Организация проектной деятельности студентов экономического бакалавриата по образовательной области «Математика»

№58-6,

педагогические науки

В рамках данной статьи рассмотрены актуальные педагогические понятия «Проект», «Метод проектов», выделены и охарактеризована процедурная схема проектной деятельности студентов экономического бакалавриата, позволяющая акцентировать внимание на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности выпускников, связанных с количественными методами, математическим и имитационным моделированием.

Похожие материалы

Актуальной педагогической задачей для системы высшего экономического образования является ориентировка учебного процесса на развитие ключевых и предметных компетенции студентов, в частности в условиях реализации прикладной математической подготовки [10]. Перед преподавателем высшей школы, адаптирующем методическую систему обучения под изменяющиеся условия поставлены ряд проблем, связанные с

  • пониманием процесса и механизмов формирования одной конкретно взятой или множества компетенций в результате проектной деятельности обучаемого в рамках теории педагогических технологий [7],
  • выделением базовых принципов развития навыков в области проектной деятельности у студентов как младших, так и старших курсов,
  • формированием полноценных дидактических условий (включая электронную образовательную среду) для осуществления проектной деятельности в процессе прикладной математической подготовки [8, 9];
  • развитием модельных представлений о процессе и результатах проектной деятельности студентов экономического бакалавриата в процессе прикладной математической подготовки, важным содержательным компонентом который выступает исследование разнообразных социально-экономических ситуаций [3, 5, 16].

Отметим, что развитие метода проектов в России произошло в педагогике начала XXI века, однако метод проектов не теряет свою актуальность и в настоящее время, требует содержательного пересмотра, учета новых организационно-методических условий, в частности связанных с тенденциями информатизации и технологизации высшего образования. Системообразующей задачей профессиональной подготовки бакалавра экономики является проектирование собственной деятельности в самом широком смысле. Мы придерживаемся мнения, что студентам экономического бакавриата полезно участвовать в проектной деятельности уже с первого года обучения.

Анализ категории «Проект» позволяет констатировать, что под проектом следует понимать специально организованный преподавателем высшей школы и самостоятельно выполняемый студентами бакалавриата комплекс действий, направленных на поиск эффективного решения поставленной учебной проблемы (профессионально значимой проблемы, в частности, связанной с принятием решений в условиях неопределенности и риска и др.). Большинство исследователей проектного метода отмечают, что проектная деятельность должна быть завершена получением нового продукта, возможно его представлением некоторой аудитории и защитой.

Интересно, что однозначного определения категории «Метод проектов» в современной педагогической литературе не существует. В современных условиях модернизации системы высшего экономического образования метод проектов можно воспринимать в качестве интегративного метода обучения, реализация которого в учебном процессе позволяет акцентировать внимание на развитие компетенции студентов экономического бакалавриата в процессе исследования социально-экономической проблемы и ситуации, её формализации, определения путей исследования и последующей реализации на практике полученных результатов, их содержательная интерпретация в рамках рассматриваемой ситуации. Отметим, что в условиях многообразия социально-экономических проблем и ситуаций проектная деятельность студентов экономического бакавриата не предполагает жесткой алгоритмизации действий.

Учитывая опыт внедрения метода проектов на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета, схему проектировочной деятельность студента целесообразно представить в виде следующих пяти процедур, представленных на рис. 1.

Процедурная схема реализации проектировочной деятельности студентом экономического бакалавриата
Рисунок 1. Процедурная схема реализации проектировочной деятельности студентом экономического бакалавриата

Мы прибегли к технологическому описанию результатов учебно-познавательной деятельности студентов экономического бакалавриата в рамках каждой из представленных выше процедур. В рамках технологического описания нами создана

  • система микроцелей – технологическое представление о содержании математической подготовки студента экономического бакалавриата [1, 13];
  • система дозирования, включающая элементы нового содержания обучения [2, 4];
  • система диагностики;
  • система коррекции;
  • логическая структура протирочной деятельности студента и преподавателя, включающая профессионально-значимые для будущего бакалавра экономики представления о рисках [11, 15] и эконометрическом моделировании [14].

Выделение перечисленных систем позволило нам конкретизировать формы обучения и оптимизировать содержание прикладной математической подготовки бакалавра экономики, решать проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий [12].

Анализируя результаты внедрения метода проектов в учебный процесс, следует отметить, что достаточно нелегко реально и не всегда целесообразно создавать множество проблемных ситуаций на практическом занятии по математике в рамках изучения конкретной учебной темы, которая будет реализована в проекте. Поэтому мы пришли к необходимости разбиения содержания прикладной математической подготовки на учебные модули и продолжили работу на уровне учебных модулей, выходя на педагогическое проектирование системы задач и упражнений [6], поддерживающей реализацию проектного метода обучения.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — №8. — С. 33-42.
  2. Власов Д. А. Современная фрактальная теория: визуализация и прикладные аспекты // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — №1. — С. 8-11.
  3. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 27-29.
  4. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — С. 35-38.
  5. Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «Финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 23-26.
  6. Власов Д. А., Синчуков А. В. Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 146-149.
  7. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. – Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.
  8. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева. – 38 с.
  9. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. – 2006. – № 1. – С. 60-62.
  10. Синчуков А. В. Анализ перспективных направлений модернизации математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. — 2016. — №10-1. — С. 118-119.
  11. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. — 2016. — №8-2. — С. 182-184.
  12. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. — 2016. — №10-1. — С. 116-118.
  13. Синчуков А. В. Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 730-732.
  14. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Методы эконометрики и многомерного статистического анализа. – М.: Экономика, 2010. – 636 с.
  15. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. – М.: Экономика, 2010. — 317 с.
  16. Щукина Н. А. Некоторые подходы к решению задачи о назначениях // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 5 (57). – С. 169-174.