Создание электронного учебного пособия по визуальному программированию

№60-2,

физико-математические науки

В работе создано электронное учебное пособие по визуальному программированию в среде Delphi. Пособие состоит из восьми глав. Описаны основные принципы визуального программирования, компоненты среды. Приведены примеры программ, изложены методы создания и управления базами данных, даны задания для самостоятельной работы.

Похожие материалы

Стремительное развитие компьютерных технологий, свободный доступ к информации создают новые условия для образования. И хотя на сегодняшний день основным источником информации являются книги, электронные пособия приобретают все большую популярность.

В библиотеках быстро устаревают большое число изданий книг, используемых в учебном процессе, а их обновление требует материальных затрат. В связи с этим многие учебные заведения пытаются внедрить в процесс образования информационные технологии со специально написанными электронными учебными пособиями, программами, тестами. В этом есть ряд неоспоримых преимуществ [1, 4]:

  1. Удобство. Электронные учебные пособия не занимают много места. Для их хранения не нужны огромные помещения библиотек.
  2. Эффективность. Отыскать необходимую информацию можно в течение нескольких секунд.
  3. Экономичность. Для их распространения не нужны деньги или бумага, достаточно распространения по сети или копирования на диск.
  4. Защищенность. Учитывая то, что область защиты информации одна из самых динамично развивающихся областей, то можно предположить, что через некоторое время факторов риска для информации не останется.
  5. Простота. Электронными учебными пособиями может пользоваться любой пользователь персонального компьютера, обладающий минимальным набором навыков работы на компьютере.

Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее печатный учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы обучаемых при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он [1, 4]:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями студентов, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
  • исполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

Данная работа посвящена созданию электронного учебного пособия по визуальному программированию в среде Delphi [2, 3, 5, 14, 15]. Визуальное программирование изучается по естественнонаучным направлениям в высших учебных заведениях [6] и используется при решении научных задач [5-13].

Содержание электронного учебного пособия включает следующие разделы и подразделы:

  1. Введение.
  2. Принципы визуального программирования.
  3. Проект:
    • управление проектом;
    • группы проектов;
    • настройка параметров;
    • компиляция и сборка;
    • первые шаги.
  4. Форма:
    • оформление;
    • события формы;
    • добавление форм.
  5. Компоненты:
    • визуальные и невизуальные компоненты;
    • свойства и события;
    • управление компонентами.
  6. Объекты приложения.
  7. Базы данных.
  8. Практические занятия.
  9. Задания для самостоятельной работы.
  10. Глоссарий.
  11. Проверка знаний (тестовые задания).
  12. Список литературы.

Для разработки электронного учебного пособия был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Для создания страниц на данном языке существует большое количество программ и редакторов. В работе использовался редактор Microsoft FrontPage. Эта программа полностью поддерживает кодировку русского языка, позволяет создавать Web - страницы не только любительского, но и профессионального уровня, а также имеет визуальный режим работы.

Для расширения функциональных возможностей Web-страниц был использован язык создания скриптов – JavaScript. С помощью JavaScript можно легко создавать интерактивные Web-страницы. Созданные Web-страницы для удобства были переведены в chm-файл.

Электронное учебное пособие состоит из восьми глав. Первая глава описывает основные принципы визуального программирования. Кроме объяснения принципов визуального программирования, здесь происходит знакомство со средой программирования: с главным меню, формой, со всеми окнами, например, редактора кодов и Object Inspector и т.д. Во второй главе в полной мере раскрывается понятие проекта. Объясняется назначение файлов описания форм, программных модулей, главного проекта и т.д.

В третьей главе рассмотрены характерные свойства и события формы. Показаны разные способы оформления формы, примеры добавления и работы с несколькими формами в одном проекте. В четвертой главе анализируется структуры основных компонентов. Приведены списки всех компонентов. Даны примеры использования в программе основных свойств и событий многих компонентов. Показаны способы управления компонентами. Объясняется отличие между визуальными и не визуальными компонентами.

Пятая глава характеризует объекты приложения. Объяснены основные свойства, события и методы классов TApplication, TScreen, TClipboard, TMouse и других. В шестой главе изложены методы создания и управления базами данных (рис. 1). Рассказывается о структуре и модели базы данных. Приведены примеры создания базы данных, доступ к базе данных, перенос программы управления базой данных на другой компьютер.

Седьмая глава полностью посвящена практическим занятиям. Здесь разработаны практические занятия по десяти темам. В восьмой главе представлены задания для самостоятельной работы студентов. Подобраны задачи по всем темам практических занятий. Также в электронном учебном пособии дан словарь основных терминов. Краткий справочник включает информацию о зарезервированных словах и директивах, об операторах Object Pascal, о структуре модуля, об основных типов данных, о стандартных функциях и процедурах и т.д.

Тест для проверки усвоенных студентом знаний содержит задания по всем изученным темам. В конце пособия приведен список литературы для самостоятельного изучения.

Подраздел создание базы данных
Рисунок 1. Подраздел создание базы данных
Первая страница раздела «Краткий справочник» со всеми закладками
Рисунок 2. Первая страница раздела «Краткий справочник» со всеми закладками

На страницах с большим содержанием информации находятся закладки, выбрав одну из них, пользователь легко перемещается к выбранной теме (рис. 2).

Учебное пособие предназначено в помощь студентам при подготовке к лабораторным работам, зачетам и экзаменам, а также будет полезно преподавателям в процессе обучения.

Созданное электронное учебное пособие не является постоянным, со временем материал может быть дополнен, а интерфейс и дизайн пособия - усовершенствованы.

Список литературы

  1. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2015. – 318 с.
  2. Архангельский А.Я. Сто компонентов общего назначения библиотеки Delphi. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 212 с.
  3. Буч Г. Л. Объектно-ориентированное программирование с примерами применения: Пер. с англ. – Киев: Диалектика, 2002. – 224 с.
  4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2013. – 87 с.
  5. Могилев А.В. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 608 с.
  6. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.
  7. Хусаинов И.Г. Воздействие акустическим полем на насыщенную жидкостью пористую среду // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15160 (дата обращения: 31.10.2014).
  8. Хусаинов И.Г. Динамика релаксации давления в полости с плоско-параллельными стенками после ее опрессовки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-15159 (дата обращения: 31.10.2014).
  9. Хусаинов И.Г. Оценка качества перфорации скважины акустическим методом // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14505 (дата обращения: 09.09.2014).
  10. Хусаинова Г.Я. Исследование температурных полей при стационарном течении аномальных жидкостей // Автоматизация. Современные технологии. 2016. № 7. С. 13-16.
  11. Хусаинова Г.Я. Моделирование процесса очистки пористой среды растворителями // Автоматизация. Современные технологии. 2015. № 9. С. 39-43.
  12. Хусаинова Г.Я. Плоскорадиальная фильтрация несжимаемой аномальной жидкости // Современная техника и технологии. 2015. № 7 (47). С. 81-83.
  13. Хусаинова Г.Я. Исследование полей температуры вязкопластичных жидкостей при плоскорадиальном фильтрационном течении // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 57; 18 - 22 c.
  14. Тейлор Д., Мишель Дж., Пенман Дж. Delphi: библиотека программиста: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 374 с.
  15. Фленов М. Библия для программиста в среде Delphi – СПб.: Питер, 2015. – 219 с.