Особенности переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на базе поволжского кооперативного института (филиала) российского университета кооперации

№58-5,

педагогические науки

В статье рассматриваются особенности построения курсов повышения квалификации и переквалификации безработных граждан на базе андрагогических принципов построения образовательного процесса.

Похожие материалы

Сегодня в жизни совершенно каждого человека может произойти неприятная ситуация потери основного источника дохода, места работы. В современных сложных условиях на рынке труда совершенно не так просто сориентироваться, выдержать жесткую конкуренцию со стороны других соискателей работы и, наконец, найти работу, которая сможет удовлетворить все наши потребности и желания. Не все граждане, занятые поиском работы, способны найти ее самостоятельно, и именно поэтому они обращаются в службы занятости за квалифицированной помощью в поиске работы. Служба занятости дает возможность гражданам приобрести востребованную на рынке труда профессию, пройти переподготовку или повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности).

Профессиональное обучение безработных граждан является достаточно эффективной формой социальной защиты граждан, потерявших работу. Целью отделов профессионального обучения безработных граждан при центрах занятости является:

  • создать эффективную систему социальной защиты безработных граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;
  • повысить эффективность трудоустройства безработных граждан и сократить сроки вынужденной безработицы;
  • совершенствовать механизм взаимодействия с органами управления образованием, социальной защиты, по труду, экономике, работодателями в кадровой поддержке структурных преобразований в экономике;
  • создание равных возможностей занятости для различных социальных групп населения;
  • оказать информационную и методическую поддержку региональных программ профессионального обучения;
  • сформировать необходимые предпосылки для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.

Переподготовку и повышение квалификации безработных граждан целесообразно проводить в институтах повышения квалификации, на специализированных факультетах вузов, в колледжах, техникумах, учебных центрах по специальностям или сложным профессиям, требующим соответствующего уровня образования и пользующимся спросом на рынке труда.

В этих целях ГКУ СО «Центр занятости населения г.Энгельса» в целях повышения квалификации безработных граждан сотрудничает с Поволжским кооперативным институтом (филиалом) (ПКИ, г. Энгельс).

На базе ПКИ, создан отдел профессиональной подготовки и повышения квалификации, который непосредственно участвует в переподготовке и повышении квалификации безработных граждан.

Учебные курсы коррелируются, но не пересекаются. Существует базовый курс, позволяющий получить базовые знания в предметной области, а есть курс повышения квалификации, рассчитанный на подготовленного сотрудника и дающие более фундаментальные знания. Такой подход позволяет экономить время, давая обучающимся при повышении квалификации только так необходимые им новые знания: об изменившихся стандартах, новые положения, введенные в последние годы, которые они в последствии смогут применить на практике в рабочей деятельности.

Переподготовка и повышение квалификации на базе ПКИ проводится по следующим направлениям:

  • Пользователь ПК
  • С:Бухгалтерия
  • С:Управление торговлей
  • С:Зарплата и управление персоналом
  • С:Предприятие
  • Бухгалтер

Продолжительность курсов варьируется от 1 до 6 месяцев. Набор групп, время начала и окончания обучения проходит в разное время года. Профессиональное обучение проводится только в рамках дневных форм обучения.

Для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения используются действующие учебные программы по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров.

Опытные квалифицированные преподаватели Поволжского кооперативного института обучают слушателей самым «дефицитным» специальностям.

Преимущества повышения квалификации на базе Поволжский кооперативный институт (филиал) это:

Профессиональный подход к обучению

Курсы разрабатываются в соответствии с актуальными стандартами отрасли и с учётом методических требований.

Опыт

Поволжский кооперативный институт (филиал) специализируется на обучении и повышении квалификации с 2005 года. Здесь работает только опытный профессорско-преподавательский состав института.

Эффективность

Поволжский кооперативный институт (филиал) строит систему регулярного взаимодействия с безработными гражданами, что сможете построить систему регулярного повышения квалификации для сотрудников. Обучение дает возможность человеку, потерявшему работу избежать неблаговидного статуса безработного, а также повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Учет в образовательном процессе андрагогических принципов обучения

В целом система повышения квалификации занимается дополнительным профессиональным образованием взрослых (что является частью системы непрерывного образования), и важным фактором, позволяющим правильно организовать учебный процесс в рамках данной системы согласно принципам андрагогики, является в первую очередь, учет специфики контингента слушателей (наличие профессионального и жизненного опыта, зрелый возраст и, как следствие, изменения в динамике психических функций взрослого человека и т.п.) и выстраивание методики проведения занятий согласно активно-деятельностным формам обучения. Процесс усвоения знаний взрослым человеком имеет свои характерные особенности, что напрямую связано с его активной позицией как слушателя по отношению к своему учению: взрослый человек в большей степени является не объектом, а субъектом обучения. Поэтому, использование при обучении взрослых педагогических принципов, на которых строится обучение детей, не является эффективным. Для успешной реализации концентрированного обучения в системе повышения квалификации мы выделяем следующий набор дидактических условий:

  • модульное проектирование содержания учебного материала;
  • различные варианты использования трех моделей концентрированного обучения, как отдельно, так и в сочетании, с учетом специфики системы повышения квалификации: контингента слушателей, сроков и форм обучения;
  • структура, содержание и методическое обеспечение учебного блока с учетом особенностей обучения взрослых.

Таким образом, высокоэффективным обучение может стать, только если оно учитывает андрагогические принципы: принцип приоритетности самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения; принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта; принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний; принцип индивидуального подхода к обучению; принцип элективности обучения (предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения); принцип рефлективности; принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося; принцип системности обучения; принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике).

В результате пройденного обучения гражданин повышает свои шансы найти так необходимую ему работу, специалист любого профиля может быстро подняться по карьерной лестнице, стать по-настоящему ценным работником для предприятия.

Список литературы

  1. Александрова Н.А. Об использовании технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении студентов/Н.А. Александрова, Е.А. Гаврилова//В сборнике: Информационные технологии в образовании Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2014. С. 61-63.
  2. Баженов Р. И. Использование технологии объектно-ориентированного подхода для развития мыслительных действий учащихся при изучении базового курса информатики: диссертация. Биробиджан. 1998. 133 с.
  3. Баженов Р. И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте»//Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
  4. Баженов Р. И., Мысак Н. И. Совершенствование методической системы обучения информационным технологиям: отчет о НИР/НИОКР. ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема». 2012. 31 с.
  5. Векслер В. А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: Дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 197 с
  6. Векслер, В. А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов//Среднее профессиональное образование. -2008. -№3. -С. 72-76.
  7. Козихина М.Н. Дидактические условия реализации концентрированного обучения в системе повышения квалификации: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2001. 162 с