Взаимосвязь познавательной активности, учебной мотивации и творческой активности в процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России

№60-2,

Педагогические науки

В данной статье рассматривается взаимосвязь познавательной активности, учебной мотивации и творческой активности личности, в процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России. Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных ученых по формированию познавательного интереса обучающихся.

Похожие материалы

В процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России необходимо учитывать познавательную активность, учебную мотивацию и творческую активность личности, так как данные аспекты взаимосвязаны.

Сущность познавательной активности характеризуется готовностью как можно глубже овладевать необходимыми знаниями, потребностью творческой деятельности.

В познавательной активности учащихся проявляется отношение к цели обучения. Активность личности определяет ее потребностно-мотивационную сферу, непосредственно связанную с целью деятельности.

Одной из важных проблем в психологии является вопрос о мотивации и мотивах в поведении и деятельности человека. Проблема мотивирования, которое является сложной структурой человека, очень сложна. Основой деятельности является мотив, поэтому его сущность исследуется многими учеными (работы И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.К. Марковой, и других). Данной проблеме уделяли большое внимание и зарубежные ученые (Дж. Аткинсон, Ж. Годфруа, Г. Холл, К. Мадсен и многие другие). Ученые выражали различные точки зрения на сущность мотивов и мотивационную сферу личности. Рассмотрим данные точки зрения.

В исследованиях Л.И. Божович мотив определялся как чувства человека [3]. В.И. Ковалев считал, что мотив проявляется в потребностях, влечениях, побуждениях, склонностях, желаниях, привычках, помыслах, чувстве долга [5], А.Н. Леонтьев под мотивами подразумевал явления окружающей среды [7], по мнению В.К. Вилюнаса, мотив – это жизненные обстоятельства человека [4]. В самом общем виде определение мотива предлагает Л.Д. Столяренко, утверждая, что под мотивом следует понимать все явления и предметы окружающего мира, которые стимулируют, побуждают человека к определенной деятельности [12].

В психолого-педагогической литературе описываются две группы мотивов: познавательные мотивы, которые связаны с учебной деятельностью и способами ее выполнения; социальные мотивы, которые связаны с общением учащихся с разными людьми в обществе (А.К. Маркова, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и другие). Эта классификация мотивов детализируется в работах А.К. Марковой. В своем исследовании мы опирались на представленную А.К. Марковой классификацию познавательных мотивов, которые автор разбивает на подгруппы:

  1. широкие познавательные мотивы, которые ориентируют учащихся на получение новых знаний; данные мотивы характеризуют глубину интереса к знаниям;
  2. учебно-познавательные мотивы, которые ориентируют учащихся на способы получения знаний, самостоятельное приобретение знаний, методы научного познания;
  3. мотивы самообразования, которые отражают направленность учащихся на самосовершенствование в процессе обучения.

А.К. Маркова подчеркивает, все выделенные группы познавательных мотивов способствуют появлению «мотива достижения», проявляющееся у учащихся в желании достичь успеха, получить более высокие результаты, преодолению трудностей в учебе, стимулируют проявление познавательной активности [8]. На основании данного положения автора мы делаем вывод, что познавательные мотивы способствуют формированию познавательного интереса курсантов. Важным для процесса формирования познавательного интереса курсантов является вопрос о мотивационной сфере личности или о мотивации.

Мотивационную сферу личности или мотивацию следует рассматривать в качестве стержня человека, который состоит из направленности, ценностных ориентаций, установок, социальных ожиданий, притязаний, эмоций, волевых качеств и других социально-психологических характеристик [12].

Вопрос о мотивации затрагивает М.С. Аниськина, исследуя проблему мотивационно-волевого аспекта при обучении на заочном отделении вуза и отмечает, что мотивация является движущей силой в поведении и деятельности человека. Это ведущее звено в структуре личности, определяющее эффективность деятельности; мотив, подчеркивает автор, является сложным интегральным психологическим образованием, в которое включаются большое количество факторов [1].

В связи с возрастными изменениями человека происходят изменения в структуре и содержании мотивов, так как меняются доминирующие мотиваторы и доминирующие потребности. На этот факт указывал и А. Маслоу. Автором выделены потребности человека в связи с изменением возраста: физиологические потребности, безопасность, потребности в любви и общении, потребность в достижении уважения, успеха, одобрения, признания, авторитета, познавательные потребность в познании окружающего мира, потребность в эстетике (гармонии, симметрии, порядке, красоте), желание реализовать свои цели, способности, совершенствовать свою личность [9].

В структуре человека психологами выделяются следующие компоненты: потребности, которые определяют направления жизни человека; деятельные способности к деятельности; освоение окружающей действительности обыденным и научным сознанием [11]. Перейдем к более подробному рассмотрению данных компонентов.

  1. Основой отношения человека к окружающему миру являются потребности и интересы. Занимаясь деятельностью, человек осуществляет любую потребность. Особенности потребности зависят от установки человека, его жизненных ориентаций, мотивов деятельности. З.И. Решетова подчеркивает, что источником потребностей является объективная действительность, а не стихийные глубинные процессы [11]. Это положение автора важно для нашей работы, так как процесс формирования познавательного интереса курсантов не должен быть стихийным, а зависеть от объективных условий. В характере потребности отражаются духовные качества человека. При формировании духовности личности расширяются духовные потребности человека, что позволяет ему заниматься новыми разнообразными видами деятельности, что увеличивает связи и отношения человека с окружающей действительностью [11].
  2. Вторым компонентом в структуре личности является способность к занятию целенаправленной сознательной деятельностью. Чем разнообразнее деятельность, которой способен заниматься человек, тем выше будет показатель уровня его развития [11].
  3. В каких формах человек познает мир – это можно считать третьим компонентом структуры личности. познание человеком мира может происходить обыденным сознанием или научным сознанием, когда происходит формирование мировоззрения личности. Человек может познавать мир на уровне обыденного сознания или на уровне научного сознания, когда формируется определенное мировоззрение.
  4. Наряду с формированием познавательного интереса курсантов можно решать задачу по развитию у курсантов профессионального мышления, что характеризует творческого специалиста в своей профессии и подчеркивает высокий уровень его специальных знаний.

Рассматривая проблему творческой активности, ученые связывали ее с творческой одаренностью и способностями человека. Так, Д.Б. Богоявленской подчеркивается мысль о том, творческость характеризуется интеллектуальной активностью, представляющей собой сочетание двух компонентов: познавательного (общих умственных способностей) и мотивационного [2]. Одаренность, по мнению А.М. Матюшкина, следует считать интегральным явлением. Это общая психологическая предпосылка, которая способствует творческому развитию личности. Автор выделяет структурные компоненты, составляющие одаренность, среди которых главную роль играет творческая мотивация [10].

Творческую мотивацию личности достаточно глубоко исследовал Б.Б. Коссов. Анализ личностных особенностей таких групп студентов, как творческие лидеры и аутсайдеры позволил автору сделать выводы о том, что в мотивационной сфере творческих лидеров стрежнем являются положительные эмоции, оптимизм, жизнерадостность, а отрицательные эмоции (неудачи, плохое настроение, нетерпимость и др.) практически отсутствуют. У творческих лидеров преобладает успешность в деятельности, прогнозируется успех в будущей деятельности, познавательный интерес, являющийся мотивом активности [6].

Важной является проблема взаимосвязи познавательной и творческой активности обучаемых.

Познавательная активность – это способность учащихся к познанию. В познавательной активности различают репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий) уровни. Воспроизводящая активность характеризуется умением выполнять познавательные задачи, если ее условия и процесс выполнения представлены в качестве готового материала.

Творческую активность ученые считают более высоким уровнем познавательной активности (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.И. Тамбовкина, Е.Л. Яковлева и другие) Так, Т.И. Тамбовкина указывает, что творческую активность отличает от репродуктивной познавательной деятельности оригинальность познавательной задачи, которую предлагает учащийся для решения, самостоятельное нахождение интересных и необычных способов ее решения. Автор подчеркивает, что, развивая творческую активность учащихся, необходимо использовать различные формы творческой самостоятельной работы, в процессе выполнения которой увеличивается прочность и сознательность знаний, которые становятся убеждениями, формируется познавательный интерес По нашему мнению, чтобы сформировать высокий уровень познавательного интереса курсантов, необходимо, чтобы курсанты стремились получить прочные знания, приобрести важные в профессии умения и навыки., и с этой целью необходимо предлагать самостоятельные задания творческой направленности.

Таким образом, ученые подчеркивают важную мысль о том, что изменения в современных социально-экономических условиях диктуют смену стратегии адаптации в профессии на стратегию развития в профессии, так как современному обществу необходим специалист, вооруженный прочными знаниями, решительный, творческий, инициативный, ответственный, стремящийся к самосовершенствованию.

Проанализировав работы ученых, мы пришли к выводу, что при формировании познавательного интереса курсантов нужно учитывать их мотивы учебной деятельности, потребности, внутреннюю среду личности курсанта, его эмоциональную сферу, способность к творчеству и создавать условия для развития познавательной творческой активности курсантов.

Список литературы

  1. Аниськина, М.С. Мотивационно-волевой аспект при обучении на заочном отделении вуза [Текст] / М.С.Аниськина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 19-20 апреля 2012 г. / науч.ред. В.И.Казаренков.– М.: РУДН, 2012.– С.408-412.
  2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская.– Ростов н/Д: изд-во Ростовского университета, 1983.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды [Текст] /Л.И. Божович.– 2-е изд. стер.– М.: Изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.– 349 с.
  4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К.Вилюнас.– М., 1990.
  5. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г.Ковалев.– М.: просвещение, 1970.– 390 с.
  6. Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие [Текст] / Б.Б.Коссов.– М.: Изд-во «Академический проект», 2000.– 237 с.
  7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев.– М. Изд-во МГУ, 1971.– 40 с.
  8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К.Маркова.– М.: Просвещение, 1983.– 127 с.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность: 3-е изд. пер. с англ. [Текст] / Абрахам Маслоу.– СПб: Питер, 2003.– 352 с.
  10. Матюшкин,А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии.– 1982.– № 4. – С.16-22.
  11. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А.Решетова.– М.: МГУ, 1985.–207 с.
  12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст] / Л.Д. Столяренко.– Ростов н/Дону: «Феникс», 2000.– 544 с.