Отношения, возникающие при заключении договора поставки товаров для государственных и муниципальных являются специфическими, так как одной стороной выступает государство или орган местного самоуправления. В связи с этим договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд обрастает рядом правовых проблем, которые требуют разрешения.
Гражданское право не содержит определения «исполнение обязательств». В научной литературе «исполнение обязательств» отмечено как «совершение сторонами определенных действий, составляющих содержание их прав и обязанностей»[1, с. 12]. Существуют и другие определения «исполнения обязательств».
Ряд ученных говоря об исполнении обязательств, обозначают его как «исполнение обязанности»[2, с. 68]. К примеру, некоторые ученые понимают под «исполнением обязанности» совершение действия, которое вправе от него требовать заказчик (кредитор). В настоящее время идет дискуссия по поводу отождествления двух терминов «исполнение обязательств» и «исполнение обязанности»[3, с. 37].
Если исходить от грамматического толкования ст. 307 ГК РФ, то можно отметить, что «обязательство» это самостоятельное правоотношение, состоящее из требования совершать определенное действие.
В научной литературе часто встречается мнение, что «исполнение обязательств» это «форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия во исполнение возложенного на него юридической обязанности» [4, с. 59] . Здесь мы видим некую схожесть с принципом свободы договора. То есть существует возможность свободно исполнять договорные обязательства.
Особенность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является то, что его заключение создает взаимные обязанности для участвующих в нем лиц.
Как мы знаем ГК РФ, предусматривает возможность множественности лиц, как на стороне заказчика, так и на стороне контрагента. Законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных закупок, в отличие от гражданского законодательства не предполагает множественности лиц. Здесь характерна индивидуальность заключения и исполнения контрактов.
Однако подобное положение не мешает привлечь к исполнению контракта иных субъектов так называемых «субподрядчиков» или «соисполнителей». Тем не менее, не смотря на множество исполнителей договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, ответственность в случае ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком несет исполнитель, указанный в договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Так как конструкция «заказчик- подрядчик – субподрядчик» не меняет стороны контракта[5, с. 44].
По нашему мнению необходимо убрать возможность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд с помощью субподрядчиков, с нашей точки рения договор должно исполнять лицо, указанное в договоре. Это позволит повысить качество исполнения обязательств.
Помимо множественности лиц гражданское законодательство предполагает возможность исполнение обязательств третьим лицом, а не исполнителем по договору. Однако, законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных закупок, как в случае с множественностью лиц запрещает перемену поставщика третьим лицом. Необходимо отметить, что существует исключение. Возможно, возложить исполнение обязательств по договору поставки на правопреемника.
Гражданское законодательство Российской Федерации не относит место исполнения обязательств к обязательным условиям договора. Однако, для договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд данное условие является обязательным.
Место исполнения обязательств по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд определяется заказчиком, т.е. государственным органом. По этой причине исполнение договора должно быть исполнено в месте, которое определил заказчик. Исполнение обязательств в ином месте будет считаться уклонением от выполнения обязательств.
Указанное положение имеет признаки нарушения законодательства регулирующее защиту конкуренции. Вызвано это тем, что заказчик может указать конкретный населенный пункт. В этом случае число возможных исполнителей договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд сократится. Останутся лишь те исполнители, местоположение которых, исходя из учредительных документов, находится в этом населенном пункте.
Исправить подобное положение можно расширив круг исполнителей исходя не из нахождения его в конкретном населенном пункте, а исходя из нахождения его в регионе заказчика.
Еще одной особенностью договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является то что, заказчик может в силу ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов установить особый порядок приемки. В отличие от обычной приемки, приемка в особом порядке может предусматривать проведение испытаний или других мер контроля с целью выявления некачественного товара.
В целом, исходя из вышесказанного, целесообразно внести следующие изменения в порядок исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
В- первых необходимо исключить возможность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд «подрядчиками» и «соисполнителями». По нашему мнению это позволит в разы увеличить качество исполнения обязанностей, так как они будут лежать только на исполнителе указанному в договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Во- вторых необходимо вести возможность исполнение обязанностей по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд на исполнителей чье местоположение исходя из учредительных документов находится в регионе где расположен заказчик, а не в конкретном населенном пункте.