Влияние семейных ценностей в формировании личности обучающихся

№104-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены особенности семейных ценностей в различных странах. Показано роль семьи в формировании личности обучающихся. Представлены рекомендации по восстановлению семейных ценностей.

Похожие материалы

Семья! Сколько значений существует у данного слова! Любой род имеет семейные ценности и традиции, формирующиеся столетиями и объединяющее близких людей в одно целое из поколения в поколение. Давайте проанализируем увлекательные обычаи различных народов в мире. Отчего так принципиально придерживаться их? В счастливой семье накапливаются богатые знания, характер и обычаи. Они создают дух семьи, формирующий отношение ребенка к другим людям и к окружающей действительности с точки зрения морали. Следовательно, семейная атмосфера является важным фактором в нравственном развитии человека. Дети с раннего детства учатся чтить старших, беречь и уважать традиции и праздники своего народа, страны. По этой причине происходит понимание связи с предками [2].

Почему принципиально важно дорожить обычаями и традициями, образовавшимися в семье? Если проводить время с семьей, то, по мнению многих психологов, формируются гармоничные отношения между людьми. Ни на минуту нельзя забывать значимость общения детей с прародителями, потому что они считаются звеном, помогающим проникнуть в историю своего рода. Бабушки и дедушки всегда выслушают, поймут, как никто другой, посочувствуют, так как у них на это есть время. Мудрость и опыт поколения старших дает возможность не совершить множество ошибок, необходимо уметь их только слышать. Любая семья имеет собственные традиции проведения праздников. В большинстве случаев празднование проходит в домашних условиях, но есть и исключения. Например, иностранцы во время таких дней разыгрывают маленькие спектакли, а ещё поют семейные песни. В различных странах есть большое количество общих обычаев и традиций, но есть и отличия. Именно об этом хотелось бы побеседовать подробнее [3,9-11].

Россия. Почти все обычаи различных стран пошли с древнейших времен и российские традиции не являются исключением. Одно из них — это передача реликвий семьи из поколения в поколение. Чтобы сохранить их на память потомкам, за ними ухаживают, защищают их от повреждений. Раньше россияне с удовольствием ходили в общественные бани. Это была не только процедура гигиены, но и большое мероприятие для всех членов семьи, укрепляющая и соединяющая их отношения. Ключевой функцией обычной российской семьи было рождение и воспитание детей. В течении всей жизни им передавались знания, опыт, культура и нравственность, созданные и накопленные ни одним поколением. С малых лет ребятам старались привить любовь к труду, делая это совместно с играми, поэтому к 17 годам ребенок владел навыками той деятельности, которая необходима ему для самостоятельной жизни.

Семья в Китае – это особое малое государство, где во главе стоит отец, владеющий буквально почти неограниченной властью. Большое воздействие на традиции семьи оказывали всевозможные культы и верования. Высочайшей добродетелью являлось почтение к предкам. В том числе и впоследствии смерти главы семьи на протяжении многих веков новые поколения поклонялись культу этого человека, временами имели место жертвоприношения животных в качестве дара предкам. Наследство поровну делилось меж сыновьями, как правило, в данном деле было большое количество конфликтов и разногласий. Большое воздействие оказывала репутация семьи. Из-за этого мужчины шли на войну по собственной воле и отдавали собственные жизни. Почти все традиции в Китае остались и до наших лет, в ведущем у древних династий.

Почти все семейные традиции в Индии сложились во времена, когда индийское общество разделилось на касты. Браки заключались только между представителями одной касты, при этом муж должен был стоять выше жены по социальному статусу. Разводы и повторные браки в Индии запрещены. Сформировалось мнение, что все индийские семьи многодетны, впрочем, это не так, разве что за исключением тех, которые крепко дожидаются мальчика.

Ни одно государство не имеет возможность похвастаться такой численностью народов и всевозможных культур, как Соединенные Штаты Америки. Семейные ценности в семье американца — явление довольно увлекательное. У любого из супругов есть личный индивидуальный счет в банке, средствами которых возможно пользоваться, как угодно. Но у них еще есть общий семейный счет, на эти средства совершаются большие покупки для жилища и для детей.

Бразилия относится к государствам, где социальные слои населения имеют огромные различия. Однако, любой осознает, что традиции семьи — это ключевое. Если у дочери появляется молодой человек, родители незамедлительно устанавливают с ним контакт, нередко приглашают на домашние ужины. Родственные узы у бразильцев сильны, поэтому практически на все праздники собираются не менее 50 человек.

Раньше семейные традиции в Швеции были патриархальными. Вначале женщина всецело подчинялась собственному отцу, вслед за тем супругу. В данный момент же в семье царствует порядок и равноправие, родители достаточно заботливы и внимательны по отношению к собственным детям. Обычным является делить все затраты поровну, в том числе и в ресторане: супруги оплачивают счет пополам. Шведские папы с огромной ответственностью относятся к собственным детям, воспитывающимся как свободные личности, телесные наказания запрещены законодательством.

В Австралии семья и семейные традиции — мнения не так значимые, как в других государствах. Зачастую родственники в данной стране живут отдельно и видятся лишь по праздничным дням и знаменательным датам. Временами близкие люди могут долгое время не общаться, например, когда они живут там, где предлагают работу, и не задерживаются продолжительно на одном месте. Браки в Австралии не являются особо пышными, так как главное — это узаконивание отношений, вследствие этого издержки на женитьбу не такие огромные, как у жителей иных государств [1].

Мы провели анкетирование и пришли к такому выводу, что школьники в настоящее время очень мало интересуются семейными ценностями и традициями. Так, на вопрос: «Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?» чуть больше половины школьников ответили, что «Да». Это заставляет задуматься, так как фамилия — это наследственное имя семьи, а также ее живая история. А на вопрос: «Знаете ли Вы, как познакомились бабушки и дедушки, родители, другие родственники?» 72% детей, из числа опрошенных отвечают «Да» и 28% — «нет». А ведь, это знание своей родословной, связывает друг с другом поколения.

Для большинства опрошенных школьников выявилось преобладание такой семейной ценности, как поддержка. Несомненно, семья оказывает огромную помощь в решении различных проблем. Слова, сказанные близкими людьми, являются для нас ориентиром. Родной тебе человек всегда поможет, поверит в тебя.

Безусловно, сейчас не пишут рукописные письма, как делали раньше: их заменили гаджеты, в которых современные дети проводят большую часть свободного времени. Очень жаль, что из-за этого они не получают необходимого воспитания, тем самым теряется связь поколений.

По результатам исследования можно сказать, что большинство обучающихся чтят семейные традиции, а также интересуются своей историей, поэтому хранят рукописные письма. Без сомнений, всегда приятно пересматривать снимки из старых альбомов. Сейчас кадров также много, но и они остаются на цифровых носителях, нежели переводятся на бумагу. Конечно, хранить файлы с фотографиями стало намного проще и удобнее, но того трепетного чувства от ожидания снимка, увы, уже нет.

Большинство опрошенных школьников считают, что семья является для них образцом. Это радует, так как многое из того, что происходит в семье, существенно влияет на развитие ребенка, так как дети перенимают черты характера и манеры поведения родителей. По нашему мнению, личный пример является главным условием воспитания ребенка интеллигентным, интересным человеком.

Наконец, семейные реликвии: большинство школьников, по нашему мнению, вообще не знают, что это такое. Мы считаем, что очень важно хранить семейные реликвии, так как они часть нашей культуры. Почему же мы храним эти вещи? История этих вещей — история человека, семьи — часть истории нашей страны.

Рекомендации по восстановлению семейных ценностей:

  1. Восстановление духовных ценностей семьи процесс сложный, поэтому над этой проблемой в системе должны работать как государство, так и другие службы, одним из которых является школа.
  2. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей, так как это необходимо, чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям. Л.Н. Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.
  3. В школах должны проходить мероприятия по возрождению семейных ценностей, в которых участвовали бы как дети, так и их родители. Это могут быть концерты, беседы, круглые столы, классные часы и т.д.
  4. Необходимо побуждать обучающихся узнавать и помнить историю своей семьи, фамилии. Для этого можно предложить составить генеалогическое древо. Важно проводить беседы об истории страны, города, района показывать памятные места, знакомится с достопримечательностями.

Таким образом, семья не только ячейка общества, но и неотделимая составной её часть. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Ведь, в нём живут люди, являющиеся кому-то отцами и матерями в своих семьях. Они выполняют воспитательную функцию. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, так как от того как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будем жить мы и наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого человека.

Список литературы

  1. Исаева И. Семейные традиции. Семейные ценности и традиции. [Электронный ресурс] https://www.syl.ru/article/153584/new_semeynyie-traditsii-semeynyie-tsennosti-i-traditsii. Дата обращения: 15.03.19
  2. Мананников В. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс] https://dobro.pw/chto-takoe-semejnye-cennosti/. Дата обращения: 21.02.19
  3. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.