Государственное регулирование АПК

NovaInfo 58, с.315-320, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

Агропромышленному комплексу в отечественной сфере хозяйствования принадлежит значительная роль источника продуктов питания для населения, сырья для отраслей промышленности и основного участника формирования ВВП страны. По этой причине реформированию АПК придается огромное значение государственного уровня. Переход на рыночные отношения повлек за собой существенные преобразования во всех сферах АПК — реорганизацию методов, способов, форм, средств производства, формирования новых подходов и программ, направленных на повышение эффективности производства и улучшению продовольственной ситуации в стране.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВО, АПК, КОМПЛЕКС, ХОЗЯЙСТВО, ВВП, СТРАНА, РЫНОК

Текст научной работы

Переход на рыночные отношения повлек за собой существенные преобразования во всех сферах АПК — реорганизацию методов, способов, форм, средств производства, формирования новых подходов и программ, направленных на повышение эффективности производства и улучшению продовольственной ситуации в стране. Между тем, преждевременное реформирование и активное внедрение аграрного опыта зарубежных стран негативно отразилось на состоянии сельского хозяйства и других отраслей АПК, в частности, машиностроения, сфере инновационных технологий.

В условиях отсталого технического оснащения, недостатка финансирования, нехватки квалифицированных кадров, отсутствия современных средств производства и новых технологий отечественный АПК долгое время находился в кризисном состоянии. В результате возникли предпосылки популяризации импортной продукции, объемы которой ставят под угрозу существования все отрасли АПК.

В целях обеспечения продовольственной независимости страны, восстановления структуры АПК, возрождения ее отраслей созданы программы по эффективному государственному регулированию развития АПК.

В условиях переходного периода ключевая роль государства в качестве регулятора рыночных отношений сочетается с одновременным требованием относительной свободы рыночных механизмов и рычагов формирования АПК.

Формы государственного регулирования носят преимущественно экономический характер, а не административно-командный и плановый, как это происходило на протяжении всей советской истории страны. При этом акцентируется внимание на защитных механизмах, позволяющих оградить отечественного производителя от импортной продукции. Также отмечается роль средств защиты аграрного сектора экономики от монополизации. Немаловажное значение государство имеет в вопросах инвестирования, создания научно-исследовательской аграрной базы, подготовки кадров, развития села и поддержания производителей — владельцев фермерских и крестьянских хозяйств.

Только государство с его мощными финансовыми, техническими, образовательными ресурсами, налоговыми и кредитными механизмами способно стать динамичной силой, стимулирующей развитие всех отраслей АПК в направлении роста объемов и эффективности производства.

Целью государственного регулирования в сфере агропромышленного производства является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства, стабильность аграрного рынка, продовольственную безопасность, поддержку и защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей страны.

Государственное регулирование в сфере агропромышленного производства должно осуществляться на следующих принципах:

  • приоритетного развития агропромышленного производства;
  • поддержания экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
  • защиты (протекционизма) сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности, недопущения вмешательства государственных органов в эту деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • финансовой и материальной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами с использованием механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования, страхования;
  • применения методов программно-целевого регулирования агропромышленного производства;
  • воздействия на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
  • сбалансированного сочетания административно-правового и гражданско-правового методов правового регулирования аграрных отношений;
  • приоритета договорных отношений между субъектами агропромышленного производства.

В условиях достаточно развитой системы рыночных отношений основными должны быть следующие направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • компенсация части затрат по договорам страхования;
  • поддержка наиболее важных отраслей сельского хозяйства по целевым продуктовым программам;
  • поддержка производства в объективно худших условиях;
  • компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов;
  • поддержка сбалансированности рынка;
  • поддержка науки и инновационной деятельности;
  • поддержка развития социальной инфраструктуры деревни и комплексного развития сельской местности.

Необходимым атрибутом развитой экономики являются государственные гарантии товаропроизводителям. Государство призвано гарантировать товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и продовольствия:

  • создание условий для поддержания паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги;
  • поддержку инвестиционной деятельности в соответствии с целевыми программами, а также проведение фундаментальных научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
  • проведение мероприятий по воспроизводству и улучшению плодородия почв, землеустройству, мелиорации и поддержанию межхозяйственных мелиоративных систем, природоохранных мероприятий;
  • формирование системы страхования в агропромышленном производстве с долей средств государственного бюджета, обеспечивающего покрытие убытков от стихийных бедствий;
  • антимонопольное регулирование цен на продукцию (услуги) предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально- техническому снабжению сельскохозяйственного производства, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • льготное налогообложение, осуществляемое в соответствии с законодательством;
  • организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификации работников по специальностям в области сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирования и функционирования маркетинга и других рыночных институтов в агропромышленном производстве.

Роль государства всегда была ключевым фактором развития АПК, ведь от действий государства внутри страны и формирования международных отношений во многом зависит вектор развития сельского хозяйства и сопутствующих сфер деятельности. Под государственным регулированием АПК подразумевается воздействие правительства на темпы производства и реализации путем издания соответствующих законодательных норм и правил. Основными задачами государственного регулирования АПК являются положительная динамика развития сельского хозяйства и сопутствующих отраслей, экологическая и санитарно-эпидемиологическая безопасность продукции и производства, а также поддержание положительного экономического баланса при взаимодействии с другими отраслями.

К основным направлениям регулирования АПК относят:

  1. формирование условий рыночной и внешнеэкономической деятельности с учетом режима санкций;
  2. обеспечение льготных условий субсидирования, финансирования и выдачи кредитов;
  3. обеспечение защиты отечественных производителей путем ввода таможенных пошлин и сборов;
  4. научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области производства;
  5. развитие экономико-социальной сферы небольших городов и сел.

Ежегодно Правительством РФ формируются Программы поддержки отечественных производителей и компаний в сфере АПК, которые призваны осуществить поддержку компаний в сложной экономической и политической ситуации. Миллиарды рублей из Федерального бюджета направляются на:

  • частичное финансирование при обновлении технического парка и технологического оборудования в рамках реализации целевых программ поддержки сельского хозяйства;
  • проведение мелиоративных мероприятий почвенных покровов;
  • предоставление льготных условий кредитования и субсидирования предприятий АПК;
  • дотации в региональные бюджеты;
  • формирование обучающих программ для технического персонала в секторе АПК.

Ежегодные отчеты показывают преимущественно положительную динамику развития АПК в последние годы, однако на сегодняшний день вопрос дальнейшего развития стоит наиболее остро. Политическая обстановка в мире и отрицательные колебания курса рубля по отношения к иностранным валютам значительно изменили устоявшуюся за долгие годы конъюнктуру рынка. На сегодняшний день роль государства становится еще более ключевой. На сегодняшний день без помощи государства отечественный производитель не сможет воспользоваться благоприятной ситуацией для развития в рамках политики импортозамещения.

На сегодняшний день от роли государства во многом зависит дальнейшее развитие не только сельского хозяйства, но и всего АПК в целом. Все производители сельскохозяйственной техники, инжиниринговые компании, сервисные и транспортные средства целиком и полностью зависят от благополучия сельского хозяйства.

Для планомерного развития АПК в ближайшее время необходимо:

  1. Выделение финансовых ресурсов и формирование целевых программ по субсидированию аграриев.
  2. Обеспечение условиями льготного кредитования предприятия в сектора АПК.
  3. Выделение бюджета на краткосрочные займы, необходимые для обеспечения хранения необходимых продовольственных запасов.
  4. Обеспечение возможности долгосрочного кредитования на срок свыше 10 лет.
  5. Поддержку лизинга в сфере агропромышленного производства.
  6. Защита отечественного производителя от перенасыщения рынка иностранной продукцией.
  7. Стимулирование экспорта.

Грамотный подход при формировании государственного регулирования сектора АПК позволит отечественному производителю не только выжить в сложных экономических условиях, но и твердо стать на ноги, захватив новые сегменты рынка в рамках политики импортозамещения.

Читайте также

Список литературы

  1. Арсланбекова Р.М., Арасланбаев И.В. Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК. В сборнике: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 13-15.
  2. Буравова С.Н., Арасланбаев И.В. Единый портал государственных и муницепальных услуг. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». Министерство сельского хозяйства Российской федерации, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 279-280.
  3. Сафаргалина Ю.М., Арасланбаев И.В. Опыт управления государственного регулярования АПК. В сборнике: Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 202-204.
  4. Ганеева А.М., Арасланбаев И.В. Роль информатизации в современном обществе. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». Министерство сельского хозяйства Российской федерации, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 275-276.
  5. Арасланбаев И.В., Шамукаева В.В. Информационное обеспечение – как основной фактор управления хозяйственной деятельностью. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 42-45.

Цитировать

Муллагулов, А.Р. Государственное регулирование АПК / А.Р. Муллагулов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 315-320. — URL: https://novainfo.ru/article/10706 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться