Развитие образовательной области «Теория риска» для системы дистанционного образования

№59-2,

педагогические науки

В центре внимания данной статьи новое содержание образовательной области «Теория риска» для студентов экономического бакалавриата, связанное с принятием и количественным обоснованием решений в различных областях деятельности. Представлены рекомендации по реализации образовательной области «Теория риска» в условиях перехода к дистанционному обучению.

Похожие материалы

Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности [2] имеет существенное значение для развития инновационных компонентов профессиональной компетентности будущих бакалавров экономики и менеджмента. В условиях математизации и информатизации социально-экономических исследований акцент в развитии образовательной области «Теория риска» смещается в направлении прикладного использования методов численного экономико-математического моделирования и оптимизации [1], в частности методов вычислительной математики [10], позволяющих находить оптимальные решения даже в условиях, при котором аналитическое представление решения невозможно.

Развитие содержания и методического обеспечения (система целеполагания, система дозирования, система диагностики, система коррекции, логическая структура учебного процесса) образовательной области «Теория риска» для системы дистанционного образования связано с уточнением дидактической роли коммерческих и финансовых рисков [12], использование различных современных математических моделей [13] позволяет реализовывать прикладную направленность обучения математике, совершенствовать уровень прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента.

В качестве модели теории риска мы понимаем специально созданный объект для анализа рисковой ситуации, заменяющий реальный объект (социально-экономическую ситуацию и проблему) в процессе исследования, связанного с идентификацией и последующим анализом возможных рисков, выработки адекватного отношения к риску, разработку антирисковых мероприятий и связанных с ними затрат.

Отказываясь от спонтанной реализации прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента мы пришли к необходимости реализации модульного подхода к проектированию многоуровневого содержания учебной дисциплины «Теория риска» [3], позволяющего в педагогической практике преподавания реализовывать бально-рейтинговую систему оценки результатов обучения на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (включающую учет исследовательской активности студентов в электронной образовательной среде, индивидуальный творческий рейтинг студентов и др.).

Важным элементом содержания учебной дисциплины «Теория риска» является система специальных прикладных задач и упражнений социально-экономического содержания, позволяющих анализировать социально-экономическую ситуацию и проблему с различных точек зрения, реализовывать основные положения теории риска в практике принятия решений в различных сферах деятельности.

Интерес к новой профессионально значимой учебной дисциплине «Теория риска» возрастает в условиях актуализации рисков различной природы и возрастающих требований к прикладной математической подготовке будущих бакалавров экономики и менеджмента, необходимости в развитии инновационных компонентов прикладной математической подготовки будущих бакалавров экономики и менеджмента, связанных с приятием оптимальных решений. Следует отметить, что экономические риски имеют различные содержательные, методические и психологические аспекты [6] в рамках различных уровней прикладной математической подготовки бакалавров экономики и менеджмента:

  • базовый уровень,
  • профильный уровень,
  • продвинутый уровень.

Мы придерживается мнения о том, что информационные технологии WolframAlpha позволяют модернизировать систему прикладной математической подготовки бакалавров экономики и менеджмента [7], которая не может быть полноценной без системных представлений о количественных методах оценки рисков [8] и моделировании рисковых ситуаций [9] с учетом классификации рисков:

  • экономические риски;
  • экологические риски;
  • информационные риски;
  • инновационные риски;
  • финансовые риски;
  • валютные риски;
  • производственные риски;
  • социальные риски;
  • политические риски и др.

Отметим, что WolframAlpha является современной базой знаний и набором вычислительных алгоритмов, позволяющих существенно расширить перечень исследуемых проблем и ситуаций, связанных с принятием решений в условиях риска и неопределенности [15], обеспечить погружение будущего бакалавра экономики и менеджмента в квазипрофессиональную деятельность – учебную деятельность, приближенную к будущей профессиональной (например, формирование представлений о склонности лица принимающего к риску). Таким образом в электронной образовательной среде появляется возможность методической актуализации всей полноты причинно-следственных связей категории «Риск» с категориями

  • Вероятность»,
  • Выигрыш»,
  • Закон распределения»,
  • Полная неопределенность»,
  • Проигрыш»,
  • Случайность»,
  • Событие»,
  • Условная вероятность»,
  • Ущерб»,
  • Частичная неопределенность» и др.

С целью развития образовательной области «Теория риска» и методической системы прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента для системы дистанционного образования мы используем новые педагогические технологии, среди которых технология проектирования содержания [4, 14], технология технологического целеполагания математической подготовки [5], технология модернизации математической подготовки бакалавра [11], технологию проектирования учебного процесса, технологию проектирования индивидуальной образовательной траектории студента бакалавриата для системы дистанционного обучения.

Список литературы

  1. Алексеев Г. В. Численное экономико-математическое моделирование и оптимизация: учеб. пособие. – СПб.: ГИОРД, 2014. – 270 с.
  2. Белолипцев И. И. Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 299 с.
  3. Власов Д. А. Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 1. – № 9. – С. 122-124.
  4. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 8. – С. 33-42.
  5. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 165-169.
  6. Власов Д. А. Экономические риски: содержательный и методический аспекты // Инновационная наука. – 2016. – № 8-1. – С. 40-42.
  7. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии WolframAlpha в системе подготовки бакалавра экономики (на примере задачи о вероятности попадания случайной величины в заданный интервал) // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1298-1301.
  8. Гармаш А.Н. Экономико-математические методы в примерах и задачах – М.: Вуз. уч.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 416с.
  9. Королев В. Ю., Бенинг В. Е. Математические основы теории риска. М.: Физматлит, 2011. 620 с.
  10. Пантина И. В., Синчуков А. В. Вычислительная математика – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – 2012. – 176 с.
  11. Синчуков А. В. Анализ перспективных направлений модернизации математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 118-119.
  12. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. – 2016. – № 8-2. – С. 182-184.
  13. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. – 2016. – № 3-1. – С. 214-215.
  14. Синчуков А. В. Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента // Молодой ученый. – 2016. – № 20 (124). – С. 730-732.
  15. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск – анализ в экономике. М.: Экономика, 2010. – 318 с.