Влияние семейных ценностей в формировании личности обучающихся

№104-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены особенности семейных ценностей в различных странах. Показано роль семьи в формировании личности обучающихся. Представлены рекомендации по восстановлению семейных ценностей.

Похожие материалы

Россия. Почти все обычаи различных стран пошли с древнейших времен и российские традиции не являются исключением. Одно из них — это передача реликвий семьи из поколения в поколение. Чтобы сохранить их на память потомкам, за ними ухаживают, защищают их от повреждений. Раньше россияне с удовольствием ходили в общественные бани. Это была не только процедура гигиены, но и большое мероприятие для всех членов семьи, укрепляющая и соединяющая их отношения. Ключевой функцией обычной российской семьи было рождение и воспитание детей. В течении всей жизни им передавались знания, опыт, культура и нравственность, созданные и накопленные ни одним поколением. С малых лет ребятам старались привить любовь к труду, делая это совместно с играми, поэтому к 17 годам ребенок владел навыками той деятельности, которая необходима ему для самостоятельной жизни.">

Семья в Австралии семья и семейные традиции — мнения не так значимые, как в других государствах. Зачастую родственники в данной стране живут отдельно и видятся лишь по праздничным дням и знаменательным датам. Временами близкие люди могут долгое время не общаться, например, когда они живут там, где предлагают работу, и не задерживаются продолжительно на одном месте. Браки в Австралии не являются особо пышными, так как главное — это узаконивание отношений, вследствие этого издержки на женитьбу не такие огромные, как у жителей иных государств [1].">

Мы провели анкетирование и пришли к такому выводу, что школьники в настоящее время очень мало интересуются семейными ценностями и традициями. Так, на вопрос: «Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?» чуть больше половины школьников ответили, что «Да». Это заставляет задуматься, так как фамилия — это наследственное имя семьи, а также ее живая история. А на вопрос: «Знаете ли Вы, как познакомились бабушки и дедушки, родители, другие родственники?» 72% детей, из числа опрошенных отвечают «Да» и 28% — «нет». А ведь, это знание своей родословной, связывает друг с другом поколения.

Для большинства опрошенных школьников выявилось преобладание такой семейной ценности, как поддержка. Несомненно, семья оказывает огромную помощь в решении различных проблем. Слова, сказанные близкими людьми, являются для нас ориентиром. Родной тебе человек всегда поможет, поверит в тебя.

Безусловно, сейчас не пишут рукописные письма, как делали раньше: их заменили гаджеты, в которых современные дети проводят большую часть свободного времени. Очень жаль, что из-за этого они не получают необходимого воспитания, тем самым теряется связь поколений.

По результатам исследования можно сказать, что большинство обучающихся чтят семейные традиции, а также интересуются своей историей, поэтому хранят рукописные письма. Без сомнений, всегда приятно пересматривать снимки из старых альбомов. Сейчас кадров также много, но и они остаются на цифровых носителях, нежели переводятся на бумагу. Конечно, хранить файлы с фотографиями стало намного проще и удобнее, но того трепетного чувства от ожидания снимка, увы, уже нет.

Большинство опрошенных школьников считают, что семья является для них образцом. Это радует, так как многое из того, что происходит в семье, существенно влияет на развитие ребенка, так как дети перенимают черты характера и манеры поведения родителей. По нашему мнению, личный пример является главным условием воспитания ребенка интеллигентным, интересным человеком.

Наконец, семейные реликвии: большинство школьников, по нашему мнению, вообще не знают, что это такое. Мы считаем, что очень важно хранить семейные реликвии, так как они часть нашей культуры. Почему же мы храним эти вещи? История этих вещей — история человека, семьи — часть истории нашей страны.

Рекомендации по восстановлению семейных ценностей:

  1. Восстановление духовных ценностей семьи процесс сложный, поэтому над этой проблемой в системе должны работать как государство, так и другие службы, одним из которых является школа.
  2. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей, так как это необходимо, чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям. Л.Н. Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.
  3. В школах должны проходить мероприятия по возрождению семейных ценностей, в которых участвовали бы как дети, так и их родители. Это могут быть концерты, беседы, круглые столы, классные часы и т.д.
  4. Необходимо побуждать обучающихся узнавать и помнить историю своей семьи, фамилии. Для этого можно предложить составить генеалогическое древо. Важно проводить беседы об истории страны, города, района показывать памятные места, знакомится с достопримечательностями.

Таким образом, семья не только ячейка общества, но и неотделимая составной её часть. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Ведь, в нём живут люди, являющиеся кому-то отцами и матерями в своих семьях. Они выполняют воспитательную функцию. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, так как от того как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будем жить мы и наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого человека.

Список литературы

  1. Исаева И. Семейные традиции. Семейные ценности и традиции. [Электронный ресурс] https://www.syl.ru/article/153584/new_semeynyie-traditsii-semeynyie-tsennosti-i-traditsii. Дата обращения: 15.03.19
  2. Мананников В. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс] https://dobro.pw/chto-takoe-semejnye-cennosti/. Дата обращения: 21.02.19
  3. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.