Технологии оказания социально-психологической помощи населению

NovaInfo 60, с.440-446, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена технологиям оказания социально – психологической помощи населению. В современном обществе все больше пожилых людей нуждаются в помощи от социальных служб. Рассмотрен вопрос коммуникации социального работника со всевозможными государственными органами и общественными организациями.

Ключевые слова

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Текст научной работы

В условиях современной действительности все больше людей нуждаются в социальной помощи. Этими проблемами в нашей стране занимаются специальные службы в лице социальных работников.

Поскольку коммуникация является специфической чертой социальной работы, социальный работник обязан знать все закономерности и правила процесса коммуникации, а также соблюдать коммуникативную культуру. Вся человеческая жизнь построена на общении, потому что все пространство жизнедеятельности человека межличностно по своему характеру. [9, С.593].

Специалист по социальной работе, помимо общения с клиентами социальной службы и своими коллегами, контактирует с представителями различных организаций и руководителями разных уровней. Социальный работник в своей работе использует технологии PR, современные технологии и средства массовых коммуникаций. [8, С. 18]. Социальному работнику необходимо обладать коммуникативной культурой, что в свою очередь поможет ему эффективно решать поставленные задачи по улучшению жизни своих клиентов.

Можно выделить основные виды общения в профессиональной деятельности социального работника:

  1. Деловое (общение с представителями различных организаций с целью решения проблем своих клиентов),
  2. Консультативное (общение с клиентами с целью оказания психологической и социальной помощи),
  3. Межличностное (общение с клиентом, основанное на доверительных, дружеских отношениях).

Все эти виды общения зачастую переплетаются и осуществляются с использованием вербальных и невербальных средств. [10, С. 14].

В функции социального работника входит координация деятельности различных организаций и учреждений, развитие сетей учреждений социального обслуживания, отстаивание интересов своих клиентов в различных инстанциях. Все это осуществляется при деловом общении, при деловой беседе социального работника с партнерами по совместному сотрудничеству. [13, С. 86].

Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.

Деловая беседа имеет характерные особенности:

  • ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем своих клиентов, [21, С. 445].
  • аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов,
  • креативный подход к предмету обсуждения, [20, С. 443].
  • использование инновационных средств коммуникации.

К деловому общению социальному работнику желательно предварительно подготовиться с учетом следующих рекомендаций:

  1. Надо заранее подготовить план беседы.
  2. Подготовить предварительную справку-объективу на партнёра по переговорам.
  3. Изучить движущие мотивы собеседника, его ожидания от встречи, уровень его притязаний. [19, С. 565].
  4. Беседу стараться проводить строго конфиденциально.
  5. Во время беседы быть искренним, вежливым, тактичным по отношению к собеседнику. [11, С. 41].
  6. Не отвлекаться от предмета беседы, избегать пространных рассуждений, выражать свои мысли четко и ясно, без двояких толкований. [14, С. 33].

При ведении беседы ни в коем случае не прерывать собеседника на полуслове, необходимо выслушать все аргументы партнера, выслушать до конца его мнение. [18, С. 35].

Часто в своей служебной деятельности социальный работник выступает в роли консультанта. Это может быть психологическое консультирование и консультирование по социальным вопросам, по проблеме занятости клиента, использование его опыта в жизни города [12, С. 198]. Как правило, консультирование происходит при живом общении с клиентом в офисе организации социальной помощи населению или непосредственно в жилом помещении клиента. [17, С. 42]. Современные средства коммуникации позволяют общаться с клиентом, помимо телефонного разговора, еще и с использованием интернет-технологий. Это позволяет вести доверительные беседы, проводить консультации, используя видеоконференцию, видео мосты, и проводить консультирование с многими клиентами одновременно в режиме реального времени. [16, С. 310]. Консультирование предназначено для оказания психологической и социальной помощи людям с ограниченными возможностями, а также лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и испытывающим трудности в семейных отношениях. [7, Москва, 2016].

Поскольку коммуникация является специфической чертой социальной работы, социальный работник обязан знать все закономерности и правила процесса коммуникации, а также соблюдать коммуникативную культуру и нормативные документы. Вся человеческая жизнь построена на общении, потому что все пространство жизнедеятельности человека межличностное по своему характеру.

Специалист по социальной работе, помимо общения с осужденными исправительного учреждения и своими коллегами, контактирует с представителями различных организаций и руководителями разных уровней. Социальный работник в своей работе использует технологии PR, современные технологии и средства массовых коммуникаций. Социальному работнику необходимо обладать коммуникативной культурой, что в свою очередь поможет ему эффективно решать поставленные задачи по улучшению жизни осужденных, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В функции социального работника входит координация деятельности различных организаций и учреждений, отстаивание интересов осужденных в различных инстанциях. Все это осуществляется при деловом общении, при деловой беседе социального работника с партнерами по совместному сотрудничеству.

Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.

Деловая беседа имеет характерные особенности:

  • ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем осужденных,
  • аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов,
  • креативный подход к предмету обсуждения,
  • использование инновационных средств коммуникации.

К деловому общению социальному работнику желательно предварительно подготовиться с учетом следующих рекомендаций:

  • Надо заранее подготовить план беседы.
  • Подготовить предварительную справку-объективу на осужденного.
  • Изучить движущие мотивы осужденного, его ожидания от встречи, уровень его притязаний.
  • Беседу стараться проводить строго конфиденциально.
  • Во время беседы быть искренним, вежливым, тактичным по отношению к осужденному.
  • Не отвлекаться от предмета беседы, избегать пространных рассуждений, выражать свои мысли четко и ясно, без двояких толкований.

При ведении беседы ни в коем случае не прерывать собеседника на полуслове, необходимо выслушать все аргументы осужденного, его проблемы и жалобы, выслушать до конца его мнение.

Часто в своей служебной деятельности социальный работник выступает в роли консультанта. Это может быть психологическое консультирование и консультирование по социальным вопросам, по проблеме трудной жизненной ситуации осужденного, использование своего личного опыта в жизни исправительного учреждения. Как правило, консультирование происходит при живом общении с осужденным в специально отведенном для этих целей помещении. Современные средства коммуникации позволяют общаться с осужденным непосредственно или с использованием интернет-технологий, если осужденный находится в другом учреждении. Это позволяет вести доверительные беседы, проводить консультации, используя видеоконференцию, видео мосты, и проводить консультирование с многими осужденными одновременно в режиме реального времени. Консультирование предназначено для оказания психологической и социальной помощи людям, находящимся в исправительных учреждениях, а также лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и испытывающим трудности в исправительном учреждении.

Консультативное общение отличается от делового общения, но отдельные черты делового вида общения присутствуют. В консультировании по вопросам семьи осужденного, отношения между осужденным и социальным работником исправительного учреждения желательно выстраивать доверительными, основанными на взаимоуважении друг друга.

При проведении консультаций по юридическим, экономическим, бытовым и другим возникающим во время беседы вопросам общение проходит в официально-деловом стиле с соблюдением конституционного права и личного достоинства осужденного. Социальному работнику всегда необходимо соблюдать выдержку и спокойствие и излучать доброту и уважение к осужденному. Раздражение, повышенные тона, оскорбление осужденного недопустимы при проведении бесед и консультаций.

Социальному работнику необходимо проходить курсы повышения квалификации. Хотя бы один раз в месяц надо посещать тренинги по культуре и технологии проведения бесед, и консультаций.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что консультирование является организованным и продуманным общением между социальным работником и осужденным в исправительных учреждениях с соблюдением всех правовых и этических норм с целью решения различных жизненно важных вопросов, возникающих у осужденного. Задача социального работника состоит в том, чтобы на все вопросы осужденный получил исчерпывающие ответы и остался удовлетворенным от общения с социальным работником исправительного учреждения.

Социальный работник является для многих осужденных в исправительном учреждении единственным человеком, с которым можно обсудить любые вопросы и получить психологическое облегчение. Социальный работник является лицом исправительного учреждения и от его компетентности зависит деловая репутация учреждения.

В социальной работе желательно использовать элементы направлений и школ в психологическом консультировании: психоанализ, индивидуальная психология А.Адлера, рационально-эмотивная терапия. Современные средства коммуникации позволяют вести блоги на сайте организации и отвечать на все интересующие вопросы клиентов. [15, С. 102].

Консультативное общение отличается от делового общения, но отдельные черты делового вида общения присутствуют. В консультировании по вопросам семьи отношения между клиентом и специалистом желательно выстраивать доверительными, основанными на взаимоуважении друг друга. [6, С. 48].

При проведении консультаций по юридическим, экономическим, жилищным и другим возникающим во время беседы вопросам общение проходит в официально-деловом стиле с соблюдением конституционного права и личного достоинства клиента. [3, С. 189]. Социальному работнику всегда необходимо соблюдать выдержку и спокойствие и излучать доброту и уважение к клиенту. Раздражение, повышенные тона, оскорбление клиента недопустимы при проведении бесед и консультаций. [2, С. 587].

Социальному работнику необходимо проходить курсы повышения квалификации. Хотя бы один раз в месяц надо посещать тренинги по культуре и технологии проведения бесед, и консультаций. [1, С. 223].

Обобщая все вышесказанное, отметим, что консультирование является организованным и продуманным общением между социальным работником и клиентом с соблюдением всех правовых и этических норм с целью решения различных жизненно важных вопросов, возникающих у клиента. Задача социального работника состоит в том, чтобы на все вопросы клиент получил исчерпывающие ответы и остался удовлетворенным от посещения офиса организации социальной помощи. [5, С. 143].

Социальный работник является для многих одиноких людей преклонного возраста и с ограниченными возможностями единственным человеком, с которым можно обсудить любые вопросы и получить психологическое облегчение. [4, С. 49]. Социальный работник является лицом своей социальной организации и от его компетентности зависит деловая репутация организации социальной помощи.

Читайте также

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского.2015. С. 222-223
  2. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584-592.
  3. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188-189.
  4. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  5. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева.2013. С. 142-144.
  6. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48-49.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста Москва, 2016
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  9. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592-594.
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  12. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82-92.
  14. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально- психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30-34.
  15. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Моделирование эффективной системы управления предпринимательскими структурами В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Г. Б. Клейнера. 2014. С. 101-102.
  16. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: социально – психологические аспекты Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308-311.
  17. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность регионов Российской Федерации Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40-44.
  18. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  19. Симонович Н. Е. Психологический портрет современной молодежи Novaifo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 563-566.
  20. Симонович Н. Е. Психологическая безопасность России: пути решения Novainfo.Ru. 2017. Т. 2. № 58. С. 442-445.
  21. Симонович Н. Е. Формирование интеллектуального и эмоционального капитала человека: психологические аспекты Novainfo.Ru. Т.2. № 58. С. 445-450.

Цитировать

Симонович, Н.Н. Технологии оказания социально-психологической помощи населению / Н.Н. Симонович. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 440-446. — URL: https://novainfo.ru/article/11368 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться