Характеристика физического здоровья студентов Экономического факультета СФ БГУ

№85-1,

Педагогические науки

Данная статья посвящается оценке уровня физического здоровья студентов, обучающихся на экономическом факультете Стерлитамакского филиала БГУ. В статье используется методика оценки здоровья по Г.Л. Апанасенко.

Похожие материалы

Актуальность

Здоровье — основной составляющий элемент, ключ к благополучной жизни человека [2].

Многие исследователи заметили, что у студенческой молодежи заметно ухудшается состояние здоровья [3]. Данная ситуация остается одной из наиболее актуальных проблем большинства стран мира и России в том числе. Причин этому существует множество, но доказано, что ведущей из них является нарушение человеком основ здорового образа жизни. Важнейший задачей научных исследований является количественное изучение физического здоровья среди населения, в том числе, студенческой молодежи.

Цель

Дать количественную оценку уровня физического здоровья студентов Экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Материал и методы исследования

В Стерлитамакском Экономическом факультете БГУ, было обследовано 864 студента в возрасте 17-23 год. В работе использовалась методика Г.Л. Апанасенко [1], которая заключается в получении основных первичных данных, полученных при обследовании студентов, и соотношении (оценке) результатов соответствующему уровню в баллах. В конце всех измерений полученные баллы необходимо сложить и получить общий (суммарный) балл своего здоровья.

Результаты исследования

Представляет научно-практический интерес изучение вопроса распределения студентов по уровням здоровья, с учетом изучаемых критериев здоровья (табл.1).

Таблица 1. Комплексная оценка уровня здоровья студентов СФ БГУ (по Г.Л. Апанасенко, 1993 г.)

Функциональные уровни

I

II

III

IV

V

Показатель

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

4 и менее баллов

5-9 баллов

10-13 баллов

14-16 баллов

17-21 баллов

Масса тела (г)

9 человека

57 человек

798 человек

-

-

Рост (см)

1,04%

6,60%

92,36%

ЖЕЛ (мл)

159 человека

162 человека

195 человек

183 человек

165 человек

Масса (кг)

18,40%

18,75%

22,57%

21,18%

19,10%

ЧСС × СД

3 человек

15 человек

375 человек

435 человек

36 человек

100

0,35%

1,74%

43,40%

50,35%

4,17%

Время восстановления ЧСС

0 человек

9 человека

48 человека

654 человек

153 человек

0%

1,04%

5,56%

75,69%

17,71%

Динамом. (кг) ×100

327 человек

207 человек

180 человек

129 человека

21 человек

Масса тела (кг)

37,85%

23,96%

20,83%

14,93%

2,43%

Всего

6

231

435

168

24

864 человек

0,69%

26,76%

50,34%

19,44%

2,77%

Из табл. видно, что низкий уровень показателя «весо-ростовой индекс»(Масса тела (г) / Рост (см)) установлен у 9 человек (1,042 %) из общего числа студентов. Этому уровню соответствует балл «-2». Функциональный уровень здоровья «ниже среднего»установлен у 57 человек (6,598 %) . Этому уровню соответствует балл «-1». Наибольшее количество студентов отнесено к уровню « средний» — 798 человек (92,36 %).

Согласно данным табл., при исследовании функций дыхательной системы (ЖЕЛ (мл) / Масса (кг)), видно, что низкий функциональный уровень имеют пятая часть студентов, т.е. 159 человека (18,403 %). Этому уровню соответствует балл «0». По функциональным уровням «ниже среднего» и «высокий» студенты распределились следующим образом: 162 (18,75 %) и 165 (19,097 %) человек соответственно. Этим уровням соответствуют баллы «1» и «5». К уровням «средний» и «выше среднего» относятся почти одинаковоеи несколько большее количество человек, чем на других уровнях, т.е.195 (22,569 %) и 183 (21,181 %) человек соответственно. Этим уровням отнесены баллы «2» и «4».

При исследовании функций сердечно сосудистой системы ((ЧСС×СД) / 100), по данным таблицы, можно сказать, что уровень «выше среднего» установлен у большинства студентов, т.е. у 435 человек (50,347%). Этому уровню соответствует балл «3». По функциональному уровню « средний» установлено 375 человек (43,403 %). Этому уровню соответствует балл «2». Низкий уровень имеет лишь 3 человека (0,347 %), а вот к высокому уровню относятся 36 человек (4,167 %). Этим уровням соответствуют баллы «-2» и «4».

Согласно обследованию студентов, по показателю «время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с », низкий уровень не установлен ни у одного студента. Данному уровню соответствует балл «-2». Функциональный уровень «выше среднего» установлен у большинства студентов, т.е. у 654 человек (75,694%). Этому уровню соответствует балл «5». Высокий уровень здоровья соответствует 153 человеку (17,71%), что немало важно. К данному уровню относится балл «7».

Из табл. видно, что «низкий» функциональный уровень, показателя «кистевая динамометрия» ((сила кисти (кг) / масса тела (кг)) х 100), установлен у большинства студентов, т.е. у 327 человек (37,847%). Данному уровню соответствует балл «0». По уровням « средний» и «ниже среднего» студенты распределились следующим образом: 180 (20,833 %) и 207 (23,958 %) человек соответственно. Этим уровням соответствуют баллы «2» и «1». По уровню «высокий» установлено наименьшее количество студентов, т.е. 21 человек (2,431%). Этому уровню соответствует балл «4».

Вывод

Большинство студентов — 435 человек (50,34%) имеют «средний» уровень здоровья, т.е. их уровень здоровья попал в промежуточный балл «10-13».

Меньшее количество студентов отнесено к «низкому» и «высокому» уровням здоровья, т.е. 6 человек (0,69%) и 24 человека (2,77%) соответственно. К данным уровням относятся баллы «4» и «17-21».

Уровень «ниже среднего» установлен у 231 человека (26,76%), а уровень «выше среднего» — у 168 человек (19,44 %). Баллы по данным уровням распределены в следующих интервалах: «5-9» и «14-16» соответственно.

Возникает вопрос: можно ли повлиять на уровень своего здоровья? Ответ очевиден — да, можно!

На течение заболевания человек не всегда может повлиять сам, для этого нужны усилия квалифицированных врачей. Но на многие функциональные показатели организма, отвечающие за общий уровень здоровья, человек может и должен влиять самостоятельно! Снизить избыточную массу тела, увеличить ЖЕЛ, силу кисти, улучшить функцию сердечно — сосудистой системы человек может только сам. Никакие волшебные лекарства здесь не помогут. Для этого необходимо регулярно, на протяжении всей жизни, заниматься физическими упражнениями.

Список литературы

  1. Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирование. Спортивный врач. 2011; 1: 29—33.
  2. Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта / Учебник. - Издательство: Спец. Лит, 2010 – 192 с.
  3. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М. Лумпова, М.М. Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. С. 320-324.