Развитие ИКТ компетенций слушателей курсов дополнительного профессионального образования

№55-3,

педагогические науки

В статье рассматриваются общие подходы к обучению слушателей курсов повышения квалификации базовым компьютерным знаниям.

Похожие материалы

Необходимость дополнительного образования обусловлена востребованностью непрерывного повышения квалификации работающего населения. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет дополнительное образование как возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Организация дополнительного образования призвана реализовать современные принципы образования «через всю жизнь».

Граждане получают базовые компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции) при изучении основной образовательной программы еще в школе, некоторые из них стремятся расширить свои знания в системе дополнительного образования.

Работающее население в настоящее время практически повсеместно использует в своей деятельности компьютерную технику, но возникающие требования карьерного роста, смены или поиска работы, «электронного» общения, получение информации и услуг вызывают потребность в приобретении дополнительных ИКТ компетенций. Другая категория граждан желающих приобрести компьютерные навыки – это люди пожилого возраста, неработающие пенсионеры, желающие быть в курсе современных технических веяний и владеть современными информационными технологиями. Для каждой категории существует свой набор ИКТ компетенций, в зависимости от курсов повышения квалификации, которые они выберут.

Таким образом, выделим основные мотивы, побуждающие слушателей повышать свой уровень компьютерных знаний, приобретать новые ИКТ компетенции:

  • расширение возможностей применения ИКТ компетенций в сферах, не связанных с работой в форме досуга, общения, взаимодействия с органами государственной власти.
  • положительное влияние обучения на трудоустройство и карьеру.

Сегодня, доступность и разнообразие учебных компьютерных курсов позволяют приобрести ИКТ компетенции, независимо от возраста, уровня образования и компьютерной подготовки.

В Поволжском кооперативном институте (г. Энгельс) работает отдел профессиональной подготовки и повышения квалификации, где читаются курсы повышения квалификации компьютерной направленности (табл. 1),.

Таблица 1. Компьютерные курсы

Наименование курса

Продолжительность курса

Пользователь ПК со знанием 1С Предприятие

200 ак.часов

Пользователь ПК Управление торговли 8.2

100 ак. часа

Для каждого курса разработана учебная программа, включающая описание целей и задач курса, наименование разделов и тем, которые будут изучены, продолжительность и форма обучения, а также информация о том, какой документ будет выдан по окончании курсов.

Приведенные в табл. 1 программы повышения квалификации включают перечень знаний, умений и навыков, которые слушатель должен приобрести в процессе изучения курса. Для каждого курса он свой, специфический, отражающий требования к результатам освоения программы.

Существенное значение имеет и входной уровень ИКТ-компетенций потенциального слушателя компьютерных курсов, который будет базовым для прохождения курса. Для его определения проводится входное тестирование на выявление имеющихся знаний, умений и навыков с целью наиболее эффективного распределения по группам и построения траектории обучения. Планируемые ИКТ компетенции определяются как описание итоговой профессиональной деятельности выпускника после прохождения каждого из курсов.

В результате освоения курса «Пользователь ПК со знанием 1С Предприятие» слушатель должен освоить планируемые ИКТ компетенции, связанные со знанием основ работы с информацией, устройств обработки, ввода, вывода и хранения информации, видов устройств передачи информации, разновидности программного обеспечения. В ходе выполнения итогового задания на проверку требуемых практических знаний слушатель должен уметь:

  • запускать различные программы,
  • набирать текст в текстовом редакторе, редактировать (форматировать) текст, используя возможности текстового редактора,
  • открывать и сохранять документы в программе 1С ,
  • корректно завершать работу с программами и операционной системой,
  • совершать операции по ранее внесенным в программу данные.

Слушатель, успешно окончивший курс, получит навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией, получит практический опыт работы с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний. В случае неполного выполнения самостоятельной работы по курсу, преподаватель отмечает, что именно не было понято слушателем, дополнительно объясняет необходимый материал и вносит корректировки в рабочие программы и раздаточный материал.

Таким, образом, в целях развития системы непрерывного профессионального образования всё большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование, в основу которого заложен компетентностный подход. Преимуществами здесь выступают вариативность содержания и форм обучения, а также ориентация на приобретение знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг//Л.Б. Рейдель, В.А. Векслер Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № С. 36-41.
  2. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект//диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 2009
  3. Векслер В.А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. С. 72-76.
  4. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с