Разработка сетевого ресурса программной поддержки учебного процесса факультета МИИТ СФ БашГУ

№62-3,

физико-математические науки

В данной статье рассмотрены объективные проблемы организации учебного процесса. Разработан сетевой ресурс обеспечивающий программную поддержку учебного процесса.

Похожие материалы

На сегодняшний день существует объективная проблема организации учебного процесса. Учебный процесс по направлениям информатика и информационные технологии напрямую зависит от программного обеспечения установленного в компьютерных классах.

Для поддержания учебного процесса необходимо современное программное обеспечение, которое к сожалению недешево. В связи с этим приходится пользоваться либо "тем что есть" пока, либо Portable версиями, либо пиратскими версиями, что крайне не желательно. Даже лицензированное программное обеспечение, если оно есть, установлено не во всех компьютерных классах — это вторая проблема при проведении учебных занятий. В связи с этим было решено создать сетевой ресурс с помощью которого решаются эти обе проблемы. И работа в компьютерных классах станет более комфортной как для педагога, так и для студентов.

Для реализации сетевого ресурса сначала построим модель его содержания, затем проанализируем средства реализации.

Проанализировав учебный план всех специальностей факультета математики и информационных технологий. Был составлен перечень используемого программного обеспечения на учебных занятиях. Считаем целесообразным сгруппировать данный перечень по основным разделам информатики.

Таблица 1. Предлагаемая структура

Название раздела

Перечень ПО

Раздел 1. Программирование

Pascal ABC.NET

Turbo Pascal

Visual Basic

C#

Dev-C++

Delphi

Pascal ABC.NET

Раздел 2. Графические пакеты

Corel Draw

Photoshop

Macromedia Flash

3Ds Max

Раздел 3. Базы данных

Oracle

SQL Server

Раздел 4. Сетевые программные средства

Perl

Java

Раздел 5. Нейроинформатика

Visual Prolog

NeuroPro

Brain Maker

Deductor

NeuroSolutions

Раздел 6. Математические пакеты

Maple

Matchcad

Matlab

Раздел 7. Методика обучения информатики

Малютка

Машина Неймана

Кумир

Кукарача

Раздел 8. Теоретические основы информатики

Кумир

Машина Тьюринга

Машина Поста

Раздел 9. Офисный пакет приложений

Microsoft Word

Microsoft Excel

Microsoft Outlook

Microsoft PowerPoint

Microsoft Access

Microsoft InfoPath

Microsoft OneNote

Microsoft Visio

Microsoft Project

Для создания сетевого ресурса были использованы следующие программные средства: HTML, CSS, JavaScript, Notepad++

Термин HTML (Hyper Text Markup Language) означает "язык маркировки гипертекстов". HTML — своеобразная противоположность сложным языкам программирования, известным только специалистам. Человек, изучавший этот язык, обретает возможность делать сложные вещи простыми способами и, главное, быстро, что в компьютерном мире не так уж и мало. Гипертекст подходит для включения элементов мультимедиа в традиционные документы. Практически именно благодаря развитию гипертекста, большинство пользователей получило возможность создавать собственные мультимедийные продукты и распространять их на компакт-дисках. Такие информационные системы, выполненные в виде набора HTML-страниц, не требует разработки специальных программных средств, так как все необходимые инструменты для работы с данными (WEB-браузеры) стали частью стандартного программного обеспечения большинства персональных компьютеров. От пользователя требуется выполнить только ту работу, которая относится к тематике разрабатываемого продукта: подготовить тексты, нарисовать рисунки, создать HTML-страницы и продумать связь между ними.

CSS (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей) — формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. CSS используется создателями веб-страниц для задания цветов, шрифтов, расположения отдельных блоков и других аспектов представления внешнего вида этих веб-страниц. Основной целью разработки CSS являлось разделение описания логической структуры веб-страницы (которое производится с помощью HTML или других языков разметки) от описания внешнего вида этой веб-страницы (которое теперь производится с помощью формального языка CSS). Такое разделение может увеличить доступность документа, предоставить большую гибкость и возможность управления его представлением, а также уменьшить сложность и повторяемость в структурном содержимом. Кроме того, CSS позволяет представлять один и тот же документ в различных стилях или методах вывода, таких как экранное представление, печатное представление, чтение голосом (специальным голосовым браузером или программой чтения с экрана), или при выводе устройствами, использующими шрифт Брайля.

JavaScript — это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Если быть более точным, то JavaScript — это не только язык программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Однако наибольшую популярность JavaScript обеспечило программирование на стороне клиента. Основная идея JavaScript состоит в возможности изменения значений атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом перезагрузки страницы не происходит.

Notepad++ — свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом для Windows с подсветкой синтаксиса большого количества языков программирования и разметки. Поддерживает открытие более 100 форматов. Базируется на компоненте Scintilla, написан на C++ с использованием STL, а также Windows API и распространяется под лицензией GNU General Public License. Базовая функциональность программы может быть расширена как за счёт плагинов, так и сторонних модулей, таких как компиляторы и препроцессоры.

Разрабатываемый сетевой ресурс должен иметь логическую разметку и физическую связку страниц сайта, а так же расположение видимых элементов дизайна, обусловленную во-первых: стандартами разработки сайта; во-вторых для предоставления информации, а также быстрого и легкого ее поиска.

Образовательный ресурс является программной методической поддержкой реализации учебного процесса, по направлениям информатика и информационные технологии. В рамках представленной работы, реализованы девять разделов программного обеспечения (таблица 1), которые полностью охватывают все направления информационных технологий.

Меню сайта
Рисунок 1. Меню сайта

При разработке дизайна ресурса было решено взять основу дизайна сайта СФ БашГУ. С целью дальнейшего совмещения с ним в разделе ФМиИТ.

Главная страница
Рисунок 2. Главная страница

Приведем пример работы пользователя с конкретным программным обеспечением Dev-C++. В окне 1 вводится код программы и с помощью кнопки Run компилируется код.

Окно компилятора Dev-C++
Рисунок 3. Окно компилятора Dev-C++

После выполнения компиляции, в диалоговом окне программа просит ввести исходные данные задачи:

Работа с программой и стандартным способом получаем результат.
Рисунок 4. Работа с программой и стандартным способом получаем результат.
Выполненный код программы
Рисунок 5. Выполненный код программы

С помощью созданного ресурса студенту предоставляется возможность использования программного обеспечения официальных разработчиков. Без закупки лицензионного программного обеспечения, что повышает эффективность учебных занятий.

Список литературы

  1. Дуванов А. А. Web-конструирование. – Петербург: 2009. - 384 с.
  2. Едомский Ю. Е. Техника Web-дизайна для студента. – Петербург: 2010. - 491 с.
  3. Крамер Э. HTML: наглядный курс Web-дизайна. - Киев: 2009. - 304 с.