Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников в детском объединении

№58-5,

Педагогические науки

В статье представлен анализ современных научных подходов к сущности, задачам и функциям детских общественных объединений. Раскрываются теоретические и методические основы воспитания ценностного отношения к малой родине у младших школьников в условиях детского патриотического объединения.

Похожие материалы

На современном этапе в российском обществе особое значение приобретают ценностное отношение граждан к Родине. При этом в Стратегии развития воспитания в системе образования до 2025 года, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016 – 2020 годы» отмечается, что формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма у подрастающего поколения должно основываться на приобщении детей к истории, культуре и традициям малой Родины, формировании у них чувства гордости за прошлое и настоящее своего края, готовности внести свой вклад в его развитие. Наиболее эффективным средством решения данной проблемы, по нашему мнению, будет создание в начальной школе детского объединения патриотической направленности.

В современных научных исследованиях раскрываются различные подходы к организации воспитательного процесса в условиях детского общественного объединения. Л.В. Алиева рассматривает детское объединение как форму детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения [1]. Согласно мнению Т.В. Трухачевой и А. Г. Кирпичник, детское общественное объединение – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка, и достижения цели, провозглашенной в Уставе или ином документе, регулирующем деятельность объединения и деятельность взрослого его участника (члена) [3].

Е.Е. Чепурных выделяет следующие основные функции детского объединения: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Развивающая, функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие её социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно и личностно значимые цели. Ориентационная функция детского объединения реализуется в создании условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей современного общества. Компенсаторная функция предполагает создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия[7].

По мнению исследователей П.И. Фроловой [6], О.В. Якубенко[8], функциями детских объединений также являются: социальная защита, формирование социальной грамотности, коррекция социального поведения и социальных связей, профилактика асоциального поведения, социальная реабилитация детей. В условиях детского объединения дети идентифицируют себя с определенным коллективом сверстников. Они приобретают опыт культуросообразного общения с представителями различных поколений[10]. Вследствие этого происходят позитивные изменения в их общественном поведении и межличностных отношениях. Включение младших школьников в детское объединение способствует созданию воспитывающей среды, направленной на коррекцию различных форм дезадаптации детей[9].

Одной из значимых задач воспитательного процесса в начальной школе является воспитание ценностного отношения к малой Родине. Решение данной задачи возможно посредством организации объединения младших школьников патриотической направленности. В педагогической литературе «патриотизм» определяется как привязанность и любовь к отчизне, солидарность с собственным народом, предполагающая уважение других народов, их суверенных прав [4].

Исследователи А.Н. Тесленко, Е.А. Дмитриенко определяют патриотическое детское объединение как это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей и взрослых, основными задачами которого являются воспитание чувства патриотизма, любви к отчизне, формирование уважения к истории своей страны и к народам, проживающим на ее территории, осуществляемые в совместной деятельности участников объединения. В воспитательной деятельности детского патриотического объединения, по мнению данных авторов, реализуются следующие основные формы: походы, экскурсии детей к историческим местам и памятникам малой Родины, поисковая работа, связанная с историческими событиями, героями родного края, оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы, участие в мероприятиях, посвященных памятным датам, событиями военной истории родного края [5]. В исследованиях Е.Г. Ожоговой рассматривается взаимосвязь физического и психического здоровья педагога и его позиции во взаимодействии с младшими школьниками в условиях детского объединения. Автор считает, что одним из факторов, определяющих гуманистическую позицию педагога, реализацию им во взаимодействии с детьми фасилитационной функции, является отсутствие у него синдрома психического выгорания[2].

Основываясь на рассмотренных выше подходах, предлагаем программу деятельности детского объединения младших школьников патриотической направленности. Участниками детского патриотического объединения могут быть младшие школьники различного возраста, их родители, педагоги, представители общественности региона. Воспитательное пространство детского объединения ориентировано на создание необходимых условий для воспитания у младших школьников патриотической, экологической, гражданской, эстетической культуры. Деятельность детей направлена на познание истории, культуры, традиций родного края, на формирование у них чувства патриотизма, на осуществление действий, ориентированных на совершенствование своей малой Родины.

В основу воспитательной системы патриотического детского объединения положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Реализация культурологического подхода предполагает систематическое погружение младших школьников в познание истории, традиций, культурных особенностей своего региона и формирование у них на этой основе ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает создание мотивации и включение младших школьников в различные виды продуктивной краеведческой деятельности. При этом ведущими видами деятельности являются проблемно-ценностное общение, проектная, исследовательская деятельность. Личностно-ориентированный подход заключается в создании воспитательного пространства, учитывающего интересы и личностные особенности каждого участника детского объединения, в котором каждый ребенок имеет возможность для свободного проявления и развития своих патриотических чувств и общественной активности.

Для успешной реализации программы предлагается интеграция различных форм организации воспитательной работы: тематические беседы, круглые столы, конференции, встречи с ветеранами, знаменитыми земляками, экскурсии в региональные историко-культурных центры, в музеи воинской славы, в мемориальные комплексы своего края, изучение и систематизация архивных материалов, организация помощи землякам-ветеранам, благотворительные акции по благоустройству памятников и природных зон малой Родины, конкурсы проектов и исследований особенностей региона, праздники, посвященные памятным датам своего края.

Таким образом, воспитательное пространство детского патриотического объединения способствует воспитанию ценностного отношения младших школьников к малой Родине. Оно направленно на свободное проявление и развитие чувств гражданской идентичности, патриотизма и социальной активности всех участников.

Список литературы

  1. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. – М.: Макс-Пресс, 2007. – 72 с.
  2. Ожогова Е.Г. Исследование особенностей психического и физического здоровья педагогов//Человек и образование. – 2006. - № 8, 9. – С. 106 – 108.
  3. Основы социокинетики детства: пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т. В. Трухачёва, А. Г. Кирпичник. – М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2009. - 528 с.
  4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
  5. Тесленко А.Н., Дмитриенко Е.А. Педагогика детского движения: теория и практика воспитательной работы. – Астана-Кокшетау: НИИ СПИ КУАМ, ОФ «Центр ювенологических исследований», 2014. – 272 с.
  6. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  7. Чепурных, Е. Е. Детские общественные организации в новом веке// Воспитание школьников. - 2004. - N 3. - С. 2-9.
  8. Якубенко О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования// NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
  9. Якубенко О.В. Профилактика психодезаптационных расстройств учащихся//Наука и образование: вектор трансграничного развития. Материалы международного форума. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 108 – 113.
  10. Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.