Сущность и содержание процесса адаптации обучающихся к образовательному процессу школы

NovaInfo 60, с.428-432, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

В современном информационном быстроменяющемся мире проблема адаптации личности является одной из актуальных. В статье рассматривается сущность и содержание феномена адаптации. Приводятся психолого-педагогические условия эффективной адаптации обучающихся в образовательном учреждении.

Ключевые слова

АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, АДАПТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Текст научной работы

В современном быстроменяющемся мире одной из актуальных проблем является проблема адаптации. В современных исследованиях различные аспекты данной проблемы рассматриваются в контексте приспособления к обучению, деятельности, общению. Однако, несмотря на широкое освещение данных вопросов, к настоящему времени отсутствует целостный подход к организации процесса адаптации учащихся к условиям образовательной организации.

Категория «адаптация» имеет междисциплинарный контекст и присутствует на стыках отдельных областей знаний, в качестве общенаучного понятия многих естественных и социальных наук. Сам термин «адаптация» (лат. «adaptatio» - приспособление) впервые стал использоваться в биологии, в середине XIX века и обозначал механизм внутренней самоорганизации организма, основанной на приспособлении к вышестоящим биологическим, экологическим и другим системам и позволяющий ему выжить. Ч. Дарвин понимал под адаптацией механизм восстановления равновесного состояния системы посредством приспособления к внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. По его мнению, «естественный отбор действует в силу того, что приспособляет изменяющиеся части существ к органическим и неорганическим условиям их жизни или приспособлял их в прошлые времена, причем эти приспособления поддерживались во многих случаях усиленным упражнением, или, наоборот, его отсутствием, находились под влиянием прямого действия внешних условий и, во всяком случае, подчинялись известным законам роста и изменчивости» [6, с.78].

В педагогике и психологии чаще всего под адаптацией понимают механизм приспособления человека к изменившимся условиям социальной среды, сопровождающий его вхождение и взаимодействие с ней. В современной научной литературе существует множество определений феномена адаптации, среди которых наиболее используемыми являются следующие:

  • адаптация – это процесс и результат приспособления организма к условиям окружающей среды;
  • адаптация – это установление равновесия между организмом и средой;
  • адаптация – это цель, на достижение которой направлены усилия организма [13, с.5].

Проблемы психологической адаптации человека нашли отражение в работах отечественных ученых: Ф.Б. Березина, Я.М. Божович, А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджян, А. В. Петровского и др.

Адаптация позволяет личности удовлетворять свои потребности и осуществлять связанные с ними цели. В.П.Березин выделяет индивидуально-психологический и социально-психологический уровни психической адаптации:

  1. Индивидуально-психологический – это уровень, на котором происходит поддержание и сохранение психического равновесия и здоровья. Он включает личностные и типологические особенности индивида (темперамент, мотивацию, способности, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы, самоконтроль, самооценка, саморегуляция и т.д.).
  2. Социально-психологический – это уровень, на котором происходит становление адекватного межличностного взаимодействия, осуществление социально-значимых целей. Для данного уровня характерно с одной стороны – активное воздействие на социальную среду, а с другой – пассивное приспособление, принятие целей и задач социальной группы. Приведенные типы адаптационного взаимодействия детерминируются структурой потребностей и мотивов личности и определяются в ходе группового и межличностного взаимодействия [4, с.46].

А.Г. Асмолов рассматривает процесс адаптации не только как процесс изменения приспосабливающегося к воздействиям среды индивида, но и как процесс трансформации самой среды, соответствующей его особенностям [2, с.84].

В связи с этим, исследование процесса адаптации личности в условиях образовательной организации следует осуществлять в контексте активного взаимодействия обеих сторон – самореализующейся личности и новых условий ее формирования и развития в социальной среде [3].

В работах отечественных исследователей (О.Л. Бушуева, В.С. Бирагов, В.В. Гусев, З.К. Малиева, Б.А. Тахохов и др.) рассматривается комплекс условий для оптимальной адаптации обучающихся в образовательной организации. А сам процесс адаптации в образовательном учреждении определяется как процесс приобщения личности обучающегося к новым социальным ролям, функциям, нормам поведения и культуре [1].

Адаптация связана с преобразованием самого субъекта в процессе деятельности, с осознанным регулированием собственного поведения, сознательным сопоставлением и оценкой имеющихся возможностей с требованиями новой деятельности [12]. В педагогических исследованиях адаптация характеризуется как процесс приспособления личности к существующим социальным отношениям, нормам, традициям общества (Н.Э. Касаткина, Н.С. Пряжников, С.Я. Батышев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Н.Н. Чистяков и др.).

В современной науке существует несколько подходов к анализу исследуемого феномена, позволивших определить адаптацию как:

  1. приспособление к существующим условиям путем полной идентификации и преобразования себя;
  2. как изменение социальной среды;
  3. как самоустранение или уход из среды [5].

Адаптация в образовательном процессе, по мнению А.Н. Леонтьева, представляет собой «усвоение новых видов учебной и трудовой деятельности, научение» [8, c.198].

В процессе адаптации обучающиеся не просто приноравливаются к условиям предметной деятельности, но и приобретают личностные качества. В этом случае социальная адаптация становится необходимой предпосылкой успешности учебной деятельности и важным фактором успешного выполнения обучающимися той или иной социальной роли [10].

Для оказания помощи обучающимся в процессе адаптации к образовательному процессу необходимо создать условия для развития у них общих приемов, умений и навыков учебной деятельности [7]. Для этого на занятиях по различным дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного цикла необходимо развивать умения читать и работать с учебником, выделять главное, отстаивать свое мнение, слушать и наблюдать, задавать вопросы, составлять план или конспект, формулировать мысль, дискуссировать, анализировать результаты и формулировать выводы [11]. Важную роль в этом процессе, по мнению З.К. Малиевой, играет применение интерактивных технологий обучения (дискуссий, кейс-технологий, тренингов, ролевых и деловых игр, проектной деятельности, технологии развития критического мышления), обеспечивающих взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на продуктивную, творческую деятельность обучающихся [9].

Таким образом, учитывая различные подходы, существующие в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что адаптация – сложный, многоуровневый, динамичный процесс взаимодействия личности и общества, в результате которого происходит формирование новых качеств и форм поведения. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить виды адаптации обучающихся в образовательной организации: индивидуально-психологический, социальный и дидактический, которые осуществляются на индивидуальном и социальном уровнях. Для оказания помощи обучающимся в процессе адаптации необходимо создать в образовательном процессе условия для развития у них коммуникативных навыков, критического мышления, адаптивных способностей, приемов и умений успешной учебной деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихо¬логического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с.
  3. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 25-28.
  4. Березин В.П. Психическая и психофизиологичекая адаптация человека.- Л., 1988. – 270 с.
  5. Бобошко Н.Н. Социальная адаптация школьника // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 6-2 (89). С. 48-50.
  6. Дарвин Ч., Экман П. О выраженности ощущений у человека и животных. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
  7. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 101-103.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. - 540 с.
  9. Малиева З.К. Применение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 126-132.
  10. Малиева З.К. Проектирование воспитательно-развивающей среды вуза как условие профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 67-70.
  11. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  12. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. - Владикавказ, 2014. – 179 с.
  13. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Автореф…канд.псих.наук. – Кемерово, 1995. – 21 с

Цитировать

Ильина, К.Ю. Сущность и содержание процесса адаптации обучающихся к образовательному процессу школы / К.Ю. Ильина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 428-432. — URL: https://novainfo.ru/article/11471 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться