Электронный учебник как инновационное средство обучения

№59-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются возможности использования инновационного средства обучения – электронного учебника, также анализируются его некоторые достоинства и недостатки.

Похожие материалы

Информатизация образования – это одна из важнейших составляющих стратегии развития образовательных процессов. Современное образование отличается высокой степенью информационной интенсивности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий, как в средних, так и в высших учебных заведениях. Необходимость внедрения в учебный процесс новых методов обучения привело к появлению электронных изданий, несущих теоретическую информацию, практические задания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Согласно проекту нового приказа № 1559 от 8 декабря 2014 года Министерства образования и науки «О порядке формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с января 2015 года любой учебник, получивший гриф Министерства образования и науки, должен иметь свою электронную версию [1].

Это не значит, что все средние образовательные заведения должны перейти на использование только электронных учебников. Обязательным будет наличие учебников на электронном носителе. Все школы России будут обеспечены электронными версиями учебников наравне с их бумажными аналогами, что станет стимулом для учителей в использовании их в учебном процессе.

Разные исследователи и педагоги дают свои определения понятию «электронный учебник». Сегодня нет единого, четкого толкования «электронному учебнику», понятие это довольно расплывчатое.

По мнению Василенко Н.В., «электронный учебник — это средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов» [2].

Хуторской А.В. считает, что «электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы» [3].

По словам Демушкина А.С., «компьютерный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел». Демушкин А.С. отмечает, что «компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного справочника, задачника и лабораторного практикума» [4].

В приказе Минобразования РФ N1646 от 19.06.98 под «электронным учебником» (ЭУ) понимается — основное учебное электронное издание (УЭИ), созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой [1].

Таким образом, опираясь на многочисленные определения, можно сделать вывод, что электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного изучения учебного курса или какого-то его раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, содержащее теорию, различные справочники, задачники, лабораторные практикумы, тесты и другие компоненты. Использование в электронных изданиях различных информационных и мультимедиа технологий дает большие дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным учебником.

Первые электронные учебники были просто версией бумажного учебника. Подобные учебники и сейчас используются довольно часто, хотя специалисты считают, что называть такие учебники «электронными» не совсем корректно.

Как считает Зимина О.В., «электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу» [6].

По мнению Зиминой О.В., электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память [6].

В настоящее время среди основных принципов, которые необходимо соблюдать при создании электронных учебников (принцип научности, доступности, последовательности, системности и т.д.), большое внимание уделяется принципу наглядности, заключающегося в том, что наличие чувственного восприятия изучаемых объектов – обязательно. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет огромные преимущества перед обучением, при котором применяются только традиционные учебники, не обеспечивающие этот принцип в полной мере.

По мере развития информационных технологий, электронные учебники стали наполняться мультимедийными компонентами (звук, анимация, видео и т.д.). Использование гипертекста позволило сделать такие книги интерактивными. Использование видео и аудио фрагментов, гиперссылок на элементы печатного учебника и на другую информацию в Интернете позволяет передать учебную информацию в динамике, увеличивая тем самым мотивацию к изучению любого предмета.

Электронный учебник является компактным, он может хранить большое количество информации. Каждый преподаватель может легко настроить электронный учебник на свою программу обучения, легко редактировать какие-то его части или комбинировать несколько электронных учебников в один. Учитель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в Интернете, что значительно расширяет возможности самообразования.

Наряду с большим количеством достоинств, электронный учебник имеет и ряд недостатков. Ученики, использующие в изучении какого-либо предмета только электронные учебники, лишаются возможности общаться со сверстниками и учителями, поэтому электронные учебники необходимо использовать для учащихся всех возрастов только как дополнительный метод обучения.

Чтение с экрана в течение долгого времени вызывает утомляемость, раздражительность, головную боль, поэтому время работы с электронным учебником должно строго регламентироваться в зависимости от возраста учащегося. Следует так же этот вид работы чередовать с другими видами деятельности.

Еще одним существенным недостатком является то, что цены на электронные средства пока остаются значительно выше цен на традиционные учебники.

Несмотря на определенные недостатки, электронные учебники являются мощным средством повышения образовательного уровня всех слоев общества, что в современных условиях является важным фактором.

Используя электронные учебники в обучении, учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения. Этому способствует и то, что при развитии информационных и мультимедийных технологий некоторые функции преподавателя переданы компьютеру. Компьютер же может выступать в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен обнаружить ошибку и дать правильный ответ, повторять задание снова и снова, предоставлять практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок, не выражая при этом ни раздражения, ни досады, ни возмущения. Поскольку компьютер и те возможность, которые он предоставляет, уже сами по себе привлекательны, как для детей, так и для взрослых, можно надеяться на то, что интерес к образованию в дальнейшем будет только расти.

Подводя итог, можно говорить о появлении инновационного средства обучения – электронного учебника, который значительно расширяет возможности традиционного учебника за счет использования в обучении информационных и мультимедийных технологий. Правильное сочетание этого нововведения с традиционными средствами обучения позволит вывести учебно-воспитательный процесс на новый, более качественный уровень.

Список литературы

  1. Электронный ресурс: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4983 (дата обращения: 14.01.2017).
  2. Василенко Н.В. Дистанционное обучение. Текст: Пособие для системы повышения квалификации / Н.В. Василенко. СПб: ИПК СПО, 2004. 160с.
  3. Хуторской А.В. Электронный учебник / Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. 304 с.
  4. Демушкин А. С. Компьютерные обучающие программы / А. С. Демушкин, А. И. Кириллов и др. // Информатика и образование. 1995. № 3. С. 18.
  5. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 336 с.