Межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма

№59-1,

Социологические науки

Раскрыты межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма. Рассмотрены актуальные проблемы развития туризма и государственного регулирования индустрии туризма.

Похожие материалы

Особую актуальность межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма приобрели с тех пор, как субъекты Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Без сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в полной мере коснулось всей России, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом. В сфере туризма – аналогичная ситуация.

Современные межрегиональные связи — это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись с договоров, имевших узкую цель — обеспечить Россию необходимым количеством продовольствия, за короткий срок они приобрели динамичный характер и охватили не только туризм, но и экономику, науку, культуру, образование, здравоохранение, спорт и другие сферы, прочно закрепились формы работы большинства субъектов Российской Федерации.

Межрегиональное сотрудничество осуществляется в соответствии с разработанной законодательной базой.

Для придания сотрудничеству с другими регионами большего динамизма создается соответствующая инфраструктура, которая постоянно совершенствуется. Вопросы совершенствования межрегионального сотрудничества, связей, механизмов взаимодействия регулярно выносятся на обсуждение Правительства, коллегии департаментов, комитетов и префектур административных округов.

Функционирование и развитие межрегиональных связей и механизмов взаимодействия в развитии туризма происходит не обособлено, а во взаимосвязи другими регионами, внешним миром. Отношения с этими регионами являются экономически обоснованными и взаимовыгодными.

Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, которые развиваются в процессе деятельности.

Что же касается межрегиональных связей и развития туризма в Южном Федеральном Округе, то туристический потенциал Крыма был презентован на выставках в регионах Российской Федерации. В первом полугодии 2016 года Министерство курортов и туризма Республики Крым приняло участие в туристических выставках в субъектах Российской Федерации и презентовало санаторно-курортный и туристический потенциал полуострова. В частности, туристические возможности Крыма представлены на ряде международных выставок, среди которых: «Интурмаркет 2016» в Москве (19-22 марта) при официальной поддержке Министерства культуры Российской Федерации; Федерального агентства по туризму; Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы межрегионального сотрудничества; Алтайского края - Стратегического партнера выставки; «Лето 2016» в Екатеринбурге (7-8 апреля), в рамках которого прошли презентации туристических предложений, а также ряд конференций и круглых столов.

Впервые Крым принял участие в выставке «Путешествия и туризм SITT 2016» в Новосибирске (14-16 апреля), которая проводится с 1989 года и является признанной эффективной площадкой для продвижения туристических услуг. На выставке презентуется полный спектр предложений: от зарубежного отдыха до санаторно-курортного лечения и активного туризма в Сибирском регионе.

В рамках выставки традиционно проводится Workshop STI — обучающее мероприятие для турагентов, где можно получить актуальную информацию от туроператоров по региональным и зарубежным направлениям, а также индивидуальные консультации. Как правило, ведущие туроператоры, такие как Anex Tour, Tez Tour, Pegas Touristik, «Глобус Тур» проводят семинары-презентации. Кроме того, ведется работа по аттестации турагентов, лучшие турагенты увозят с выставки квалификационные сертификаты.

На протяжении нескольких лет правовая служба АТОР и Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций (НАТО) привлекают участников к обсуждению законопроектов, которые касаются туроператорской деятельности (фингарантии и т.д.). Ежегодно участниками выставки становятся около двухсот туристских организаций, санаториев и отелей из России, СНГ и стран дальнего зарубежья.

Большое значение имеет туристская деятельность для мировой экономики и экономики России. Российская Федерация, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому направлению, имеет все основания для развития различных видов туризма.

Как показывает опыт разных стран, успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта сфера, насколько она пользуется государственной поддержкой. По этой причине в странах, в которых государство оказывает значительную поддержку туристской сфере, она активно развивается.

Для успешного развития туризма в России необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.

Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. «Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий» - говорится в шестой статье этого документа.

В силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.

Таким образом, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является: формирование качественного туристского продукта; наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке; создание имиджа России как страны благоприятной для туризма; продуманная рекламно-информационная политика не только в России, так за рубежом; современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал; а также привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах.

Для более эффективного управления и контроля туристской сферы в России как единой туристской дестинации необходимо разработать сеть государственных и негосударственных организаций, своего рода туристских центров, задача которых заключалась бы в объединении туристских субъектов и объектов региона в единую туристскую дестинацию и слаженную взаимодействующую систему. Государственные некоммерческие организации могут взять на себя ответственность по предоставлению качественных услуг населению, связанных с информационным обеспечением туристов, оказанием консультативной помощи и т.д. При работе с бизнес- структурами подобного рода организации могут обеспечивать консультационную помощь туроператорам и турагентам, информировать об изменениях в законодательстве Российской Федерации и других стран, предлагать услуги по эффективному аудиту, маркетингу, брендингу, а также рекламной деятельности.

Список литературы

  1. Интерактивное бизнес-управление взаимоотношениями в социально-экономической системе «туристско-рекреационный регион» / Тимиргалеева Р.Р. // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 378-381.
  2. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
  3. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект. - 2014. С. 75.
  4. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
  5. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.
  6. Экономико-математическая модель формирования оптимального ассортимента туристско-рекреационных услуг / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1 (3). С. 218-220.
  7. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Шостак М.А. // Симферополь, 2015.