Становление антикоррупционной политики Сингапура

NovaInfo 58, с.292-298, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 6

Аннотация

В статье изучается состояние коррупции в государственных органах Сингапура с момента обретения независимости. Так же в статье исследуется становление антикоррупционной политики Сингапура. Выделяются основные причины высокой эффективности антикоррупционой политики данного государства.

Ключевые слова

СИНГАПУР, БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, КОРРУПЦИЯ

Текст научной работы

Как мы знаем, коррупция в Сингапуре находится на очень низком уровне на сегодняшний день. Среди азиатских стран Сингапур является наименее коррумпированным государством.

Обладая пальмой первенства по низкому уровню коррупции Сингапур, когда то охватывал колоссальный уровень коррупции в государственном управлении.

В обыденных отношениях было в порядке вещей дача или получение взятки, собственно как и в России в настоящее время.

Сингапур до второй мировой войны являлся колонией Великобритании и имел колониальное название – Стрейтс-Сеттлментс.

Именно в колониальный период под предводительством англичан впервые в истории Сингапура были предприняты меры по противодействию коррупции.

Борьба с коррупцией началась с принятия Уголовного кодекса 1871 года. Нормы данного закона объявили коррупцию вне закона. Однако, несмотря на законодательный запрет, уровень коррупции оставался на высоком уровне.

Следующим правовым актом в сфере борьбы с коррупцией являлось принятое в 1937 году Постановление о противодействии коррупции. Целью данного акта являлась «борьба с взяточничеством и в проведении секретных проверок в государственных органах и на частных предприятия»[1, с.78]. Анализируя данный правовой акт можно сказать, что повлиять на уровень коррупции он бы не смог, так как не было четко дано представление о взятке либо ином коррупционном преступлении. Так же предусматривало не достаточно жесткое на наш взгляд наказание это «три года тюремного заключение и штраф десять тысяч сингапурских долларов».

Позже было создано подразделение в полиции, состоящее из 17 человек для борьбы с коррупцией которое называлось «антикоррупционное звено полиции». Данное подразделение было абсолютно неэффективным. Причиной этого может служить его малочисленность, на наш взгляд подразделение из 17 человек не способно в полной мере противостоять коррупции.

Высокий уровень коррупции вынудил британцев создать в 1879 году специальную комиссию. Комиссия, проводя расследования в сфере коррупции, выявила большой уровень коррупции среди сотрудников правоохранительных органов. В частности была выявлена связь полицейских с незаконным игорным бизнесом. Так же было выявлено, что сотрудники правоохранительных органов сами воровали и грабили граждан[2, с.76]. Самым интересным фактом, исходя из расследования комиссии, на наш взгляд является то что, взятку брали не только коренные жители, но и европейские инспекторы. Что позволяет сделать вывод, что уровень правосознания, который у европейца определенно выше, никак не влиял на уровень коррупции.

В настоящее время из имеющихся данных, мы можем выделить некоторые причины коррупции в колониальном Стрейтс-Сеттлментсе.

Первой причиной высокого уровня коррупции в государственном управлении Стрейтс-Сеттлментсе, по нашему мнению является низкий уровень денежного содержания государственных служащих. В частности сингапурские государственные служащие получали: «сержант – 15 сингапурских долларов, капрал – 12, констебль 1-го класса – 10, констебль 2-го класса – 9, констебль 3-го класса – 8, полицейский 1-го класса – 5, полицейский второго класса – 4». К примеру, самая низкая зарплата у британского комиссара была 40 сингапурских долларов. Как мы видим зарплаты у сингапурских чиновников была крайне низкой втрое ниже, чем у британских служащих, которые, кстати, так же брали взятку. Подобное положение вынуждало государственных служащих брать взятки, а в иных случаях и совершать преступления.

Еще одной причиной высокого уровня коррупции, по мнению доктора Лесли Палмира является «наличие возможностей для коррупции». Как пишет Лесли Палмир: «у правительства была слишком высокая роль во всех сферах страны»[3]. В частности указывает на большие ограничение со стороны государства, что позволяет чиновником за взятку ослабить некоторые ограничения. Так же государственные служащие имели большой доступ к товарам и услугам, что позволяло им пользоваться этим для вымогательства взятки у того кто такого доступа не имел. Еще одну возможность для коррупции ученый видел в «неадекватно слабом полицейском контроле». Возможно, последнее вызвано тем, что у полицейских, как уже было сказано ранее, была связь с подпольными игорными домами, а так как сотрудники правоохранительных органов получали очень мало, то и им было выгодно не исполнять свои служебные обязанности в полной мере.

Не маловажной причиной коррупционной преступности в Сингапуре до обретения независимости являлось то, что была мала вероятность того, что коррупционер будет наказан. Причиной этого могло служить, во-первых, то, что коррупция, как уже было сказано выше, настолько влилось в общественные отношения, что это стало обыденностью. Граждане не воспринимали дачу взятки как что-то противоправное и охотно давали взятки, а чиновник-коррупционер воспринимался как обыденность, которого он не выдавал полиции. То есть обеспечивался очень высокий уровень латентности. Во-вторых, как было справедливо отмечено ранее, полиция располагала слишком маленькими ресурсам и подразделение, которое было создано специально для борьбы с коррупцией, располагала слишком маленьким штатом. Определенно уследить за многотысячным бюрократическим аппаратом в плане выявления коррупционных преступлений столькими силами невозможно.

Таким образом, изучая борьбу с коррупцией в Сингапуре до обретения независимости, мы можем сказать, что уровень коррупции в отличие от сегодняшнего дня был чрезвычайно высок.

Первые нормативно правовые актом в сфере борьбы с коррупцией был Уголовный кодекс 1871 года, позже было принято Постановление о противодействии коррупции, которое содержала нормы об ответственности, но не давало четкого понимания того что есть коррупция.

Первым специализированным органом в сфере борьбы с коррупцией стало подразделение в полиции «антикоррупционное звено», которое было не способно в полной мере бороться с преступностью, так как располагала маленькими ресурсами и небольшим штатом.

Созданная англичанами в 1879 году комиссия не смогла существенно повлиять на уровень коррупции.

К основным причинам высокого уровня коррупции в этот период мы отнесли следующие факторы: низкий уровень денежного содержания государственных служащих, наличие у чиновников возможностей для коррупционных преступлений и возможность совершать преступления, оставаясь при этом безнаказанным.

В первые годы независимости Сингапур являлся очень бедной страной. Сложное экономическое положение, отсутствие ресурсов усугублялось еще и высоким уровнем коррупции сравнимый по масштабам коррупцию после распада СССР[4, с.125].

Правительство, пришедшее к власти в первые годы обретения Сингапуром независимости, столкнулась со многими сложностями, среди которых была и коррупция.

Причины высокого уровня коррупции среди чиновников в это период мы выделили следующие:

Во-первых, отсутствовали эффективные нормативно-правовые акты в сфере борьбы с коррупцией. Справедливости ради стоит отметить, что Сингапур помимо системы государственных органов унаследовали от британцев и правовую систему, а так же все правовые акты. То есть все нормативно-правовые акты, действовавшие в период колониального Стрейтс-Сеттлментс, оставались в силе. Но как мы знаем все нормативно-правовые акты в сфере борьбы с коррупцией были неэффективны, что способствовало высокому уровню коррупции в государственном управлении Сингапура.

Во-вторых, слабые правоохранительные органы. В период становления Сингапурской государственности в сфере борьбы с коррупцией появился орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию уровня коррупции. Штат данного органа на момент приобретения независимости сократилось с 17 в момент его создания до 7. То есть и без того неэффективный орган сделали практически нерабочим. Более того неэффективное законодательство еще больше усугубляло положение полиции в сфере борьбы с коррупцией.

В-третьих, низкий уровень зарплат у государственного служащего. Доход у чиновника был в разы ниже, чем у работников частного сектора. Определенно, что подобное положение вынуждало брать чиновников взятки, но хуже всего, то, что по причине низкого денежного содержания на государственную службу зачастую приходили лица низкого профессионального уровня.

Переломным моментом в сфере борьбы с коррупцией является приход к власти партии «народного действия» во главе с Ли Куан Ю.

Ли Куану Ю удалось в короткие сроки существенно снизить уровень коррупции среди государственных служащих, и вывести Сингапур в лидеры по низкому уровню коррупции.

В настоящее время результат стратегии Ли Куна Ю называется «Сингапурским чудом», действительно по «индексу восприятия коррупции» Сингапур находится на 8 месте, а среди азиатских стран на 1 месте[5, с.11].

Попробуем выделить основные причины эффективной борьбы с коррупцией в Сингапуре.

Политическую волю можно выделить в качестве одной из основных причин эффективной борьбы с коррупцией в Сингапуре. Политические лидеры Сингапура решили стать образцом поведения для всех чиновников. Они сделали открытыми данные о своих доходах, коммерческих интересов и финансовых операциях. По этому поводу Ли Куан Ю заявил: «Сингапур сможет выжить лишь в том случае, если высшие министры и управляющие чиновники будут неподкупны и квалифицированы. Необходимо показать сингапурцам, что высшие чиновники честны и справедливы». Как мы знаем, политическая воля правительства была очень высока и не ограничилась громкими высказываниями, результатом этой воли стала четкая эффективная стратегия в сфере коррупции.

Создание Бюро по расследованию случаев коррупции. Во время становления антикоррупционной политики в сфере борьбы с коррупцией Бюро по расследованию случаев коррупции заняло одно из основных мест [6, с.11]. Указному органу был предоставлен широкий круг полномочий, к примеру, сотрудники бюро могли без санкции суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных преступлениях.

Значительным шагом в сфере борьбы с коррупцией стало принятие Закона о предотвращении коррупции. Данный закон расширил полномочия Бюро по борьбе с коррупцией, установило презумпцию виновности и т.д. Более того антикоррупционное законодательство постоянно совершенствовалось, вводились различные изменения.

Административная политика Сингапура преследовала одну цель – снижение уровня коррупции. И в качестве таких мер выделяют следующее:

  • «замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями;
  • устранение благоприятных возможностей для коррупции как в действующих нормах, так и в организации работы ведомств;
  • выбор оптимальных административных процедур;
  • сокращение и облегчения для граждан разного рода бюрократических процедур;
  • соразмерный пересмотр жалования чиновников;
  • напоминание государственным поставщикам при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к разрыву контракта»[7, c. 19].

Так же к административным методам противодействия коррупции можно отнести:

  • применение разных профилактических мер для уменьшения уровня коррупции, к примеру, облегчение сложных процедур, упрощение выдачи лицензий и т.п.;
  • обязательное предоставление различных деклараций, таких как декларация об отсутствии долгов, декларации о доходах, о инвестициях в бизнес и т.д.

Важным моментом антикоррупционной политики Сингапура является повешение заработной платы чиновникам.

В 1985 году правительство Сингапура во главе с Ли Куан Ю приняло решение повысить заработную плату чиновников до уровня «частного сектора. Подобная политика оплаты труда стала привлекать высококвалифицированные кадры на государственную службу, а так же снизило стимул у чиновников брать взятку. В последствие, чиновники Сингапура стали самыми высокооплачиваемыми государственными служащими в мире.

Примерные выплаты госслужащим Сингапруа:

«Сотрудник 5-го класса – 30,1 тыс. долларов США;
сотрудник 4-го класса – 25,8 тыс.;
сотрудник 3-го класса - 21,5 тыс.;
сотрудник 2-го класса -18,6 тыс.;
сотрудник 1-го класса – 15,8 тыс.;
сотрудник класса A – 13,5 тыс.,
сотрудник класса B – 11,4 тыс.,
сотрудник класса C – 9,4 тыс.;
заместитель секретаря: сотрудник класса D1 – 8,0 тыс. долларов,
сотрудник класса D – 7,3 тыс.,
сотрудник класса E1 – 6,4.»[8, с. 20].

Если перевести в рубли по сегодняшнему курсу, то выходит что высокопоставленный чиновник получает более полутора миллионов рублей, а сотрудник начального уровня получает примерно четыреста тысяч рублей в месяц. Стоит отметить, что самый низкооплачиваемый чиновник Сингапура получает больше чем Российский высокопоставленный чиновник[9, с. 51].

Повышение зарплаты, на наш взгляд, было одним из самых важных решений в сфере борьбы с коррупцией.

Таким образом, в качестве основных причин эффективной политики в сфере борьбы с коррупцией мы выделили следующее:

  • Политическая воля;
  • Создание специализированного органа по борьбе с коррупцией;
  • Эффективное антикоррупционное законодательство;
  • Повышение заработной платы государственным служащим;
  • Введение грамотной административной политики;

Читайте также

Список литературы

  1. Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих Сингапура // Международные отношения. 2011. № 2. С. 78-85.
  2. Сараев Н.В. История борьбы с коррупцией в Сингапуре // Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 77 - 81.
  3. Официальный сайт Transparency international // http://www.transparency.org
  4. Шиндяпина Е.Д., Примаков Д.Я., Черепанова Е.В., Белоусова О.В. Механизмы противодействия коррупции в Сингапуре // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 119 - 129.
  5. Гаухман Л. Коррупция и коррупционные преступлении // Законность.- №6. 2000. С.11.
  6. Илюхин В.И. Коррупцию победим, когда будет политическая воля президента// Российская Федерация сегодня. 2000. № 12. С. 21.
  7. Зорин С.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 19.
  8. Харчиева М.С. Сингапур: опыт борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 19.
  9. Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. 2004. № 7. С. 52-55.

Цитировать

Тороков, Д.А. Становление антикоррупционной политики Сингапура / Д.А. Тороков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 292-298. — URL: https://novainfo.ru/article/10849 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться