Особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

NovaInfo 61, с.427-431, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена особенностям развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. При общем недоразвитии речи у детей наиболее часто отмечаются нарушения развития слухоречевой памяти, поскольку овладение речью связано с возможностями обработки информации и дальнейшего ее хранения и воспроизведения. Целью нашего экспериментального исследования было выявить особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Проведя исследование можно сделать вывод о том, что для обследуемых дошкольников необходима коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти, в которую можно включать игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, упражнения на формирование как логической, так и механической слухоречевой памяти.

Ключевые слова

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ, ЛОГОПЕД, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Текст научной работы

В настоящее время дошкольники с различными речевыми нарушениями составляют подавляющее большинство из числа детей с нарушениями развития. Наиболее глубокие, сложные речевые нарушения приводят к общему недоразвитию речи (ОНР).

ОНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся и к звуковой, и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте (Р.Е. Левина, 1964).

Нарушения речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка, в том числе, внимания, мышления и памяти. Данное влияние объясняется тесной взаимосвязью психических познавательных процессов с речевым развитием ребенка. С одной стороны, психические процессы являются базой для развития речи, а с другой стороны, речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции.

При общем недоразвитии речи у детей наиболее часто отмечаются нарушения развития слухоречевой памяти, поскольку овладение речью связано с возможностями обработки информации и дальнейшего ее хранения и воспроизведения. Исследователи указывают на низкий объем слухового запоминания, быстрое забывание и стирание полученной информации, разнообразные ошибки воспроизведения (Власенко И.Т., Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. и др.) [1].

По мнению Д.Б. Эльконина, память играет огромную роль в становлении психического развития дошкольника. Она определяет успешность формирования других психических познавательных процессов, и в тоже время является наиболее чувствительной к любым изменениям, затрагивающим растущий головной мозг ребенка, поэтому может выступать, как своеобразный показатель состояния психического развития в целом.

Важность выявления и коррекции слухоречевой памяти у дошкольников объясняется еще и тем, что компетентно заниматься подобной работой может только высококвалифицированный дефектолог. Важнейшей необходимостью и требованием времени является не только качественная подготовка компетентных логопедов-дефектологов в университете, но и возможность эффективно оценивать их поэтапно сформированные общекультурные и профессиональные компетенции в образовательном процессе университета [1]. Своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи и наиболее успешно подготовить детей к дальнейшему школьному обучению. Поэтому выбранная тема исследования представляется нам актуальной.

Целью нашего экспериментального исследования было выявить особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. В ходе эксперимента подтвердить особенности кратковременной и долговременной слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
  2. Проанализировать использование ассоциации при слухоречевом запоминании у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
  3. Проанализировать использование логопедом методов и приемов развития слухоречевой памяти на логопедических занятиях.

Для их решения были подобраны следующие методики:

  1. Методика «10 слов» (А.Р.Лурия);
  2. Методика «Долговременная память» (А.Р.Лурия);
  3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (по В.П. Зинченко);
  4. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов). [2];
  5. Анкета для логопеда.

Базой экспериментального исследования было МДОУ комбинированного вида №63 г.Орла. В экспериментальную группу вошли 10 старших дошкольников в возрасте 5,5-6 лет с заключением «Общее недоразвитие речи III уровня».

Полученные в ходе исследования результаты представим на рисунке 1.

Уровни слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня
Рисунок 1. Уровни слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня

Рисунок показывает, что у старших дошкольников с ОНР III уровня преобладают средний (40%) и низкий (37,5%) уровни развития слухоречевой памяти, что характеризуется соответствующим и недостаточным возрасту объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять достаточную или небольшую информацию при установке на запоминание.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности слухоречевой памяти старших дошкольников с ОНР III уровня:

  • низкий объем запоминаемого речевого материала как на длительный, так и на краткий срок;
  • быстрое забывание речевого материала, предлагаемого для запоминания;
  • искажения и смысловые замены слов при отсроченном воспроизведении;
  • преобладание при воспроизведении замен слов по фонетическому сходству, что может быть обусловлено недоразвитием фонематического восприятия;
  • замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений для запоминания материала;
  • слова, связанные между собой по смыслу, запоминаются лучше, чем разрозненные слова;
  • цифровой материал, воспринятый на слух, запоминается лучше, чем словесный.

В ходе анкетирования логопеда мы выявляли его знания и опыт в вопросах развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, знание ими методов, форм и приемов развития памяти на логопедических занятиях, а также приоритетность использования тех или иных способов и методов в своей работе. По результатам можно сделать вывод, что логопед отмечает наличие у детей своей группы трудности в слухоречевом, зрительном запоминании. Многим дошкольникам сложно запоминать и пересказывать небольшие рассказы, сказки, тексты, отмечаются трудности в заучивании стихотворений. Отмечаются сложности в узнавании ранее изученных схем, букв. Более всего, по мнению логопеда, страдает слухоречевая память, т.к. это напрямую связано с нарушением в развитии речи. У логопеда имеются представления о важности развития данного вида памяти на всех видах занятий.

Для развития познавательных процессов, в том числе памяти, на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях использует игровые приемы, дидактические игры.

Таким образом, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что для обследуемых нами дошкольников необходима коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти, в которую можно включать игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов. Также необходимо использовать упражнения на формирование как логической, так и механической слухоречевой памяти. Следует уделить особое внимание обучению детей с общим недоразвитием речи различным мнемическим приемам, которые в значительной мере способны облегчить процесс обучения.

Читайте также

Список литературы

  1. Алдошина М.И. Возможности оценивания сформированности этнокультурной компетентности студентов в университете // Педагогика и просвещение, 2016, № 2, С.210-217. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.2.19132
  2. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М., 2005
  3. Семаго, Н., Семаго, М. Теория и практика оценки психического развития ребенка (дошкольный и младший школьный возраст). – СПб., 2009.

Цитировать

Журавлева, Ю.Б. Особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Ю.Б. Журавлева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 427-431. — URL: https://novainfo.ru/article/11654 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться