Нами разработана учебная программа дисциплины «Медицинская информатика» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело (трудоемкость 2 ЗЕТ). При подготовке программы использовалась учебная, учебно-методическая и научная литература [1-13].
Целью медицинской информатики является развитие компетентности на основе формирования системных представлений о новых технологиях в управлении лечебными учреждениями, используемыми для интенсификации лечебно-диагностического процесса и повышение его качественного уровня.
Задачи дисциплины:
- овладение знаниями в области медицинской информатики, научной и медицинской информации, автоматизации поликлинических и больничных информационных процессов;
- изучение важнейших положений об автоматизированных системах управления в сфере практического здравоохранения;
- изучение программных и технических средств математической статистики, информатики, используемых на различных этапах получения и анализа биомедицинской информации.
Дисциплина медицинская информатика относится к базовой части Б 1. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в средней школе и отражены в федеральных образовательных стандартах и программах общего среднего образования (для старших классов), разработанных для изучения информатики и математики на базовом уровне. Студенты должны владеть соответствующей терминологией; уметь пользоваться операционной системой; иметь базовые навыки работы с набором стандартным программных средств, таких как текстовый и графический редактор и электронные таблицы, владеть принципами работы в сети Интернет. Дисциплина является предшествующей для изучения дисциплин: медицинская статистика, общественное здоровье и здравоохранение, общая и военная гигиена, эпидемиология, менеджмент в здравоохранении.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ОПК-1 (готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
- знать теоретические основы информатики, сбор, хранение, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении, теоретические основы поиска медицинской информации в глобальной сети Интернет;
- уметь пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- обладать навыками преобразования информации и пользования поисковыми системами Интернет.
Таблица 1. Разделы дисциплины
№ |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Раздел I. Основы медицинской информатики. |
Медицинская информатика как наука. Знакомство со структурой дисциплины медицинская информатика, основными понятиями. Предмет и объект изучения медицинской информатики. Техническая поддержка IT-технологий. Информационная система – совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и передачи информации в интересах поставленной задачи. Понятие информационного обеспечения. Прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики. Комплексный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики. Основные понятия программных средств медицинской статистики. Особенности медицинских данных и их обработки и интерпретации. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных. Использование методов математической статистики для анализа данных. Интерпретация и представление полученных результатов. |
2 |
Раздел II. Телекоммуникационные технологии и Интернет ресурсы для здравоохранения |
Теоретические основы телекоммуникаций. Локальные компьютерные сети. Принципы создания компьютерных сетей. Преимущества компьютерных сетей. Классификация локальных сетей по принадлежности, распространенности, топологии, видам коммуникации. Глобальные компьютерные сети. Использование Интернет ресурсов в медицинской практике. История возникновения сети Интернет. Перспективы развития глобальных сетей. Примеры использования. Характеристика глобальной компьютерной сети. Виды глобальных компьютерных сетей. Телемедицина. Дистанционное образование. Задачи телемедицины, актуальность использования телемедицины для России и различных стран мира. Направления телемедицины. Примеры применения телемедицины в России и других странах. Варианты телемедицинских консультаций Дистанционное образование в медицине. |
3 |
Раздел III. Медицинские информационные системы и технологии |
Медицинские информационные системы: понятие, классификация, основные требования, значение. Информационно-справочные и консультативно-диагностические информационные системы. Примеры использования в России и за рубежом. Понятие о медицинских приборно-компьютерных системах. Виды математических моделей. Информационная модель лечебно-диагностического процесса. Основные составляющие лечебно-диагностического процесса. Процесс деятельности медицинского работника, как объект информатизации. Моделирование и использование моделей в медицине. Этапы математического моделирования. Системы искусственного интеллекта. Медицинские экспертные системы. Особенности медико-технологических систем и их назначение. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений. Автоматизированные гибридные системы и системы для управления жизненно важными функциями организма. Автоматизированное рабочее место медицинского работника. Электронная медицинская карта. Достоинства и недостатки электронной медицинской карты. Конфиденциальность медицинских данных. Защита медицинской информации. Преступления в сфере компьютерной информации. Принципы защиты информации. Правовое обеспечение медицинских информационных систем. Мониторинг состояния здоровья населения. Перспективы перехода к электронному здравоохранению. Персонифицированный учет пациентов. Основные факторы риска использования компьютерной техники в практике врача. Основные факторы воздействия на организм, профилактика возможного вредного воздействия, здоровье сберегающие технологии в практике врача. |
Таковы основные положения рабочей программы по медицинской информатике.