Разработка информационной системы для управления коммерческим банком

№110-1,

экономические науки

В данной работе рассматривается процесс реализации информационной системы, автоматизирующий рабочий процесс экономиста операционного зала в отделении банка «Русский стандарт». Автоматизация банковских операций сейчас не просто дань моде. Это попросту необходимый фактор, позволяющий исключить вероятность возникновения ошибок при обработке информации, снизить временные затраты на обработку информации и обслуживание клиентов, повысить уровень доверия и лояльности к банку, чем привлечь дополнительный поток клиентов. Этим и было обусловлено проведение данного исследования.

Похожие материалы

Рост популярность персональных компьютеров, а также широкое применение информационных технологий привело к появлению и распространению информационных систем в самых различных сферах деятельности. Применение информационных систем и технологий позволят автоматизировать самые различные аспекты деятельности — учет клиентов или посетителей, учет финансовых операций, ведение расчетов, электронного документооборота или автоматизированного взаимодействия с клиентами. Автоматизация любого бизнес-процесса позволяет любой организации добиться каких-либо положительных факторов, будь то увеличение числа повышения клиентов, улучшение качества обслуживания посетителей, либо снижение/повышение финансовых расходов/доходов. Применение информационных систем — это не только дань моде, но и необходимость, вызванная повсеместной информатизацией, переводом любого вида учета в электронную форму.

Банк «Русский Стандарт» является крупным коммерческим банком и относится к категории крупных коммерческих банков. Помимо основных видов банковской деятельности, банк «Русский Стандарт» выполняет дополнительные виды банковской деятельности, такие как выдача поручительств в денежной форме, выполнение операций по покупке и продаже ценных бумаг и т.д.

Операции по обработке информации при обслуживании клиента в отделении банка «Русский стандарт» на текущий момент времени не автоматизированы. Ввод информации в документацию осуществляется вручную. При каждом визите клиента в банк менеджерам необходимо вводить данные клиента вручную. Это увеличивает время ввода документа, соответственно повышая время обслуживания клиента. Помимо этого, отсутствие единой базы клиентов не позволяет организовать грамотную организацию управления рабочим процессом банка в связи с отсутствием инструментария для осуществления подобного вида деятельности. У руководящего состава отделения банка «Русский стандарт» отсутствуют механизмы контроля выполняемых операций и процедур при обслуживании клиентов банка. Применение средств вычислительной техники при решении рассматриваемого комплекса задач обусловлено рядом факторов. Так, объем и качество выходной информации напрямую связано с применением средств вычислительной техники, применение которой позволит обрабатывать большие объемы информации в краткие сроки и максимально корректно [4].

С целью осуществления максимально эффективного взаимодействия с клиентами была поставлена задача автоматизации данного процесса посредством реализации информационной системы отделения банка «Русский Стандарт». Внедрение подобного решения позволит автоматизировать взаимодействие с клиентами. Посредством применения информационной системы планируется достижение косвенного эффекта, выраженного повышением прибыли организации, а также привлечения большего числа клиентов.

Для реализации информационной базы необходимо применение системы управления базами данных. Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персонального компьютера.

Для реализации графического интерфейса пользователя было принято решение использовать среду разработки Embracadero Delphi 10. Данный выбор был обоснован тем фактом, что данная среда разработки позволяет разработчикам создавать пользовательский интерфейс очень быстро и удобно, предоставляя широкий набор компонентов и функций [2]. Согласно множеству исследований было доказано, что более половины времени разработки программного продукта занимает разработка графического интерфейса пользователя. Поэтому среда разработки Embracadero Delphi 10 позволяет сэкономить временные затрат за счет генерации фрагментов кода программного продукта [5].

Для реализации программного продукта было принято решение об использовании каскадной модели жизненного цикла. Данная модель жизненного цикла была выбрана в силу того, что она:

  • имеет стабильные требования к информационной системе в течении всего цикла разработки;
  • позволяет разработчикам последовательно устранять возникающие недостатки и ошибки;
  • предоставляет простую возможность выполнять планирование, контроль и управления процессом разработки информационной системы;
  • максимально эффективна для проектов, обладающих высокими требованиями к качеству реализуемого программного продукта [1].

Исходя из того, что для разработки программного продукта было принято решение о применении среды разработки Delphi, наиболее оптимальным будет использование методологии RAD. Для внедрения информационной системы будет использована стратегия «Узкое место», что позволит автоматизировать деятельность отделения банка без каких-либо потерь и затруднений для организации.

При выполнении процессов, входящих в состав этапов по обработке информации, обязательным условием является выполнение следующих требований:

  • поддержание должного уровня достоверности поступающей информации;
  • выполнение временных условий по выполнению поставленных задач;
  • стремление к минимизации как трудовых, так и финансовых затрат при обработке информации;
  • применение средств вычислительной техники и оргтехники в качестве инструментария для обработки данных;
  • использование различных режимов при решении поставленной задачи [3].

Разрабатываемый программный продукт реализован на использовании принципа диалога с пользователем, а также реализации эргономичного пользовательского интерфейса. Приложение можно разделить на три основных компонента — пользовательский интерфейс, реализованный посредством использования экранных форм, модуль доступа к базе данных — компоненты, отвечающие за реализацию доступа к базе данных, и непосредственно база данных.

При запуске приложение инициируется модуль доступа к данным, а также главная форма приложения, с которой осуществляется вызов и инициализация всех остальных форм программного продукта.

Пользовательский интерфейс построен на основе главной формы приложения. На ней располагаются все основные элементы управления и навигации. В левой части находится перечень клиентов с кнопками для навигации по этому перечню. В правой части на вкладках разделены различные виды информации о клиентах. На вкладке основная информация представлена основная информация о клиенте.

Главная форма приложения
Рисунок 1. Главная форма приложения

На вкладке кредиты расположены сведения о всех кредитах клиента. На вкладке карты расположены сведения о всех банковских картах клиента. Для автоматизации заполнения повторяющихся значений используются справочные таблицы.

Следующим этапом по завершению процесса реализации программного продукта выполняется переход к процессу проверки и тестирования реализованного программного продукта. При выполнении функционального тестирования реализованного программного продукта был разработан состав тестовых сценариев, выполнение которых проверялось в ходе тестирования. Тестовые испытания реализованного программного продукта прошли успешно.

В заключении следует отметить тот факт, что внедрение разработанного программного продукта позволит добиться более эффективного управления в плане отношений с клиентами, а также к росту экономических показателей функционирования отделения в плане реализации финансовых продуктов. А наличие встроенных механизмов формирования документации и отчетов позволят снизить нагрузку на сотрудников отделения банка, что только положительно скажется как на работе специалистов, так и на уровне лояльности клиентов.

Список литературы

  1. Аверченков В. И. Информационные системы в производстве и экономике: учебное пособие 2-е изд., стер. — М.: Флинта , 2016.
  2. Брусакова И. А. Информационные системы и технологии в экономике — М.: Финансы и статистика , 2017.
  3. Гвоздева В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2018 г. — 320 стр.
  4. Карминский А.М.. Информатизация бизнеса. Концепции, технологии, системы: Учебник. — М.: Астрэль, 2015 г. — 624 стр.
  5. Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем Гагарина: учеб. Пособие / Под ред. Проф. Л.Г.Гагариной. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016 г. 384 стр.