Введение
В настоящее время очевидно, что только базовое физкультурное образование не в состоянии удовлетворить все многообразные потребности студентов в свободном выборе видов и форм деятельности, в определении собственного пути познания и развития[1,2].
Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения молодежи, так как именно здесь решаются не только воспитательные и образовательные задачи, но и оздоровительные[4].
Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию в настоящее время не имеет должного воздействия на студентов, на их стремление к занятиям спортом, к постоянному самосовершенствованию и физической активности. Ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного материала делает невозможным восприятие студента как личности и не способствует развитию его индивидуальности[5].
Таким образом, важной проблемой сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.
Цель исследования - совершенствование процесса освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях студентов с использованием дифференцированного подхода.
Организация исследования проводилась в 3 этапа в период 2010-2014 учебных годов на базе Стерлитамакского филиала БашГУ. В исследовании принимало участие 240 студентов 1 курсов, из них 120 в предварительном эксперименте и 120 в основном эксперименте.
На первом этапе исследования (сентябрь 2010г. - сентябрь 2011г.) проводился анализ научно-методической литературы, подбор и отработка основных методик исследования, уточнялась организация и процедура исследования, предварительный эксперимент.
На втором этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент (сентябрь 2011 - сентябрь 2012г.) Студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения. Студенты экспериментальной группы занимались с использованием дифференцированной методики обучения.
На третьем этапе исследования (октябрь 2012г. - октябрь 2013г.) осуществлялась обработка полученных данных.
Дифференцированная методика обучения конкретного игрового приема предполагает последовательное прохождение четырех этапов обучения двигательному действию: первый этап - ознакомление с приемом; второй этап - практическое разучивание приема в облегченных, специально созданных условиях; третий этап - совершенствование выполнение приемов в разнообразных, в том числе и в усложненных условиях; четвертый этап реализация изученного приема в игровых ситуациях.
Физические упражнения являются ведущим средством обучения баскетболу. Упражнения, применяемые при обучении и совершенствовании в игровых приемах баскетбола, условно подразделяются на подготовительные, подводящие и специальные.
Разработаны методические приемы, где двигательные задания при обучении игровым приемам выполнялись в упрощенных или усложненных условиях: изменение исходного положения, расстояния, размеров площадки, направления, быстроты и сочетаний движений, введением помех и другие.
Процесс обучения баскетболу осуществлялся в следующей последовательности, изучение стоек баскетболиста, передвижений, поворотов, затем овладение мячом, ловля и передачи мяча, ведение мяча и броски.
Обучение баскетболу осуществляется последовательно с 1 по 12 двигательное задание. Процесс овладения игровыми приемами протекает параллельно с исправлением допускаемых ошибок и неточностей при их выполнении. Эти недочеты носят естественный характер и обуславливаются такими причинами, как слабая подготовленность занимающихся к освоению данного учебного материала (физическая, координационная и т.д.), а также сложившиеся в силу ряда причин неверное представление о технике выполнения данного приема.
В ходе педагогического эксперимента выявлены результаты успеваемости студентов по овладению техническими приемами баскетбола (табл.1).
Таблица 1. Успеваемость по освоению техники баскетбола студентами до и после педагогического эксперимента
Успеваемость студентов (баллы) |
||||||
группы |
до эксперимента |
после эксперимента |
прирост |
|||
Х |
σ |
Х |
σ |
Х |
% |
|
высокая |
3,7 |
±0,2 |
4,5 |
±0,2 |
0,8 |
21,6 |
средняя |
3,3 |
±0,2 |
4,5 |
±0,2 |
1,2 |
36,3 |
низкая |
2,9 |
±0,2 |
4,5 |
±0,2 |
1,6 |
45,2 |
На первом этапе эксперимента степень освоения элементов техники баскетбола студентами составила, в среднем, 3,7; 3,3 и 2,9 баллов в однородных группах с высокими, средними и низкими показателями двигательной подготовленности. В конце эксперимента уровень успеваемости занимающихся по овладению технических приемов баскетбола возрос во всех трех группах, качественный показатель равен 4,5 баллов. Прирост уровня успеваемости студентов высокой группы составил 0,8 баллов (21,6%), студентов средней группы - 1,2 балла (36,3%), студентов в низкой группе подготовки - 1,6 балла (45,2%).
Эффективность дифференцированной методики обучения техническим приемам баскетбола определялась по результатам положительных изменений двигательной подготовленности студентов (табл.2).
Таблица 2. Результаты технической подготовленности студентов контрольных и экспериментальных групп в процессе освоения элементов баскетбола
Группы |
Оценка техники, баллы |
%, Оценка достоверности различий |
|||
до(X±σ) |
после(X±σ) |
ЭГ |
КГ |
ЭГ-КГ |
|
ЭГ |
3,3±0,2 |
4,5±0,2 |
41, Р<0,05 |
_ |
16, |
КГ |
3,3±0,2 |
4,0±0,3 |
_ |
25, Р<0,05 |
Р<0,05 |
Сравнительные результаты использования дифференцированной и традиционной методик в освоении технических элементов на практических занятиях показывают значительные преимущества многоуровневого обучения.
Выводы
- Результаты проведенного педагогического эксперимента показали целесообразность применения разработанной дифференцированной методики обучения к техническим приемам на практических занятиях по баскетболу со студентами. Установлено , что эффективность дифференцированной методики обучения во многом зависит от объема продолжительности и динамики освоения программного материала студентами с разным уровнем двигательной и технической подготовленности.
- Экспериментально доказано, что применение дифференцированной методики обучения в процессе освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях способствует повышению уровня технической подготовленности студентов. Результаты технической подготовленности студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у занимающихся в контрольной группе в среднем на 16%.
- Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют , что при более высоком уровне технической подготовленности студентов показывают улучшение показателей устойчивости интереса к практическим занятиям по баскетболу в среднем на 12%.