Инструментальная реализация прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента

№59-2,

физико-математические науки

В центре внимания статьи вопросы инструментальная реализация прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента, связанные с проектирование методической системы, специальной электронной образовательной среды, предметно-модульной структуры и информационного пространства.

Похожие материалы

Рассматривая теоретико-методологические основания реализации прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента [3] в рамках учебных дисциплин «Высшая математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы моделирования и прогнозирования экономики», «Методы приятия оптимальных решений» [1], «Теория риска» [15], «Теория игр» необходимо акцентировать внимание на теоретические и психолого-педагогические аспекты проектирования и реализации методической системы прикладной математической подготовки, проводить обоснование необходимости актуализации мотивационного компонента учебного процесса в качестве существенного фактора повышения эффективности профессиональной подготовки. Одним из компонентов методической системы является содержание обучения [13].

Отметим, что исследуя и реализуя прикладную направленность обучения математике в высшей школе мы рассматриваем обучение математике как педагогическую систему, ориентированную не только на изучение базовых, фундаментальных понятий математики, но и на последующее осознанное применение математического аппарата, математического языка, математической символики сначала в учебном процессе, а в последствии в будущей профессиональной деятельности, связанной с принятием и обоснованием количественных решений в различных сферах деятельности. Традиционно к фундаментальным понятиям математики относят:

  • Число»,
  • Вектор»,
  • Матрица»,
  • Тензор»,
  • Функция»,
  • Фрактал» [2],
  • Точка»,
  • Прямая»,
  • Плоскость»,
  • Пространство»,
  • Производная»,
  • Предел»,
  • Отношение»
  • Форма»,
  • Мера»,
  • Модель» [12],
  • Вероятность» и др.

Мы придерживаемся точки зрения о том, что критерием успешности решения различных проблем в сфере прикладной математической подготовки будущих бакалавров экономики и менеджмента является одновременная реализация системы психологических, педагогических и организационных требований и условий, в системе влияющих на результирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, в том числе в условиях сокращения часов, выделяемых на аудиторную нагрузку и применения современных педагогических технологий [7, 8, 14].

Многоаспектность учебно-воспитательной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в рамках подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента требует всестороннего анализа психологических аспектов прикладной математической подготовки. В частности, анализ деятельности как значимого механизма достижения преподавателем и студентами бакалавриата поставленных в рамках целеполагания последовательности учебных целей. С другой стороны, исследование дидактических аспектов прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента позволяет идентифицировать и в последующем эффективно использовать важные закономерности процесса обучения высшей и прикладной математике. Важной педагогической задачей является исследование и переосмысление закономерностей учебного процесса с учетом особенностей конкретных направлений подготовки студентов бакалавриата.

С целью решения проблем прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики менеджмента нами поставлены и частично решены следующие педагогические и методико-технологические задачи.

Во-первых, проектирование специальной электронной образовательной среды как основы для реализации оптимальных условий для развития инновационных компонентов профессиональной компетентности будущих выпускников с учетом существенного увеличения часов, отводимых на самостоятельную внеаудиторную работу студентов.

Во-вторых, выявление и реализация преимуществ предметно-модульной структуры прикладной математической подготовки (в частности, учебный модуль «Теория игр», учебный модуль «Эконометрика: базовый уровень», учебный модуль «Теория риска» и др.), направленной на формирование и развитие систематических представлений о математических моделях и методах.

В третьих, создание информационного пространства [9, 11], обеспечивающего простой и удобный доступ студентов к образовательным и научным ресурсам, а также социально-экономическим данным, необходимым для построения и исследования моделей различных социально-экономических проблем и ситуаций. Отметим роль современной базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha в реализации методической системы прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента. Так, WolframAlpha [5, 6] поддерживает выполнение следующих типовых операций, имеющих принципиальное значение для построения и исследования математических моделей социально-экономических ситуаций:

  • визуализация результата внутримодельного исследования;
  • выполнение операций над матрицами;
  • вычисление определителей;
  • дифференцирование функций;
  • интегрирование функций;
  • нахождение вероятности попадания случайной величины в интервал;
  • построение графиков функций;
  • построение касательной к графику функции;
  • построение линий уровня;
  • построение нормаля к графику функции;
  • построение области решений;
  • решение дифференциальных уравнений [10];
  • решение задач линейного программирования;
  • решение задач математического программирования;
  • решение интегральных уравнений;
  • решение неравенств;
  • решение систем неравенств;
  • решение систем уравнений;
  • решение уравнений и др.

Единое информационное пространство позволяет облегчить реализацию инструментальной направленности учебной дисциплины «Высшая математика» (первый курс обучения, первый и второй семестры) на непосредственное применение в процессе исследования различных социально-экономических проблем и ситуаций, позволяет проектировать системы задач и упражнений по учебным дисциплинам математической подготовки, например [4]. Отметим, что качество математических знаний студентов бакалавриата необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне, адекватном современным требованиям работодателей.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Методологические аспекты принятия решений // Молодой ученый. –2016. –№4. – С. 760-763.
  2. Власов Д. А. Современная фрактальная теория: визуализация и прикладные аспекты // Техника. Технологии. Инженерия. – 2017. – №1. – С. 8-11.
  3. Власов Д. А., Синчуков А. В. Прикладная математическая подготовка бакалавра менеджмента // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 57-60.
  4. Власов Д. А., Синчуков А. В. Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 146-149.
  5. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии WolframAlpha в системе подготовки бакалавра экономики (на примере задачи о вероятности попадания случайной величины в заданный интервал) // Молодой ученый. — 2015. – №11. – С. 1298-1301.
  6. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии Wolframalpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 683-691.
  7. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. - Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.
  8. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева. – 38 с.
  9. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. – 2006. - № 1. - С. 60-62.
  10. Синчуков А. В. Методические особенности учебного модуля «Дифференциальные уравнения» в системе математической подготовки бакалавра экономики // Инновационная наука. – 2016. – № 8-2. – С. 181-182.
  11. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 116-118.
  12. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. – 2016. – № 3-1. – С. 214-215.
  13. Синчуков А. В. Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 730-732.
  14. Смирнов Е. И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Монография. Ярославль: Изд-во «Канцлер». – 2012. – 646 с.
  15. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск - анализ в экономике. М.: Экономика, 2010 – 318 с.