Контроль имущественного положения государственных служащих как способ преодоления коррупции

№59-1,

Юридические науки

В данной статье рассмотрен институт контроля имущественного положения. В статье был проведен анализ института контроля имущественного положения, и выявлены основные тенденции по усовершенствованию данного института.

Похожие материалы

Одной из мер в сфере профилактики коррупции в государственном управлении является контроль имущественного положения государственных служащих, и должностных лиц.

На сегодняшний день данная мера по профилактике коррупции установлена во многих странах, таких как США, Великобритания, Бельгия, Италия и т.д. Российская Федерация не является исключением[1, с. 78].

В нашем законодательстве данная мера закреплена в Федеральном Законе от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому закреплена обязанность лица при поступлении на гражданскую службу обязаны ежегодно предоставлять нанимателю сведения о доходах, о имуществе, а так же сведения о существующих обязательствах имущественного характера.

После принятия закона «О противодействии коррупции» контроль за имущественным положением должностных лиц и иных граждан связанных с государственной службой усилился. Данный закон обязал граждан претендующих на замещение должности государственного служащего, и должностных лиц ежегодно предоставлять сведения не только о своих доходах, но и о доходах и имущественном положении своей семьи. Федеральный закон так же расширился и список подотчетных субъектов, теперь туда начали входить не только гражданские служащие, но и должностные лица таких органов как Прокуратура РФ, Федеральная Служба Судебных Приставов РФ, Министерство Внутренних Дел РФ, Министерство Ообороны РФ и т.д.

Некоторые ученные предполагают, что могут возникнуть определенные проблемы при предоставлении служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, так как получение подобной информации возможно лишь при согласии супруга. В случае если супруга отказывается от предоставления информации о доходах, то здесь возникает определенная проблема возможности реализации в полной мере положений закрепленных в законодательстве[2, с. 77]. В данном случае Н.В. Сараев предлагает внести определенную норму которая позволит истребовать в компетентных органах сведения которые не предоставляются добровольно.

В 2009 году антикоррупционное законодательство пополнилось принятием Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559, котором был определен порядок предоставления гражданами, которые претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, имуществе принадлежащим им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а так же сведений о доходах супруги и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера[3, с. 15].

Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 был определен порядок осуществления проверки:

«а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, на отчетную дату, а также федеральными государственными служащими по состоянию на конец отчетного периода;

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

в) соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.»

Особенностью Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 10659 является то, что в нем подробно регламентируется порядок реализации обязанности служащего по предоставлению необходимой информации, а так же порядок осуществления контроля за выполнением этой обязанности.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» еще больше ужесточил нормы направленных на выполнение ранее принятых обязанностей. А именно в соответствии с этим законом непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы[4, с. 119].

Новым этапом развития как считают многие ученые, стало принятие ФЗ от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» который является значительным шагом в сфере профилактики коррупции в государственном управлении. Данный ФЗ как следует из названия устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за расходами лиц замещающих государственную должность, а так же расходов членов семьи. Речь идет о сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

В.Д. Зорькин считает переход от декларирования доходов к декларированию расходов более эффективным в сфере преодоления коррупции в государственном управлении, который позволит обеспечить прозрачность финансового положения должностных лиц[6, с. 19].

В настоящее время не прекращается работа по совершенствованию законодательства в области противодействия коррупции.

Список литературы

  1. Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. 2011. № 2. С. 78.
  2. Сараев Н.В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 77 - 78.
  3. Акопова С.Н. Антикоррупционная функция российского государства и гражданского общества: автореферат на соискание степени кандидат юридических наук. М., 2010. С.15
  4. Шиндяпина Е.Д., Примаков Д.Я., Черепанова Е.В., Белоусова О.В. Механизмы противодействия коррупции в публично-правовой сфере // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 119 - 129.
  5. Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 19.