Использование дифференцированного подхода в процессе освоения технических приемов баскетбола в гуманитарном вузе

№59-1,

Педагогические науки

Проанализирован процесс освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях студентов с использованием дифференцированного подхода. Изучено дифференцированное программно-нормативное содержание практических занятий по баскетболу со студентами, разработаны теоретические сведения о спортивной игре, обобщен опыт формирования знаний и умений, систематизирован и обновлен методический материал по вопросам оценки выполнения техники элементов баскетбола и дифференцированных требований к студентам с разным уровнем двигательной подготовленности.

Похожие материалы

Введение

В настоящее время очевидно, что только базовое физкультурное образование не в состоянии удовлетворить все многообразные потребности студентов в свободном выборе видов и форм деятельности, в определении собственного пути познания и развития[1,2].

Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения молодежи, так как именно здесь решаются не только воспитательные и образовательные задачи, но и оздоровительные[4].

Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию в настоящее время не имеет должного воздействия на студентов, на их стремление к занятиям спортом, к постоянному самосовершенствованию и физической активности. Ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного материала делает невозможным восприятие студента как личности и не способствует развитию его индивидуальности[5].

Таким образом, важной проблемой сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Цель исследования - совершенствование процесса освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях студентов с использованием дифференцированного подхода.

Организация исследования проводилась в 3 этапа в период 2010-2014 учебных годов на базе Стерлитамакского филиала БашГУ. В исследовании принимало участие 240 студентов 1 курсов, из них 120 в предварительном эксперименте и 120 в основном эксперименте.

На первом этапе исследования (сентябрь 2010г. - сентябрь 2011г.) проводился анализ научно-методической литературы, подбор и отработка основных методик исследования, уточнялась организация и процедура исследования, предварительный эксперимент.

На втором этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент (сентябрь 2011 - сентябрь 2012г.) Студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения. Студенты экспериментальной группы занимались с использованием дифференцированной методики обучения.

На третьем этапе исследования (октябрь 2012г. - октябрь 2013г.) осуществлялась обработка полученных данных.

Дифференцированная методика обучения конкретного игрового приема предполагает последовательное прохождение четырех этапов обучения двигательному действию: первый этап - ознакомление с приемом; второй этап - практическое разучивание приема в облегченных, специально созданных условиях; третий этап - совершенствование выполнение приемов в разнообразных, в том числе и в усложненных условиях; четвертый этап реализация изученного приема в игровых ситуациях.

Физические упражнения являются ведущим средством обучения баскетболу. Упражнения, применяемые при обучении и совершенствовании в игровых приемах баскетбола, условно подразделяются на подготовительные, подводящие и специальные.

Разработаны методические приемы, где двигательные задания при обучении игровым приемам выполнялись в упрощенных или усложненных условиях: изменение исходного положения, расстояния, размеров площадки, направления, быстроты и сочетаний движений, введением помех и другие.

Процесс обучения баскетболу осуществлялся в следующей последовательности, изучение стоек баскетболиста, передвижений, поворотов, затем овладение мячом, ловля и передачи мяча, ведение мяча и броски.

Обучение баскетболу осуществляется последовательно с 1 по 12 двигательное задание. Процесс овладения игровыми приемами протекает параллельно с исправлением допускаемых ошибок и неточностей при их выполнении. Эти недочеты носят естественный характер и обуславливаются такими причинами, как слабая подготовленность занимающихся к освоению данного учебного материала (физическая, координационная и т.д.), а также сложившиеся в силу ряда причин неверное представление о технике выполнения данного приема.

В ходе педагогического эксперимента выявлены результаты успеваемости студентов по овладению техническими приемами баскетбола (табл.1).

Таблица 1. Успеваемость по освоению техники баскетбола студентами до и после педагогического эксперимента

Успеваемость студентов (баллы)

группы

до эксперимента

после эксперимента

прирост

Х

σ

Х

σ

Х

%

высокая

3,7

±0,2

4,5

±0,2

0,8

21,6

средняя

3,3

±0,2

4,5

±0,2

1,2

36,3

низкая

2,9

±0,2

4,5

±0,2

1,6

45,2

На первом этапе эксперимента степень освоения элементов техники баскетбола студентами составила, в среднем, 3,7; 3,3 и 2,9 баллов в однородных группах с высокими, средними и низкими показателями двигательной подготовленности. В конце эксперимента уровень успеваемости занимающихся по овладению технических приемов баскетбола возрос во всех трех группах, качественный показатель равен 4,5 баллов. Прирост уровня успеваемости студентов высокой группы составил 0,8 баллов (21,6%), студентов средней группы - 1,2 балла (36,3%), студентов в низкой группе подготовки - 1,6 балла (45,2%).

Эффективность дифференцированной методики обучения техническим приемам баскетбола определялась по результатам положительных изменений двигательной подготовленности студентов (табл.2).

Таблица 2. Результаты технической подготовленности студентов контрольных и экспериментальных групп в процессе освоения элементов баскетбола

Группы

Оценка техники, баллы

%, Оценка достоверности различий

до(X±σ)

после(X±σ)

ЭГ

КГ

ЭГ-КГ

ЭГ

3,3±0,2

4,5±0,2

41,

Р<0,05

_

16,

КГ

3,3±0,2

4,0±0,3

_

25,

Р<0,05

Р<0,05

Сравнительные результаты использования дифференцированной и традиционной методик в освоении технических элементов на практических занятиях показывают значительные преимущества многоуровневого обучения.

Выводы

  1. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали целесообразность применения разработанной дифференцированной методики обучения к техническим приемам на практических занятиях по баскетболу со студентами. Установлено , что эффективность дифференцированной методики обучения во многом зависит от объема продолжительности и динамики освоения программного материала студентами с разным уровнем двигательной и технической подготовленности.
  2. Экспериментально доказано, что применение дифференцированной методики обучения в процессе освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях способствует повышению уровня технической подготовленности студентов. Результаты технической подготовленности студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у занимающихся в контрольной группе в среднем на 16%.
  3. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют , что при более высоком уровне технической подготовленности студентов показывают улучшение показателей устойчивости интереса к практическим занятиям по баскетболу в среднем на 12%.

Список литературы

  1. Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: Автореф. дис.... канд.пед.наук. - М.,2009. - 30с.
  2. Авдеев, С.А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов ВУЗа в условиях Кольского Заполярья: дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. -Мурманск, 2000. - 187 с.
  3. Бабушкин Г.Д. Изучение и формирование профессионального интереса у студентов. - Омск: Б.и., 1986. – 27с.
  4. Вайник, Г.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. —СПб, 1995. - 17 с.
  5. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. - Тула: Б.И., 1996. - 131с.
  6. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы: Методика обучения в группах нач. подг. / А.А. Шерстюк, Л.В. Костикова, И.Н. Григорович. - Омск: Б.и. - 1991. – 60 с.