Микроэргономика в компьютеризации образования

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются эргономичекие требования к организации процесса обучения в среде "педагог - учащийся - компьютер", при использовании электронных образовательных ресурсов как инструмента познания.

Ключевые слова

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЭРГОНОМИКА, ПЕДАГОГИКА, ДИДАКТИКА, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Текст научной работы

Эргономика это наука, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы. Сферой деятельности эргономики стало выработка и применение теории, принципов и методов для обеспечения благополучия человека и полной оптимизации общей производительности системы.

Сегодня эргономика состоит из нескольких разделов:

  1. Микроэргономика. Исследуются и проектируются коммуникационные системы «человек-машина». В частности, к данному разделу отнесено проектирование интерфейсов программных продуктов.
  2. Мидиэргономика. Исследуются и проектируются коммуникационные системы «человек-коллектив», «коллектив-организация», «коллектив-машина». Основная цель данного раздела, это изучение производственных взаимоотношений на уровне рабочих мест. В частности, проектирование структур организации и помещений, гигиена и безопасность трудовой деятельности.
  3. Макроэргономика. Исследуется и проектируется система в целом, подвержены учеты все возникающие факторы: технические, социальные, организационные. Задача данного раздела это всесторонняя оптимизация деятельности.

Эргономика исследует систему «человек-машина» как эргатическую систему (систему взаимодействия человека с внешней реальностью). Поэтому с эргономических позиций процесс обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (как компонента объекта «машина») следует рассмотреть как систему «педагог-обучающийся-компьютер», т.е. педагог должен полноценно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством компьютера, используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Эргономика рассматривает следующие виды совместимости среды «человек-машина»:

  1. Антропометрическая совместимость – учет размеров тела человека, возможности обзора им внешнего пространства, положение оператора при работе с машиной.
  2. Сенсомоторная совместимость – учет скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  3. Психофизическая совместимость – учет реакций человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
  4. Энергетическая совместимость – учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Эргономические требования строятся, учитывая в первую очередь возрастные различия обучаемых, устанавливают требования к изображению и подаче информации, режимам работы с ней, и по должны обеспечить повышение учебной мотивации к обучению [1].

Основным эргономическим требованием становится задача обеспечение в высшей степени гуманного отношения к ученику, а значит, организация дружественного интерфейса, обеспечение возможностей использования учащимся всех необходимых в процессе взаимодействия с интерфейсом системы подсказок и методических указаний. Так же сюда мы можем отнести соответствие цветового колорита, упорядоченность и выразительность элементов интерфейса. К требованиям отнесем соблюдение принципов адаптивности (приспособления к индивидуальным особенностям) и интерактивности (соблюдение режима двусторонней связи).

Эргономические требования очень тесно связаны с двумя группами требований: требования здоровьесберегающего характера и эстетическими требованиями. Говоря о первой группе, отметим, что ЭОР должны разрабатываться таким образом, чтобы их использование не противоречило санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Вторая группа связана с тем, что необходимо установить соответствие эстетического оформления функциональному назначению; определить порядок, выразительность графических объектов учебно-познавательной среды; определить отсутствие орфографических, пуктационных ошибок и неэтичных компонентов. Эстетические свойства должны характеризовать способность программного продукта через чувственно воспринимаемые образы удовлетворить потребность в эстетическом идеале. Должны присутствовать: информационная выразительность, рациональность форм, целостность композиции [2].

Выделим ряд эргономических рекомендаций при создании ЭОР:

  1. Информация на экране должна быть структурирована.
  2. Периодически должна варьировался яркость и громкость.
  3. Содержание визуального учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным для понимания.
  4. Обязательно присутствие итоговых обобщающих схем.
  5. Использование пиктограмм и других специальных символов обеспечивают четкую спецификацию компонентов ЭОР.
  6. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей.
  7. Объекты и процессы, основные параметры которых изменяются с течением времени, необходимо иллюстрировать анимационным видеорядом.
  8. Не следует отображать текст на темном фоне. от этого устают глаза).
  9. Отображение текста должно обеспечить возможность его комфортного просмотра, желательно расположить смысловой блок на одном экране и по возможности избегать работу с полосами прокруток, особенно с горизонтальной прокруткой.
  10. Должны присутствовать средства масштабирования контента.
  11. Общий заголовок должен центрироваться относительно вертикальной оси экрана.
  12. При длительной работе повышению производительности способствует зеленый цвет. Индиго и фиолетовый цвет снижают производительность.
  13. Частота дыхания и пульса увеличиваются при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах; при воздействии зеленого, индиго и фиолетового они замедляются.
  14. К цветовым сочетаниям, активирующим восприятие информации, относятся «желто-красный», «бело-синий», «черный на оранжевом», «красно-желто-зеленый», «бело-красный» и «красно-бело-синий».
  15. Для создания фона рекомендуется использовать холодные цвета (синий, фиолетовый, цвет морской волны), так как они визуально создают ощущение стабильности.
  16. Теплые цвета (красный, оранжевый) необходимо использовать при отображении объектов переднего плана.
  17. Темные объекты «отяжелеют» восприятие, поэтому их следует располагать в нижней части экрана.

Резюмируя, следует отметить, что при разработке ЭОР по дизайн-эргономическим аспектам рекомендуется принять во внимание технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден Правительством РФ от 07.04.2009, № 307), санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (САНПИН, 2.4.7.1166-02), ГОСТ Р ИСО 14915-1-2010 и ГОСТ Р ИСО 14915-2-2013 «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов».

Таким образом, модель современного образовательного процесса представляет собой структуру, основанную на микроэргономических требованиях: контекстности эргатической системы «педагог и обучающийся - компьютер - учебная среда», освоения информационно-коммуникационных компетенций участников проектирования (обучающегося и педагога), управляемости процесса обучения между управляющим (педагогом) и управляемым (обучающимся), а также компонентов эргономики: компьютерных средств обучения, удобства, комфорта, безопасности рабочего места.

Читайте также

Список литературы

  1. Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект. Биробиджан, 2014.
  2. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров. Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.

Цитировать

Векслер, В.А. Микроэргономика в компьютеризации образования / В.А. Векслер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3593 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться