Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта

№73-1,

юридические науки

Влияние окружающей среды в подростковом возрасте имеет огромную силу влияния.Именно поэтому применение физической культуры и спорта в профилактике девиатного поведения направлено развитие личности, формирование физической культуры личности и может иметь своей целью оздоровление организма, физическое совершенствование подростков, формирование мотивации и потребности в занятиях физическими упражнениями, способности к самостоятельным занятиям спортом.

Похожие материалы

Подростковый возраст — время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.В настоящее время профилактика девиантного поведения подростков является одной из актуальных тем для обсуждения в обществе. Падение уровня жизни, ослабление влияния социальных институтов, призванные заниматься воспитанием детей и подростков — все это привело к увеличению количества подростков с девиантным поведением[3].

Для начала определимся с понятием девиантного поведения. Девиантное поведение — это система поступков, которые отклоняются от общепринятых норм поведения в обществе. Рост преступности с участием несовершеннолетних требует особого внимания, поэтому необходимо выявить особенности формирования девиантного поведения и найти эффективные формы работы [3]. Под профилактикой девиантного поведения подростков понимается социально-педагогическая деятельность, направленная на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося поведения подростков посредством формирования у них нравственных и правовых знаний, навыков и интересов.

По нашему мнению, недостаточно разработано направление работы с подростками девиантного поведения, используяфизическую культуру и спорт. Мы предполагаем, что использование данного метода значительно способствует повышению мотивации и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, изменению негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессивности), укреплению здоровья, развитию физических и нравственно-этических качеств у девиантных подростков [2].К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения, следует отнести:

  • недостаточное количество спортивных баз и недостаток пропаганды здорового образа жизни;
  • низкие темпы развития физической культуры и спорта с учетом потребностей и возможностей населения;
  • недостаток квалифицированных кадров.

Итак, важным элементом в работе является формирование учебно-воспитательного процесса. В процессе занятий физической культурой в значительной мере ослабевает действие агрессивных компонентов личности, происходит перенос отрицательных компонентов на стратегию борьбы в соревнованиях, что создаетвоспитательную и профилактическую основу и снижает риск девиантного поведения среди подростков. Для более эффективной работы, необходимо взаимодействие школы и семьи по организации профилактики средствами физической культуры и спорта.

В современном мире заметно ослабление социальных связей, физкультурно-спортивные мероприятия приобретают статус «социально-психологических», где подростки собираются для формирования и поддержания дружеских и неформальных позитивных отношений [4]. Следовательно, формирование таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, дисциплинированность, честность зависят от правильной организации процесса физкультурно-оздоровительной деятельности. Здоровый образ жизни — это соблюдение условий повседневной жизни, позволяющие сохранить и восстановить естественное состояние организма, предотвращая приобретение различных заболеваний. Здоровый образ жизни включает в себя: здоровое питание, соблюдение режима труда и отдыха, оптимальные физические нагрузки и соблюдение правил поведения.

Рассмотрим основные технологии в обучении подростков здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии являются безопасным условием воспитания и обучения в образовательном учреждении при помощи организации педагогического процесса и соответствия физической и учебной нагрузки с учетом возрастных особенностей подростков. Так же можно рассмотреть оздоровительные технологии, которые направленны на решение задач, связанные с укреплением физического здоровья подростков, обогащение потенциала здоровья с помощью организации здорового питания, закаливания, профилактики заболеваний и девиаций в поведении. Третья технология — это технологии обучения здоровью, включающие в себя гигиеническое воспитание и обучение, формирование здорового образа жизни посредством включения таких предметов как основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:

  1. на начальный этап — беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
  2. вторым этапом является формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту — контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и т.д.;
  3. заключительный этап это закрепление сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой — контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрение и награждение за успехи, ходатайство о снятии с учета в органах полиции.

Для более эффективного воспитательного воздействия на подростков необходимо следовать данным рекомендациям:

  • разносторонняя физическая подготовка подростков;
  • выбора различных физических нагрузок для разного подросткового возраста, пола, степени подготовленности( например: младшем возрасте легче переделывать отрицательные и воспитывать положительные привычки, приучать к труду, дисциплине и порядку, поведению в коллективе);
  • в учебно-тренировочном процессе решать как общие, так и специальные задачи нравственного, эстетического и трудового воспитания;
  • для более активного привлечения подростков к выполнению физических упражнений по воспитанию физических и нравственных качеств целесообразно периодически обновлять комплексы физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

Таким образом, применение физической культуры и спорта в профилактике девиатного поведения направлено развитие личности, формирование физической культуры личности и может иметь своей целью оздоровление организма, физическое совершенствование подростков, формирование мотивации и потребности в занятиях физическими упражнениями, способности к самостоятельным занятиям спортом.

Список литературы

  1. Миннегалиев, М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2010.
  2. Миннегалиев, М.М. Содержательно-технологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Бирск, 2011.
  3. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ.ред. Ю.А. Клейберга и Г.В. Юдаковой. – Ульяновск, 2004.
  4. Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 4.