Система международных стандартов права женщин

NovaInfo 62, с.285-289, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Публикация представляет собой анализ системы международных стандартов права женщин. Автором показано, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами.

Ключевые слова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ГЕНДЕР, РАВЕНСТВО

Текст научной работы

Права женщин закреплены в универсальных международных договорах: Пакте от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах [1] и Пакте от 19 декабря 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах [2]. Оба Пакта признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашал значительные права предусмотрены в отношении охраны семьи, материнства и детства, охраны здоровья, закреплял право на образование (ст. 10-14). Мужчины и женщины были уравнены в пользовании правами, закрепленными в Пакте (ст. 3).

Всеобщая декларация прав человека и Международный пакты, составившие базу для международно-правовых стандартов в области прав человека, имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартии прав индивидуума − отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.), долгие годы на международной арене и в науке отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция [3].

Однако зарождалось третье поколение прав — после гражданских, политических, социально-экономических, охватывающих права тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны государства и мирового сообщества. В центре этого круга прав стоят женщины, поскольку нуждаются в особой защите государства, так как в силу специфики своих физиологических характеристик далеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека

Нормотворчество деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г. и была ратифицирована в этом же году СССР. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями [4].

29 января 1957 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая вступила в силу в 1958 г. Конвенция содержит три основные положения, касающиеся гражданства замужней женщины. Гражданство не подлежит автоматическому изменению при вступлении женщины в брак, расторжении брака или перемены гражданства мужем во время брака. Приобретение мужем гражданства другого государства не является препятствием для сохранения женой своего гражданства. Также жена иностранка имеет право на получение гражданства своего мужа в специальном упрощенном порядке, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности или публичного порядка [5].

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию [6]. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

В сложившейся системе действующих международных правовых актов, закрепляющих принцип гендерного равенства, целесообразно выделять совокупность норм, регулирующий экономическую сферу деятельности — защиту прав трудящихся женщин. Значимым органом здесь выступает Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации − вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики [3].

Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в год своего основания международная организация труда приняла первые две Конвенции — №3 Об охране материнства и №4 О труде женщин в ночное время.

Важнейшим из документов МОТ является Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, принятая МОТ 29 июня 1951 г., ратифицированная Советским Союзом в 1956 г. Тем самым МОТ был сделан важный шаг к реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола.

В дальнейшем положения Конвенции № 100 нашли продолжение в Конвенции № 111 против дискриминации в области труда и занятости, ратифицированной нашей страной в 1961 г. В документе определен смысл понятия «дискриминация» в области труда и занятий, как недопущение, предпочтение по различным признакам, которые приводят к нарушению равенства возможностей. При этом под терминами «труд» и «занятия» подразумевается и доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и различным занятиям. Эти положения нашли свое дальнейшее закрепление в понятии «дискриминации в отношении женщины» в Конвенции 1979 г.

Конвенция 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин уделяет большое внимание вопросу гендерного равенства в области трудовой занятости. Конвенция выдвинула требования равных условий труда для мужчин и женщин, равного подхода в оценке качества труда. О праве на справедливое вознаграждение, на равную оплату за равный труд говорят региональные документы, в частности Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г.

Отечественные ученые в целом отмечают проблему снижения эффективности Конвенции ООН 1979 г. По их мнению, оно обусловлено рядом оговорок, внесенных государствами, подписавшими данный документ. В свою очередь, эти оговорки позволяют сохранять дискриминационное законодательство в ряде областей. К примеру, в вопросе гражданства детей; равного права супругов на развод; свободы выбора рода занятий и профессии и т.д.

В целом XXI век был назван Организацией Объединенных Наций веком женщин и демократии. Глава ООН Пан Ги Мун на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2016 года объявил о создании Группы высокого уровня по решению проблем реализации, в частности, экономических прав женщин. Было заявлено, что эта группа примет ряд мер, направленных на «ликвидацию гендерного неравенства, царящего во всем мире».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами. На пути движения к достижению гендерного равноправия в мировых масштабах международные акты предписывали государствам внедрять принципы равноправия мужчин и женщин в свои конституции и действующее законодательство. Несмотря на принятые многочисленные международные правовые акты в области защиты прав женщин, прогресс, достигнутый женщинами, продвижение по этому пути во многом проходит медленно и беспорядочно. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией как скрытой, так и явной.

Читайте также

Список литературы

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 45-73.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 30-45.
  3. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 30.
  4. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 122-126.
  5. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 18.
  6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 126-144.

Цитировать

Головинова, Ю.В. Система международных стандартов права женщин / Ю.В. Головинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 285-289. — URL: https://novainfo.ru/article/11941 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться