Развитие логических учебных действий у младших школьников в процессе обучения

№59-2,

Педагогические науки

В статье на основе современных психолого-педагогических исследований дается теоретическое обоснование необходимости развития логических учебных действий у обучающихся в начальной школе. Рассматриваются основные методы обучения, способствующие развитию логических действий у младших школьников в процессе обучения.

Похожие материалы

Современное общество характеризуется высокой динамичностью, постоянным обновлением информационных потоков, активным внедрением во всех социальных сферах наукоёмких технологий. Для интенсивного социального развития необходимы свободные, высокообразованные, мобильные творческие люди, самостоятельно обучаться, к быстрому принятию адекватных решенийв кризисных ситуациях. Это свойственно личности с высоко развитым логическим и творческим мышлением.

В научных исследованиях Л.И. Божович [3], П. Я. Гальперина[4], В. В. Давыдова[5], Д. Б. Эльконина [11]и других отмечается, что развитие оперативности, гибкости, критичности мыслительных процессов необходимо осущетсвлять в детсте. При этом сензитивным периодом является младший школьный возраст, поскольку в данный приод дети включаются начинают активно осваивать систематиизованные научные знания, и в этом процессе активизируются все мыслительные опрерации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общео образования в качестве основой задачи определчется формирование у младших школьников учебных (личностных, познавательных, и коммуникативных) для овладения компетенциями, основу умения учиться [9]. Логические универсальные действия, входят в познавательных универсальных учебных имеют общий характер и на связей и в области знаний. логических действий образом с формированием приемов мышления, основу того или другого логического действия.

Анализ умственного и процессов у школьников, представленный в работах Л.Л. Алексеевой, Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой [1], А.Г. Асмолова[2] показывает, что в период младшего возраста мышления определяющим для умственного в целом. В это время формируются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. именно в этот познавательные логические действия, базовыми мышления, в большей степени, чем или в годы, стать овладения младшими [7].

В соотвествтвии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обеспечения успешности обучения в школе и на последующих ступенях обучающимся необходимо овладеть следующими логическими учебными действиями: сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определение общих признаков и составление классификации; опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс; анализ объектов, синтез, сериация, классификация, обобщение, доказательство, подведение под понятие, установление аналогий. При этом исследования Е.Г. Ожоговой[6], П.И. Фроловой [10], О.В. Якубенко[12] позволяют сделать вывод о том, что результативность развития логических действий у младших школьников в значительной степени определяется методами организации специальной развивающей работы.

Основываясь на представленных выше научных подходах, рассмотрим основные методы развития логических учебных действий у обучающихся в начальной школе. Развитию у детей логических действий прежде всего будет способствовать системное использование педагогом на различных уроках методов проблемного обучения: проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов. В ходе проблемного изложения учитель определяет учебную проблему и раскрывает обучающимся способ её решения в процессе рассуждения. Младшие школьники прослеживают за логикой мысли педагога, прогнозируя последующие шаги поиска. При этом у обучающихся активизируются и развиваются действия анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Применение эвристического метода основывается на организации и сопровождении педагогом поисковой деятельности детей. При этом, кроме рассмотренных выше логических действий, осуществляется развитие у обучающихся в начальной школе умений доказательства, подведения под понятие, классификации.

С целью развития логических умений педагогу также необходимо применять кейс-метод. При этом учитель предлагает детям реальную или приближенную к реальности ситуацию. Младшим школьникам необходимо ситуацию, варианты ее разрешения, лучшие из решений.

Исследовательский метод состоит в организации учителем исследовательской деятельности младших школьников, в ходе которой они самостоятельно выявляют и формулируют учебную проблему, определяют способ её решения. Данный метод позволяет активизировать и осуществлять развитие всех видов логических учебных действий обучающихся.

Эффективными для развития логических действий у младших школьников являются практические методы обучения. В процессе их применения педагог предлагает обучающимся различные виды заданий на сравнение объектов, установления соответствия между объектами, нахождение общих признаков и особенностей предметов и явлений, на завершение фрагмента текста, составление плана предстоящей деятельности, на определение предмета или явления по отдельным признакам, определение предмета или явления по данной схеме, определение целого, частью которого является данный предмет или явление, на разделение объектов на группы и определения основания для отнесения их к группам, составление последовательности объектов в соответствии с определенным признаком и других[8].

Таким образом, развитие логических учебных действий у младших школьников является важнейшим условием их успешного обучения и умственного развития. Решение этой задачи возможно в процессе комплексного и системного использования учителем на различных уроках методов проблемного обучения, кейс-метода, практических методов.

Список литературы

  1. Алексеева Л.Л., Логина О.Б., Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 153с.
  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – Спб.: Питер, 2008. – 398 с.
  4. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. – М.: Просвещение, 2008. - 145 с.
  5. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном. – М.: Педагогика, 2009. – 167 с.
  6. Намсинк Е.В., Ожогова Е.Г. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности//Детство, открытое миру: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (25 марта 2015 года). – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 249 – 252.
  7. Петухова А.Е., Якубенко О.В. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5. – № 1. – С. 463.
  8. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  10. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  11. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
  12. Якубенко, О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования / О.В. Якубенко // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 55.– Т.2.– С. 372-374.