Информационные технологии — ключ к формированию познавательного интереса

№50-2,

Педагогические науки

Общество нуждается в профессионалах, но на стадии получения той или иной профессии обучаемый должен проявлять интерес, стремиться к получению прочных знаний. Обучаемые должны стремиться к тому, чтобы воспитать в себе важные качества, нужные в выбранной профессии. Современные требования к специалисту диктуют необходимость воспитания у обучаемых волевой настроенности, внутренней собранности, мотивации и познавательного интереса. В современный педагогический процесс как составная часть входят информационные технологии. Информационные технологии, которые применяются в учебном процессе, повышают мотивацию и заинтересованность обучаемых в получении прочных и глубоких знаний. Информационные технологии в отличие от традиционных методов обучения способствуют активному включению обучаемых в процесс получения знаний, расширению памяти, логического мышления, способности к решению проблем. В статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса обучающихся с использованием информационных технологий.

Похожие материалы

Главная задача образовательных организаций высшего образования МЧС России – качественное и полное выполнение кадрового заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов с уровнем профессиональной подготовки, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам и компетенциям выпускников, с учетом развития средств, форм и способов проведения аварийно-спасательных операций и других неотложных работ, профилактики и тушения пожаров, надзора на водных объектах, обеспечения мероприятий по подготовке к ведению и ведения гражданской обороны государства [1].

С учетом потребностей современного рынка труда образование должно не только сформировать у обучающихся определенный багаж знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, повышению качества практической реализации приобретенных способностей. С этой целью необходимо применять в учебном процессе новые информационные технологии. С одной стороны, они стали естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сами явились ценным техническим средством обеспечения процесса образования. Компьютерные технологии создают широкие возможности для формирования познавательного интереса курсантов.

Сегодня, в образовательных организациях МЧС России наряду с традиционными апробируются и внедряются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных виртуальных симуляторов [2]. Современные информационные технологии определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели. Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека [3].

В целях реализации главной задачи, образовательным организациям МЧС России необходимо обеспечить совершенствование взаимосвязи содержания и освоения основных профессиональных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки курсантами, студентами и слушателями с учетом опыта профессиональной подготовки и деятельности подразделений и организаций МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Для этого в ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, с учетом реализации главной задачи, проводится:

  • обеспечение поэтапного достижения требуемого уровня профессиональной подготовленности обучающихся;
  • корректировка образовательных программ, учебных планов, учебно-методических комплексов дисциплин, содержания и методик проведения учебных занятий;
  • систематическое повышение эффективности учебного процесса и его практической направленности, в том числе и путем выполнения на каждом практическом занятий по специальным дисциплинам прикладного упражнения или норматива по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке с выставлением оценки каждому обучающемуся;
  • внедрение в образовательный процесс различных инновационных форм обучения, которые способствуют включению обучающихся в разнообразную деятельность (игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др.). Данные формы деятельности раскрывают широкий спектр возможностей для формирования познавательного интереса курсантов. Используемые технологии позволяют предлагать курсантам разнообразные самостоятельные, творческие, проблемные, исследовательские задания.

При реализации комплекса мероприятий по достижению вышеуказанных направлений в обязательном порядке учитываются:

  • внесение изменений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и МЧС России, регламентирующие оперативно-служебную деятельность территориальных и местных пожарно-спасательных гарнизонов;
  • анализ результатов Государственной итоговой аттестации выпускников и отзывов на них из подразделений и организаций МЧС России, в которые выпускники поступили на службу после окончания учебного заведения, с учетом проведения оценки их профессиональной подготовленности по направлению деятельности «организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;
  • положительный опыт оперативно-служебной деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, в том числе с учетом участия пожарно-спасательных подразделений в тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая то, что выпускники академии в большей степени по окончании обучения назначаются на должности среднего и старшего начальствующего состава органов управления и подразделений ФПС ГПС, деятельность профессорско-преподавательского состава академии направлена на формирование у обучающихся компетенций, ориентированных на профессиональную деятельность, связанную с участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Необходимо отметить, что качество освоения курсантами компетенций, ориентированных на профессиональную деятельность зависит от заинтересованности, увлеченности и познавательной активности обучаемого к изучению требуемого материала.

В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России в процессе подготовки кадров для системы МЧС России используется многофункциональный учебно-тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей, в состав которого входит широкий спектр вычислительной и имитационной техники, применяемой для обучения и повышения качества практических навыков выполнения упражнений того или иного рода по ряду специальных дисциплин [5, с. 69-75]. Введение тренажерного комплекса в образовательный процесс позволило повысить у курсантов мотивацию, активность, самостоятельность, интерес к будущей профессии. Наличие познавательной активности у курсантов способствует воспитанию у них предприимчивости, инициативности, ответственности. Сущность познавательной активности характеризуется готовностью как можно лучше овладевать необходимыми знаниями, волевыми усилиями в обучении, потребностью творческой деятельности. В познавательной активности обучаемых проявляется отношение к цели обучения. Активность личности определяет ее потребностно-мотивационную сферу, непосредственно связанную с целью деятельности. Для того чтобы сформировать познавательный интерес будущих инженеров пожарной безопасности, необходимо формировать у курсантов познавательную мотивацию. Работа по формированию познавательной мотивации будет эффективной, если у курсантов присутствуют интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный уровень, овладение определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач [4].

Список литературы

  1. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных организаций, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 год. Утверждены Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым 25.12.2015 № 2-4-87-61-14.
  2. Ваганян Г.А., Виртуальные технологии менеджмента [Текст] / Г.А. Ваганян, О.Г. Ваганян, Ереван, Нжар, 2005 – 368 с.
  3. Дзюбенко О.Л., Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа / О.Л. Дзюбенко, А.О. Коженков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942, свободный.
  4. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 3-е издание - М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  5. Суровегин А.В. Формирование познавательной мотивации курсантов вузов МЧС России с использованием учебно-тренажерных комплексов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. 20 (39) 2015. – ВлГУ, 2015. – С.69-75.