Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы

NovaInfo 61, с.424-427, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В научной статье авторы рассматривают интерактивное обучение на уроках английского языка как одну из форм развития и стимулирования учащихся. В статье приведены результаты проведенного исследования на разных группах учащихся.

Ключевые слова

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ИГРА, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИГРОВАЯ ФОРМА, МОТИВАЦИЯ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Одной из современных технологий, направленных на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности учащихся школы, основанной на диалогическом общении является интерактивная технология обучения.

Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах таких ученых как, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев. Они определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении как средства мотивации учащихся к познавательной деятельности, выявили значение интерактивного обучения для социального становления личности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, освоения учебного материала, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Задачами интерактивных форм обучения являются пробуждение у обучающихся интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства, формирование жизненных и профессиональных навыков, выход на уровень осознанной компетентности учащегося.

Методов интерактивного обучения существует достаточное количесво. Кроме того, учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Что касается данного опыта, хочется отметить, что не в каждом классе все эти приемы применимы. Поэтому педагогу необходимо отобрать наиболее эффективные и оптимальные из форм и методов работы, чтобы добиться поставленных целей и намеченного результата. Факторы выбора интерактивных форм и приемов в определенной группе (классе) следующие: возрастные особенности учащихся, психологический климат группы (класса), индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки; цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на урок, чтобы добиться желаемого результата.

Например, для детей младшего школьного возраста важной остается такая технология работы как игра. Именно она является тем мотивирующим фактором, который ведет к необходимым результатам. Поэтому мы были заинтересованы в поиске и изучении различных игр, организации всевозможных игровых форм работы на уроках английского языка, чтобы детям было интересно, и уходя с урока, они хотели бы вернуться обратно. В дальнейшем мы убедились, что, применяя игры на уроках, решаются следующие задачи: контроль знаний становится более свободным, психологически раскрепощённым; болезненная реакция учащихся на неудачные ответы исчезает; подход к учащимся в обучении становится деликатным и дифференцированным. Как показала практика, обучаться в игре нравиться не только младшим школьникам. Поэтому, применение игровых приемов и методов остается в нашей педагогической деятельности одним из основных. Ну а игры, особенно ролевые, имитационные предполагают интерактив между участниками.

Для использования на уроках в начальной школе можно привести следующие примеры игр направленных на закрепление и активизацию изученного материала: “Clever Parrots”, “Game Echo”, “Game Rhythm”, “Guess the letter”, “Let’s count”, “Game Mobile Phone”, “New Identities”, “Circus school bag”, “Guess the colour”, “Mind reading”, “Guess the picture”, “Statues”, “Find a pair”, “Decorate the Christmas tree”, “Unfinished drawings”, “Help Santa Claus”, “Presents from Santa Claus”, “The best advice”, “Toyland” , “Let’s meet your friend”и многие другие.

В системе мы используем интерактивные технологии в образовательном процессе третий год. Ранее применение игр на уроках было, но не систематически. Поэтому проводимая работа не давала особенных результатов: ни внешних, ни внутренних.

Говоря о показателях внешних, отражающих повышение мотивации к изучению предмета, следует отметить, что количество детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах по английскому языку растет, особенно в Интернет-конкурсах. Большее количество обучающихся становится призерами и победителями. Качество знаний за последние два года выросло с 59 до 68. Положительная динамика, по нашему мнению, связана с тем, что с применением интерактивных технологий, уроки английского языка для учащихся стали интереснее, больше взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, и именно это мотивирует учащихся на активность на уроках. Вследствие их активной познавательной, коммуникативной деятельности, они стали добиваться лучших результатов. Отстающие учащиеся стали подтягиваться за более сильными ребятами.

Отмечая внутренние показатели, то есть показатели личностного роста и развития, можем отметить, что по наблюдениям, «дети спешат на английский, им интересно на уроках». Младшие школьники, расстраиваются, когда по каким-либо объективным причинам происходит замена учителя. В средних классах даже известные прогульщики из групп стараются не пропускать уроки английского.

Кроме того, чтобы убедиться в правильности наших умозаключений и наблюдений было организовано анкетирование среди учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какие формы работы на уроках английского языка Вам больше нравятся: традиционные или интерактивные?
  2. Какие методы, формы и приемы обучения английскому языку Вы считаете эффективными лично для себя, какие вам кажутся наиболее интересными? Почему?

В анкетировании приняло участие 112 учащихся со 2 по 10 класс. Результаты анкетирования следующие: 98 учащихся (88%) выбирают инновационные формы работы, 11 учащихся (10%) — традиционные формы работы, 3 учащийся (3%) — одновременно традиционные и инновационные формы работы на уроке при изучении английского языка. Среди наиболее эффективных и интересных форм, методов и приемов работы на уроках английского языка учащиеся выбирают: групповые, парные формы работы, проекты — 86 учащихся (77%), индивидуальные формы работы, в том числе индивидуальные проекты –11 учащихся (10%), индивидуальные и групповые одновременно — 15 учащихся (13%); соцопрос или задания, с перемещением по кругу; импровизированные диалоги, приближенные к жизненным ситуациям; проблемные задания; задания с использованием мультимедиа презентаций;

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • интерактивные формы работы являются наиболее эффективными и мотивирующими при обучении английскому языку, что отмечает 77% учащихся;
  • учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся, не стоит полностью отказываться от традиционных форм обучения иностранному языку.

В заключении отметим также, что с целью повышения мотивации учащихся при обучении английскому языку следует совмещать применение интерактивных технологий, с традиционными методами обучения, продумывая структуру урока, выбирая формы, методы и приемы работы на уроке с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2009, с. 78-100

Цитировать

Гостевская, А.Н. Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы / А.Н. Гостевская, Н.В. Бабкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 424-427. — URL: https://novainfo.ru/article/11632 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться