Создание электронного учебного пособия «Язык программирования C++»

№69-1,

физико-математические науки

В данной работе создано электронное учебное пособие по языку программирования С++. Пособие имеет удобный графический интерфейс. Теоретический материал разделен на структурное и объектно-ориентированное программирование. Пособие содержит задания для лабораторных работ, тестовые вопросы.

Похожие материалы

Основной источник научной литературы — это книги. В настоящее время в виду недостатка материальных средств в библиотеках многие хорошие издания отсутствуют. В связи с этим нужно развивать компьютерную литературу. Для высших учебных заведений наиболее популярными являются электронные учебные пособия.

Преимущество электронных пособий состоит в том, что их можно тиражировать в неограниченном количестве и практически без материальных затрат, они могут быть переданы по глобальным и локальным сетям, их можно выкладывать на сервер [1, 2]. Электронные пособия могут содержать теоретический материал, примеры на ту или иную тему, причем с возможностью запуска примера на выполнение, тестовый материал и т.д.

В данной работе создано удобное для обучения электронное учебное пособие по языку программирования С++ [3, 4]. Пособие предназначено для студентов физико-математического факультета направлений подготовки «Математика», «Информатика», «Прикладная математика и информатика», а так же для всех желающих изучить этот язык программирования самостоятельно.

В результате работы получилось электронное учебное пособие с высокой скоростью загрузки; удобным графическим интерфейсом; возможностью распечатки, как всего документа, так и отдельных страниц; возможностью изменения размера шрифта; удобным перемещением по страницам пособия. Пособие занимает малый объем. При сборке пособия использовался chm-компилятор, что упрощает его перенос с компьютера на компьютер; перекачку по локальной или глобальной сети; позволяет выкладывать документ на сервер.

Учебное пособие имеет следующую структуру. При открытии программы пособия появляется главное окно. Окно делится на две части: в левой части окна выводятся названия глав и параграфов, а в основной части окна выводится учебный материал.

Теоретический материал разделен на две основные части: структурное программирование и объектно-ориентированное программирование на языке С++. Материал по структурному программированию содержит следующие разделы:

  • базовые средства языка программирования с++;
  • типы данных;
  • операторы ветвления;
  • операторы повтора;
  • работа с массивами;
  • указатели и структуры;
  • функции пользователя;
  • строки;
  • работа с файлами.

Каждый раздел включает в себе три подраздела:

  1. 1.Теоретический материал.
  2. 2.Примеры использования теоретического материала в решении задач.
  3. 3.Задачи для самостоятельного решения.

В свою очередь, теоретический материал состоит из нескольких пунктов. Например, один самых сложных для студентов раздел «Указатели и структуры» включает десять пунктов (рис. 1): «Указатели. Инициализация указателей», «Операции с указателями», «Структуры», «Битовые поля», «Объединения (union)», «Динамические структуры данных», «Линейные списки», «Стеки», «Очереди», «Бинарные деревья».

Пункты теоретической части раздела «Указатели и структуры»
Рисунок 1. Пункты теоретической части раздела «Указатели и структуры»

Пункт «Примеры решения задач» содержит условие задачи и её решение с объяснением. Для каждого пункта теоретического материала приведены несколько примеров (рис. 2).

Один из простых примеров, используемых для объяснения темы «Шаблоны функций»
Рисунок 2. Один из простых примеров, используемых для объяснения темы «Шаблоны функций»

Вторая часть пособия посвящена объектно-ориентированному программированию на языке С++. Здесь рассмотрены две большие темы «Классы» и «Контейнерные классы». Вторая тема является наиболее сложной. Поэтому эта тема в электронном учебном пособии рассмотрена более подробно (рис. 3). Сначала излагается общий теоретический материал, а затем даются характеристики наиболее часто используемых методов контейнерных классов. Приведены примеры использования векторов, списка, стека, очереди, словарей, множества и др.

Пункты теоретической части раздела «Контейнерные классы»
Рисунок 3. Пункты теоретической части раздела «Контейнерные классы»

В разделе лабораторные работы приведены задания по темам:

  • Программирование ветвлений»;
  • Программирование циклических действий»;
  • Работа с массивами»;
  • Динамические структуры данных»;
  • Функции пользователя. Рекурсивные функции»;
  • Работа со строковыми данными»;
  • Работа с файлами»
  • Простые классы»;
  • Работа с контейнерными классами».

По каждой теме количество заданий составляет 20-25. Приведены решения типовых задач.

Предусмотрены два теста по темам: «Структурное программирование» и «Объектно-ориентированное программирование». Общий объем вопросов 120.

Электронное учебное пособие предназначено студентам, преподавателям и всем желающим изучить язык программирования С++. Пособие имеет удобный интерфейс.

Список литературы

  1. Айнуров К.И. Использование информационных технологий в обучении. – Магнитогорск.: МГПУ, 2014. – 85 с.
  2. Викторов С.У. Развитие информационных технологий.– Пермь: ЛНА, 2011. – 74 с.
  3. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.
  4. Хусаинова Г.Я. Исследование температурных полей при стационарном течении аномальных жидкостей // Автоматизация. Современные технологии. 2016. № 7. С. 13-16.