных объектах экономики с отработкой широкого спектра вопросов по организации тушения пожара, проведения спасательных работ, самоспасанию, спасанию пострадавших и оказания им доврачебной помощи.

Групповые упражнения также проводятся с выездом на объекты. Их целью является изучение оперативно-тактических характеристик объектов экономики и решение пожарно-тактических задач. В ряде случаев деловые игры проводятся в аудиторной форме с использованием макетов и схем реальных объектов. Элементы деловой игры включаются и при рассмотрении наиболее важных вопросов в виде моделирования реальных ситуаций.

Однако, исходя из реальной экономической ситуации в стране, следует учитывать, что проведение занятия с группой обучающихся на функционирующем объекте экономики далеко не всегда возможно. Поэтому столь широкое применение в последнее время находят методы имитационного и ситуационного моделирования, ориентированные на прогнозирование и моделирование объектов, обстановки и ситуаций в условиях учебных ситуаций, создаваемых с помощью «виртуальной реальности».

Учебные ситуации как разновидность практического задания лучше всего отвечают идеям контекстного подхода: они должны содержать реальные ситуации, основанные на описаниях пожаров и результатах их исследования; особый упор следует делать на выявленные и потенциально возможные ошибки руководителя тушения пожара и должностных лиц [4]. Задача обучающегося состоит в том, чтобы выявить эти ошибки и проанализировать их, используя концепции и идеи курса профессиональных дисциплин.

Такой подход к профессиональному обучению гораздо более реалистичен, чем комплект отдельных пожарно-тактических задач, рассматриваемых без привязки к реальным объектам национальной экономики. Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность обучающегося, а в качестве средства решения задач профессиональной деятельности специалиста. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты процесса тушения пожара (ликвидации последствий чрезвычайной ситуации) и межличностные отношения занятых в нем сотрудников. Таким образом обучающемуся задаются контуры и контексты его будущей профессиональной деятельности. КПД ситуационного обучения очень высок, но методических материалов, программных средств и пособий, содержащих комплекты учебных ситуаций, адаптированных к специфике профессиональной деятельности специалиста пожарной охраны, на сегодняшний день явно недостаточно. И, соответственно, в целях развития этого вида деятельности и адаптации информационных технологий к требованиям образовательного процесса, преподаватели разрабатывают специальное программное обеспечение для образовательных организаций высшего образования МЧС России.

Новая педагогика, как было сказано выше, кардинально меняет технологию обучения. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность обучающегося, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и профессиональной деятельности. Для этого обучающийся должен подходить к процессу обучения как к творческой деятельности, самостоятельно овладевать знаниями. А это, в свою очередь, требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося.

При тушении реальных пожаров на принятие единственно правильного решения руководителю тушения пожара отводятся считанные секунды. Для привития данных управленческих навыков на практических занятиях используется метод соревнований с четкими правилами по правильному и быстрому принятию решений. Это позволяет провести разбор решения задачи на уровне дискуссии с аудиторией, чтобы с участием обучающихся же выделить наиболее рациональные решения. К занятиям подобного рода обучающиеся проявляют повышенный интерес, творческую активность, что положительно сказывается на усвоении учебного материала. Итоговый контроль уровня знаний показывает, что темы, изучение которых проводилось с использованием активных форм обучения, усваиваются лучше.

Однако здесь возникает ряд трудностей в организации и функционировании сложившейся системы подготовки кадров для силовых структур в образовательных организациях. В них недостаточно реализуется творческий потенциал в процессе обучения. Основной причиной выступает дефицит современного теоретико-методологического и психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Явственно видна затрудненность адекватного осмысления и тем более внедрения в педагогическую практику основных положений, идей и принципов гуманистической теории образования. Поэтому, чтобы повысить у обучающихся активность на занятиях, важно создать атмосферу сотрудничества и товарищеской взаимопомощи в случае затруднений. Каждый обучаемый «имеет право на ошибку» в аудитории, чтобы своевременно обсудить и исправить ее, чтобы предупредить возможные ошибки в реальной ситуации.

Как показывает педагогическая практика, зачастую обучающиеся не решаются высказать свои сомнения по поводу тех или иных оперативно-тактических действий в чрезвычайных ситуациях и при тушении пожаров. Для этого нужны доверительные отношения между преподавателями и обучающимися.

Это слагаемые профессиональной культуры, которая через результаты труда преподавателя воплощается в культуре овладения обучающимися современной техникой, технологиями в различных службах. Выигрывают те преподаватели, которые гуманнее управляют коллективом, создают благоприятный микроклимат, способствуют развитию потенциалов личности, учитывают темпераментные свойства и скорость психических процессов.

С другой стороны, состав абитуриентов, направляемых комплектующими подразделениями для обучения в образовательные организации высшего образования МЧС России, неординарен. Среди них порядка 30 % обучающихся оказываются психологически не готовы к получению высшего профессионального образования. На занятиях они не могут себя мобилизовать, чтобы планомерно усваивать систему профессиональных знаний. Однако же для большинства курсантов (более 60 %) обучение в образовательных организаций высшего образования МЧС России – возможность получить настоящую мужскую профессию, сформировать в себе силу, ловкость, ответственность, благородство. Такие абитуриенты приходят с четкой установкой погружаться в профессию и взять в учебном заведении все, что нужно для будущей самостоятельной деятельности. Поэтому они проявляют себя на занятиях активно, заинтересованно, стремятся к высоким достижениям в учебе.

Отсюда встает проблема отбора лучших, профессионально пригодных молодых людей. В этом случае целесообразно усилить внимание к различным формам довузовской подготовки и профориентации молодежи через связь образовательных организаций высшего образования МЧС России со школами. Это особенно важно, когда на повестке дня стоит масштабная задача подготовки многопрофильного специалиста МЧС России.

Несомненно, главными фигурами для обучающихся являются их курсовое командование и профессорско-преподавательский состав. Мастерство и профессионализм преподавателей проявляется в их умении планировать и прогнозировать качественный результат обучения, их профессиональная эрудиция, стимулирующая интерес у обучающихся к образовательным дисциплинам, их заинтересованное отношение к профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС России, желание помочь в преодолении трудностей при освоении профессии. В современном профессиональном обучении в условиях гуманизации образования особую роль играют выбор типа обучения и технологий образовательного процесса. От научно-методической оснащенности преподавателя, его умения организовать деятельность обучающихся на занятиях, бесконфликтно с ними общаться и сотрудничать при освоении учебных дисциплин профессиональной направленности, быть примером профессионального поведения во многом зависит успех профессиональной подготовки молодых специалистов, психологическое состояние обучающихся в образовательных организаций высшего образования МЧС России и их уверенность в своем будущем.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историчекое понимание развития человека. 3-е изд. [Текст] / А.Г.Асмолов.– М.: Смысл, 2007.– 528 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) [Текст] / Ю.К. Бабанский.– М.: Педагогика, 1997.– 254 с.
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский [Текст].– М.: Педагогика, 1989.– 560 с.
  4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Ч. 2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 3-е издание - М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  6. Суровегин А.В. Информационные технологии формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России // Педагогическое образование в России. 2016. № 4.