Функция организации в обеспечении эффективной деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы

NovaInfo 55, с.436-441, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье обоснована важность и выделена роль организации в обеспечении эффективного функционирования предприятия. Выделены основные принципы, на которые должны опираться туристско-рекреационные предприятия при реализации организационной функции.

Ключевые слова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Текст научной работы

Большое значение для общества имеет коллективная деятельность, которую в полной мере реализуют такие учреждения как туристско-рекреационные предприятия. При этом большую роль играет такое понятие как эффективность, которая характеризуется повышением производительности труда, наиболее полным использованием производственных мощностей, ресурсов, достижением наибольших результатов при наименьших затратах [5].

Рассмотрим общепринятые подходы к определению эффективности предприятия в приложении к туристско-рекреационные предприятиям [1, 3-5]:

  1. достижение поставленных задач;
  2. способность к оптимизации процесса предоставления бальнеологических услуг и использование всех возможностей развития;
  3. способность предприятия минимизировать затраты на производство;
  4. достижение намеченных результатов через организационную структуру;
  5. высокий процент довольных потребителей оказанными услугами;
  6. большое количество постоянных клиентов.

Известный экономист Д. Синк под эффективностью организационной системы понимает результативность ее функционирования, которая складывается из семи составляющих [4]:

  • действенность – степень достижения поставленных целей;
  • экономичность – степень использования ресурсов;
  • качество – степень соответствия спецификациям и назначению;
  • прибыльность или соотношение между валовым доходом и суммарными издержками;
  • производительность – соотношение количества произведённых услуг к потреблённым ресурсам;
  • качество трудовой жизни – степень удовлетворения личных потребностей и запросов участников производства услуг в процессе их предоставления;
  • внедрение новшеств как характеристики преобразования научно-технического потенциала предприятия.

Изложенный подход широко распространён за рубежом и используется для оценки эффективности организационной системы.

Исследование показало, что на уровень эффективности организационной деятельности туристско-рекреационного предприятия влияют ряд факторов, представленных тремя основными группами: общесистемные; внешние; факторы управления развитием предприятием [3; 5].

К общесистемным факторам относятся организационный механизм, с помощью которого осуществляется взаимосвязь между подразделениями, организационная культура, аргументированность системы принятия организационных решений. Внешние факторы – соответствие требованиям окружающей среды. К факторам управления развитием предприятия относятся присутствие проекта по организационному развитию и наличие организационных ресурсов.

Из всех факторов по значимости можно выделить те, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность деятельности предприятия и представляют собой т.н. критические факторы.

Для туристско-рекреационных предприятий были выявлены характеристики основных критических факторов.

  1. Принципы деятельности организации являются основой построения практической работы предприятия.
  2. Организационная культура предприятия является одним из основных критических факторов.
  3. Наличие организационного механизма, осуществляющего координацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов.
  4. Требования и запросы внешней среды – общественные нужды, которые выражаются в количестве оказываемых услуг.
  5. Обеспеченность организационными ресурсами.
  6. Программа развития организации выполняет функции планирования, контроля и регулирования ее деятельности.

Исходя из вышесказанного, а также опираясь на проведенные ранее исследования [2; 5; 7], можем констатировать, что менеджмент предприятия туристско-рекреационной сферы схож с менеджментом любой другой организации. Однако менеджмент в сфере туризма имеет ряд своих особенностей и сложностей:

  1. туризм присутствует везде, где обитает человек, а, следовательно, большое количество предприятий должны подчиняться системе управления;
  2. в туристских отношениях принимает участие большое количество субъектов, чьи интересы должны учитываться;
  3. в связи с тем, что турпродукт является услугой, его нельзя отделить от источника формирования и попробовать заранее. Также в оказании услуг большое значение имеет человеческий фактор, поэтому качество предоставляемой услуги является непостоянным;
  4. большое влияние оказывает туристский спрос, который является непостоянным явлением из-за непостоянства качества, модных тенденций, сезонности, уровня платёжеспособности, экономической и политической ситуации в стране, состоянии экологии и т.д.;
  5. одним из самых значимых факторов является сезонность. Поэтому предприятия туристско-рекреационной сферы всеми силами пытаются снизить потоки туристов в высокий сезон для высокого качества обслуживания потребителей. И развивать виды туризма, которые не подвергаются сезонным колебаниям (к примеру, деловой туризм).

Как видим, организационный этап присутствует в любом плане по достижению целей и приоритетных задач предприятия. Функция организации обеспечивает координацию всех сторон деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы.

При реализации организационной функции на предприятиях туристско-рекреационной сферы необходимо опираться на ряд принципов, сформулированных на основе исследований, проведенных в работах [2; 5-7]:

  • чёткое определение главных целей и стратегии предприятия;
  • определение приоритетных видов деятельности по достижению сформированных целей;
  • чёткое и обоснованное распределение обязанностей между персоналом;
  • выделение отдельных подразделений в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами предприятия;
  • осуществление координации между подразделениями, определение руководящих лиц, которым будет подчиняться рабочий персонал;
  • единая цель – каждый работник должен работать на приоритетные задачи организации и вносить свой вклад в её совершенствование;
  • гибкость и инновационность в принятии управленческих решений;
  • отношение к персоналу как к внутреннему клиенту;
  • формирование системы мотивации, направленной на эффективную деятельность персонала;
  • информатизация процесса управления.

Результатом деятельности предприятия являются следующие показатели: прибыль; валовый доход; объем производства; уровень рентабельности и т.д. Трудность определения результатов в организационной и управленческой деятельности предприятия, а также выявления их влияния на другие стороны деятельности организации влечёт за собой использование ряда других показателей, которые характеризовали бы эффективность организационной деятельности:

  • отношение объёма предоставляемых услуг к количеству административно-управленческих работников;
  • отношение удельного веса административно-управленческого персонала к количеству рабочего персонала;
  • отношение общих затрат предприятия непосредственно к затратам на управление.

Кроме того, Семенов А. К. и Набоков В. И. характеризуют эффективность деятельности организации как: «1. Удельный вес расходов на управление в общих издержках. 2. Объем производства (реализации продукции), приходящийся на 1 млн. р. управленческих затрат» [3].

Балашов А.П. рассматривает организационную структуру с двух
позиций [1]:

  • исчисление критериев эффективности организационной структуры;
  • исчисление эффективности принимаемых управленческих решений.

При исчислении критериев эффективности организационной структуры применяются следующие коэффициенты, которые приведены в таблице 1 [8].

Таблица 1. Коэффициенты эффективности организационной структуры

Коэффициент

Формула

Показатели

Коэффициент звенности

Кзвзвзв.о

П зв.ф – количество звеньев существующей организационной структуры;

П зв.о – оптимальное количество звеньев организационной структуры;

Коэффициент территориальной концентрации

Кткпр.ф

Ппр.ф – количество предприятия такого же типа в близлежащих регионах;

П – территория, на которой проводится исследование;

Коэффициент эффективности организационной структуры

Кэпу

Рп – эффект, который получает предприятия от деятельности организационной структуры;

Зу – расходы на управление (заработная плата аппарата управления, затраты на помещение, технические средства и средства, отвечающих за передвижение информации и др.).

Оценить эффективность деятельности предприятия также можно через эффективность основной деятельности, основными составляющими которой являются: действенность; уровень удовлетворённости потребностей работников; экономичность использования ресурсов; прибыльность; качество; производительность; внедрение новых технологий.

К проектированию эффективной организационной структуры существует ряд требований, среди которых:

  • отсутствие копирования и совпадений в работе;
  • распределение и закрепление функциональных обязанностей по различным подразделениям предприятия;
  • стабильность, пластичность и прочность системы;
  • увеличение предприятия и разделение сфер их деятельности.

Соблюдение этим требованиям позволяет создать эффективную организационную структуру на предприятии.

Таким образом, организация как важная функция управления обеспечивает функционирование предприятия за счёт эффективного распределения различных видов ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Балашов, А. П. Менеджмент / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
  2. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса / Ларина Р.Р., Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю., Шостак М.А. - Симферополь, 2013.
  3. Семенов, А. К. Теория менеджмента / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 492 с.
  4. Криворучкина, Е.В. Производительность в системе критериев результативности деятельности предприятия / Е.В. Криворучкина // Экономика и управление. – 2013. – № 4 (36). – С. 76–80.
  5. Управление предприятиями туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Шостак М.А. - Симферополь, 2015.
  6. Формирование концепции информационного обеспечения управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского Края / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 6743.
  7. Формирования системы мотивации, направленной на повышение эффективности труда персонала / Крашенинин Е.В., Тимиргалеева Р.Р. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 140-142.
  8. Ларионов, Г. В. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебное пособие в схемах / Г. В. Ларионов, Н. Н. Козленко. – Электрон. текстовые данные. – М. : Дашков и К, 2014. – 106 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70539 – ЭБС «e.lanbook.com».

Цитировать

Гришин, И.Ю. Функция организации в обеспечении эффективной деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы / И.Ю. Гришин, Р.Р. Тимиргалеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 436-441. — URL: https://novainfo.ru/article/8711 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться