Педагогические условия в формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

NovaInfo 65, с.393-396, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Осмысливая современные трудности, с которыми сталкивается дошкольная образовательная организация, можно сделать вывод: лишь через воспитание и обучение возможно подготовить человека, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего подходящей информацией, имеющего желание и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих.

Ключевые слова

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст научной работы

Изменения, которые происходят во всех областях общественной жизни, актуализировали идею самоценности человека, понимание ее как цели, а не средства экономической, общественно-политической и культурной жизни государства. Особое значение в данной взаимосвязи приобретает готовность педагогических работников реализовать требования законов Российской Федерации «О безопасности», «О безопасности дорожного движения» и других нормативных актов, предусматривающих подготовку как детей, так и взрослых к безопасной жизнедеятельности. Закон РФ «Об образовании»в качестве одного из принципов государственной политической деятельности в сфере образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск.

Осмысливая современные трудности, с которыми сталкивается дошкольная образовательная организация, можно сделать вывод: лишь через воспитание и обучение возможно подготовить человека, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего подходящей информацией, имеющего желание и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. В таких условиях основой обеспечения качества дошкольного образования в данном направлении может служить внутренняя образовательная среда дошкольной организации [2, С. 14].

Практическая острота и актуальность исследуемой проблемы объясняется на основе следующих положений, отвечающих научной потребности практики:

  1. в дошкольных образовательных организациях и семьях отсутствуют единые подходы к воспитанию у детей старшего дошкольного возраста мотивационного компонента безопасного поведения;
  2. в дошкольных образовательных организациях у старших дошкольников недостаточно сформированы представления об основных источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
  3. в дошкольных образовательных организациях отсутствуют действенные технологии и методики формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста;
  4. в дошкольных образовательных организациях недостаточно уделяется внимание психологической помощи детям при формировании основ культуры безопасности [1, С. 94].

Под культурой безопасности детей старшего дошкольного возраста мы понимаем совокупность знаний о безопасности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к своему здоровью, умений и навыков оберегать, поддерживать свою жизнь, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях [3, С.28].

Нами было проведено исследование, опытно-экспериментальной базой, которого явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 города Ставрополя. В эксперименте приняло участие 37 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа) и 36 детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа).

На констатирующем этапе эксперимента были проведены и проанализированы по выделенным критериям и показателям следующие методики: «Опасные предметы», метод моделирования жизненно значимой ситуации, «Безопасная жизнь в детском саду», «Где опасно, где безопасно?». Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить недостаточный уровень сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована программа «Азбука безопасности» по формированию культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Содержательными разделами программы, обеспечивающими целостность и системность формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста, явились: «Безопасность дома»,«Красный, желтый, зеленый», «Безопасность в природе».

Программа «Азбука безопасности» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач по формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

С целью проверки эффективности выполненной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Для получения более объективного представления об изменениях, произошедших у старших дошкольников по формированию культуры безопасности, были использованы диагностические методики, идентичные тем, которые применялись на констатирующем этапе экспериментальной работы. Изменения, произошедшие у старших дошкольников за время экспериментальной работы, определялись на основании сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Так, высокий уровень сформированности культуры безопасности старшего дошкольника на констатирующем этапе эксперимента составил 14%, а на контрольном этапе эксперимента — 51%, средний уровень сформированности культуры безопасности у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента составил 35%, а на контрольном этапе эксперимента — 40%, низкий уровень уровень сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента составил 51%, а на контрольномэтапе эксперимента — 9%.

Таким образом, проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность разработанной нами программы «Азбука безопасности», направленного на формирование культуры безопасности старшего дошкольника.

Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической практике. Это проблемы, связанные с формированием культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении, формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, формирование культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных организаций.

Читайте также

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада // − М.: Просвещение. 2001. − 94 с.
  2. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 8. − С. 13-16.
  3. Садретдинова А. Э. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.

Цитировать

Сухоносова, К.А. Педагогические условия в формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста / К.А. Сухоносова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 393-396. — URL: https://novainfo.ru/article/13035 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться