Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка в начальной школе (в условиях современного образовательного центра)

NovaInfo 129, с.86-88, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье исследуются вопросы инклюзивного образования в начальной школе на примере обучения детей английскому языку. Авторы делятся собственным опытом использования ИКТ на уроках английского языка в классах с ОВЗ (организация работы в приложениях дополненной реальности «Quiver» и др.)

Ключевые слова

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ОБУЧЕНИЕ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ДЕТИ С ОВЗ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

Одной из главных задач инклюзивного образования на сегодняшний день становится социализация ребят с патологиями развития. Иностранный (английский) язык при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в настоящее время является одним из способов реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). Задача педагога заключается не только в том, чтобы обучить детей языку, снабдить их определенным багажом знаний, но и приложить все усилия к развитию полноценной личности.

Учеными и психологами неоднократно отмечено, что при погружении ребенка в иноязычную среду происходит ускорение познавательных процессов и повышение общего культурного уровня [1,2]. Освоение иностранного (английского) языка способствует решению данного вопроса, поскольку в процессе работы ребенок становится более коммуникабельным. Однако в процессе изучения языка возникают определенные сложности, которые связаны с медицинскими ограничениями у детей на учебную нагрузку, возможными проблемами в физическом и психологическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Как правило, ученики, которые получают знания по программе инклюзивного образования — это дети с различными нарушениями в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, возможными выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), дети с расстройствами аутистического спектра.

В процессе подготовки материалов статьи изучались различные источники (литература, Интернет-ресурсы и др.) по данной проблеме [2, 3]. Мы также познакомились с опытом других учителей. Исходя из этого, а также основываясь на материалах своего опыта работы и видения проблемы, считаем необходимым выдвинуть гипотезу, что обучение учеников с ОВЗ возможно при постановке цели не практического владения языком, а общего развития детей. Доказательство нашей гипотезы приведем далее в статье.

Обучающиеся с ОВЗ смогут достичь определенных личностных предметных и метапредметных результатов, если разработать систему комплексной помощи, адаптировать образовательную программу для «особенных детей». Курс «Английский язык» в начальной школе способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Поэтому, при планировании и построении образовательного процесса необходимо создавать разнообразную информационно-насыщенную среду.

Одним из действенных условий успешности процесса обучения школьников с ОВЗ, повышения уровня их познавательной активности является применение средств, способных к активизации учебной деятельности. Колоссальные возможности для организации процесса образования, развития коммуникативных способностей и информационной грамотности детей с ОВЗ представляют современные информационно-компьютерные технологии (далее — ИКТ). Активные и интерактивные методы, инноватика в педагогическом процессе дает возможность педагогу адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ.

В образовательном центре №42 г. Вологды по программе инклюзивного образования обучаются ученики вторых-четвертых классов. Обучение английскому языку (учителя — Бабкина Н.В., Гостевская А.Н.) строится по учебно-методическому комплексу (далее — УМК) О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English». Адаптированная программа обучения иностранному (английскому) языку позволяет им стать активными участниками образовательного процесса.

Объяснение нового материала

В процессе ознакомления с новыми английскими буквами и звуками на уроках во втором классе мы используем программу «Блокнот mimio studio». Дети при помощи «Стилуса» на интерактивной доске пробуют писать буквы по крупным клеткам. Перемещение соответствующих картинок к словам на интерактивной доске или составление и произношение предложений с новыми словами, используя рисунки способствует изучению новой лексики. В таких случаях мы используем Интернет-ресурсы «Lecta» и «Learningapps». Для отработки материала связанного с изучением лексических единиц и грамматики, а также в качестве физкульт-минутки мы часто используем песни на английском языке. Ребята слушают фразы, которые поют герои песен и в игровой форме повторяют их.

Проверка домашнего задания

Для создания условий появления мотивационных установок (мотивов, целей) и новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности) мы применяем «Документ-камеру MimioView». Оборудование позволяет масштабно вести демонстрацию успешно выполненных заданий учеников, записывать видеоролики для повторного просмотра в домашних условиях, если не все присутствовали в классе.

Систематизация и обобщение материала

В ситуациях, требующих наибольшей концентрации внимания (что достаточно трудно обеспечить детям с ОВЗ), например, при самостоятельном выполнении индивидуальных заданий при помощи интерактивной доски (Интернет-платформа «Wordwall»), необходимо дополнительное поддержание тишины. С этой целью мы используем гарнитуру (наушники). Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания.

Контроль знаний

У детей с различными нарушениями довольно часто наблюдается сниженный темп письма. Поэтому, считаем целесообразным предложить использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения. В таких ситуация мы на практике применяем возможности программы «Plickers», которая помогает создавать «игровую ситуацию» даже при проведении контроля знаний.

Рефлексия

Трудно переоценить роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ. Интересные закономерности выявили проведенные исследования мотивации обучающихся. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Поэтому значительная позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. В связи с этим мы стараемся использовать активные методы рефлексии. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ очень важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. На данном этапе урока мы используем технологию дополненной реальности на основе приложения «Quiver».

Далее, предлагаем познакомиться с собственным опытом организации работы в приложениях дополненной реальности (четвертый класс, тема «Weather»). Ребятам предлагалось нарисовать на распечатанных заранее карточках «Dot day», либо солнышко, либо облако, либо дождь. Далее, необходимо было оценить свою работу на уроке согласно критериям, размещенным на обратной стороне карточки. Приведем фрагмент урока и лист самооценки ученика:

Evaluation card (лист самооценки)

0-1 балла

  1. I know the words about the weather (Я знаю слова о погоде);
  2. I can read them. (Могу их читать);
  3. I can write them. (Могу их писать);
  4. I understand the text we listen. (Я понимаю текст, который мы слушали);
  5. I can speak about today’s weather. (Я могу описать погоду сегодня).

«Оживление» созданных рисунков происходило с помощью мобильного приложения Quiver. Завершением занятия стал процесс прикрепления рисунков к магнитной доске. Ученики смогли «увидеть», какая «погода» была в классе на момент окончания занятия.

Таким образом, использование ИКТ в образовательной деятельности школы выглядит естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Вместе с тем, при планировании учебных занятий по английскому языку в начальной школе для детей с ОВЗ считаем целесообразным предложить следующее:

  • уменьшение объема изучаемой лексики на занятиях (отбираем только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
  • выбор легко запоминающихся конструкций по грамматике;
  • снижение общих требований к изучению иностранного (английского) языка для детей с ОВЗ;
  • проведение оценки обучающихся не только по достигнутым учебным результатам, но и по личностным учебным действиям, познавательным учебным действиям, которые связаны с усилиями учащихся, личностным продвижением и индивидуальном успехом ученика.

Читайте также

Список литературы

  1. Зеленкова И.В., Мазур Ю.Ю., Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР // Инновационная наука. 2019. №2. — С. 22;
  2. Халилова Г. З. Обучение английскому языку младших школьников с задержкой психического развития / Г. З. Халилова // Казанский вестник молодых ученых. — 2018. — № 5. — С. 76;
  3. Панова Л.В., Кириченко Е.А., Проблемы обучения иностранному языку младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования и пути их решения // Kant. 2020. №3 (36). — С. 8.

Цитировать

Бабкина, Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка в начальной школе (в условиях современного образовательного центра) / Н.В. Бабкина, А.Н. Гостевская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 129. — С. 86-88. — URL: https://novainfo.ru/article/18848 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться