Рабочая программа по медицинской информатике

№59-2,

педагогические науки

В статье показаны основные положения учебной программы по медицинской информатике.

Похожие материалы

Нами разработана учебная программа дисциплины «Медицинская информатика» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело (трудоемкость 2 ЗЕТ). При подготовке программы использовалась учебная, учебно-методическая и научная литература [1-13].

Целью медицинской информатики является развитие компетентности на основе формирования системных представлений о новых технологиях в управлении лечебными учреждениями, используемыми для интенсификации лечебно-диагностического процесса и повышение его качественного уровня.

Задачи дисциплины:

  • овладение знаниями в области медицинской информатики, научной и медицинской информации, автоматизации поликлинических и больничных информационных процессов;
  • изучение важнейших положений об автоматизированных системах управления в сфере практического здравоохранения;
  • изучение программных и технических средств математической статистики, информатики, используемых на различных этапах получения и анализа биомедицинской информации.

Дисциплина медицинская информатика относится к базовой части Б 1. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в средней школе и отражены в федеральных образовательных стандартах и программах общего среднего образования (для старших классов), разработанных для изучения информатики и математики на базовом уровне. Студенты должны владеть соответствующей терминологией; уметь пользоваться операционной системой; иметь базовые навыки работы с набором стандартным программных средств, таких как текстовый и графический редактор и электронные таблицы, владеть принципами работы в сети Интернет. Дисциплина является предшествующей для изучения дисциплин: медицинская статистика, общественное здоровье и здравоохранение, общая и военная гигиена, эпидемиология, менеджмент в здравоохранении.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ОПК-1 (готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

  • знать теоретические основы информатики, сбор, хранение, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении, теоретические основы поиска медицинской информации в глобальной сети Интернет;
  • уметь пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
  • обладать навыками преобразования информации и пользования поисковыми системами Интернет.

Таблица 1. Разделы дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Раздел I.

Основы медицинской информатики.

Медицинская информатика как наука. Знакомство со структурой дисциплины медицинская информатика, основными понятиями. Предмет и объект изучения медицинской информатики. Техническая поддержка IT-технологий. Информационная система – совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и передачи информации в интересах поставленной задачи. Понятие информационного обеспечения. Прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики. Комплексный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики. Основные понятия программных средств медицинской статистики. Особенности медицинских данных и их обработки и интерпретации. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных. Использование методов математической статистики для анализа данных. Интерпретация и представление полученных результатов.

2

Раздел II.

Телекоммуникационные технологии и Интернет ресурсы для здравоохранения

Теоретические основы телекоммуникаций. Локальные компьютерные сети. Принципы создания компьютерных сетей. Преимущества компьютерных сетей. Классификация локальных сетей по принадлежности, распространенности, топологии, видам коммуникации.

Глобальные компьютерные сети. Использование Интернет ресурсов в медицинской практике. История возникновения сети Интернет. Перспективы развития глобальных сетей. Примеры использования. Характеристика глобальной компьютерной сети. Виды глобальных компьютерных сетей. Телемедицина. Дистанционное образование. Задачи телемедицины, актуальность использования телемедицины для России и различных стран мира. Направления телемедицины. Примеры применения телемедицины в России и других странах. Варианты телемедицинских консультаций Дистанционное образование в медицине.

3

Раздел III.

Медицинские информационные системы и технологии

Медицинские информационные системы: понятие, классификация, основные требования, значение.

Информационно-справочные и консультативно-диагностические информационные системы. Примеры использования в России и за рубежом. Понятие о медицинских приборно-компьютерных системах. Виды математических моделей. Информационная модель лечебно-диагностического процесса. Основные составляющие лечебно-диагностического процесса. Процесс деятельности медицинского работника, как объект информатизации. Моделирование и использование моделей в медицине. Этапы математического моделирования. Системы искусственного интеллекта. Медицинские экспертные системы. Особенности медико-технологических систем и их назначение. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений. Автоматизированные гибридные системы и системы для управления жизненно важными функциями организма. Автоматизированное рабочее место медицинского работника. Электронная медицинская карта. Достоинства и недостатки электронной медицинской карты. Конфиденциальность медицинских данных. Защита медицинской информации. Преступления в сфере компьютерной информации. Принципы защиты информации. Правовое обеспечение медицинских информационных систем. Мониторинг состояния здоровья населения. Перспективы перехода к электронному здравоохранению. Персонифицированный учет пациентов. Основные факторы риска использования компьютерной техники в практике врача. Основные факторы воздействия на организм, профилактика возможного вредного воздействия, здоровье сберегающие технологии в практике врача.

Таковы основные положения рабочей программы по медицинской информатике.

Список литературы

  1. Roitberg G.E., Dorosh Z.V., Sharkhun O.O. A new method for screening diagnosis of insulin resistance // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Т. 158. № 3. С. 397-400.
  2. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  3. Агеева Н.С., Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Власенко А.В., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Тютюев В.В., Шаталов Ю.Н. Рабочая программа по «Судебной медицине» // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 410-417.
  4. Агеева Н.С., Датий А.В., Федосеев А.А., Карпухин А.А. Социальный портрет пациентов ОАО «Медицина» // Символ науки. 2017. № 01-2. С. 157-158.
  5. Антипов С.С. Особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. № 3-2 (15). С. 16-18.
  6. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе ВУЗа // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
  7. Булатецкий С.В., Власенко А.В., Воронцова Л.Ф., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Тютюев В.В., Шаталов Ю.Н. Программа «Судебная психиатрия» для обучения юристов // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 418-426.
  8. Датий А.В., Федосеев А.А., Агеева Н.С., Карпухин А.А. Кадровая политика в медицинских организациях // Символ науки. 2017. № 01-2. С. 166-167.
  9. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Тарабарин С.А., Шархун О.О. Повышение безопасности медикаментозной терапии в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 528-533.
  10. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Шархун О.О. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 497-502.
  11. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Возможности повышения безопасности пациента в медицинской организации // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 135-142.
  12. Столбецкая Л.А. Некоторые особенности здоровьесберегающей педагогики в педагогическом моделировании понятийного аппарата // Символ науки. 2016. № 3-2 (15). С. 138-140.
  13. Хиля В.А. Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. № 2-1 (14). С. 211-214.