Международно-правовые стандарты права женщин: проблемы систематизации источниковой базы

№59-1,

Юридические науки

В статье рассматривается совокупность международных правовых актов в сфере прав женщин. Автором показано, что система договорных норм такого характера образует международно-правовые стандарты прав женщин, посредством которых государства регулируют вопросы соблюдения, обеспечения и защиты прав женщин.

Похожие материалы

Начиная со второй половины XX века и по настоящее время, в международном праве увеличивается удельный вес норм, направленных на правовую защиту положения женщин в мире. Совокупность договорных норм такого характера образует международно-правовые стандарты прав женщин, посредством которых государства регулируют вопросы соблюдения, обеспечения и защиты прав женщин, обладающих определенной существенной спецификой, во всех сферах жизнедеятельности.

Центральное место в области защиты прав женщин занимает Организация Объединенных Наций с момента ее образования в 1945 г., которая выполняет нормотворческую функцию − разработки и подписания международных договоров, а также контрольную функцию за осуществлением обязательств, взятых на себя государствами в рамках этих договоров. Борьба за гендерное равенство все еще находилась в начальной стадии на момент основания ООН. Из 51 страны, первых членов Организации, только в 30 странах женщинам обеспечивались избирательные права равные с мужчинами или разрешалось занимать им государственные посты [1]. Составители Устава ООН предусмотрели равные права мужчин и женщин. В Устав включены положения, касающиеся недискриминации на основании пола (ст. 3). Обозначена роль организации в осуществлении международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия …, пола…» (ст. 3) [2]. Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. также было провозглашено «равенство всех людей от рождения в своем достоинстве и правах без какого-либо различия, в том числе и в отношении пола (ст. 2) [3]. Согласно исследованиям, проведенными экспертами ООН, было выявлено, что в начале второй пол. XX в. 2/3 от всего числа безграмотных в мире составляли женщины. Они же выполняли 2/3 всей совокупной работы, но получали лишь 1/10 от всех совокупных доходов и владели 1/10 от всей совокупной собственности [4]. Такая статистика послужила импульсом дальнейшему решению данной проблемы.

Права женщин закреплены в универсальных международных договорах: Пакте от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах [5] и Пакте от 19 декабря 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах [6]. Оба Пакта признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашал значительные права предусмотрены в отношении охраны семьи, материнства и детства, охраны здоровья, закреплял право на образование (ст. 10-14). Мужчины и женщины были уравнены в пользовании правами, закрепленными в Пакте (ст. 3).

Всеобщая декларация прав человека и Международный пакты, составившие базу для международно-правовых стандартов в области прав человека, имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартии прав индивидуума − отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.), долгие годы на международной арене и в науке отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция [7].

Однако зарождалось третье поколение прав – после гражданских, политических, социально-экономических, охватывающих права тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны государства и мирового сообщества. В центре этого круга прав стоят женщины, поскольку нуждаются в особой защите государства, так как в силу специфики своих физиологических характеристик далеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека

Нормотворчество деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г. и была ратифицирована в этом же году СССР. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями [8].

29 января 1957 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая вступила в силу в 1958 г. Конвенция содержит три основные положения, касающиеся гражданства замужней женщины. Гражданство не подлежит автоматическому изменению при вступлении женщины в брак, расторжении брака или перемены гражданства мужем во время брака. Приобретение мужем гражданства другого государства не является препятствием для сохранения женой своего гражданства. Также жена иностранка имеет право на получение гражданства своего мужа в специальном упрощенном порядке, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности или публичного порядка[9].

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию [10]. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Конвенция развивала и значительно дополняла Конвенцию о политических правах женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации обязывала государства включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои конституции и действующее законодательство; использовать санкции в случаях дискриминации в отношении женщин; обеспечивать юридическую защиту прав с помощью национальных судов и других государственных учреждений (ст. 2).

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. − это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области».

Принципиальное значение для организации деятельности по достижению гендерного равенства со стороны ратифицировавших Конвенцию государств и добивающихся достижения такого равенства международных и национальных общественных объединений, в том числе женских, имеет статья 4 Конвенции. Эта статья провозглашает, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, к числу которых относятся, например, квоты, не считается дискриминационным.

Целью Конвенции явилось установление не только юридического, но и равенства фактического между мужчинами и женщинами. Документ призывал к искоренению всевозможных предрассудков, стереотипов о роли мужчин и женщин в обществе, формировавшихся в массовом сознании тысячелетиями. Впервые в отличие от ранее принятых стандартов в области прав говорилось о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция обязывала государства-участников в предоставлении равных с мужчинами гражданских, социальных, политических прав. Более того прописывались средства закрепления этих прав, что было впервые в международно-правовой практике.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о политических правах женщин обязали государства предоставить женщинам наравне с мужчинами право участия в формировании органов государственной власти, право осуществлять функцию государственного управления на всех уровнях, занимать руководящие посты в сфере политики.

Список литературы

  1. Кротова Н.В. ООН и проблема международно-правовой защиты женщин / Н.В. Кротова // Гражданин и право. – 2007. – № 11. – С. 12.
  2. Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашина. М., - 1999. – С. 31.
  3. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995. 5 апр.
  4. Агеева А.В. Международные правовые стандарты и проблемы защиты прав женщин / А.В. Агеева // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2013. – №3 (3). – Т.1. – С. 9.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 45-73.
  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 30-45.
  7. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. - С. 30.
  8. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. – С. 122-126.
  9. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. – С. 18.
  10. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 126-144.