Дидактическая игра как форма групповой работы на уроке математики

№61-2,

Педагогические науки

В статье рассматриваются функции дидактических игр и их классификация. Автор раскрывает структурные компоненты дидактической игры, формы организации групповой работы на уроке, роль игры в математическом развитии учащихся и воспитании их интереса к математике.

Похожие материалы

Дидактическая игра — одна из форм групповой работы на уроке математики. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся в математической деятельности [3].

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися, которые разделены на группы, в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки и списывание приносят огромный вред.

Общение учеников необходимо сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, тогда можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе [6].

Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей, т.к. зачастую отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Что же касается усложнения работы учителя, то оно связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп — команд и их руководителей, организации эффективного общения на уроке [5].

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игры вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4].

Структурные компоненты дидактической игры:

  1. Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. Он придает игре познавательные характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
  2. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям группы и коллектива в целом.
  3. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих учеников.

  1. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
  2. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, диафильмов, таблиц, моделей, дидактического раздаточного материала и т.д.
  3. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Такая групповая форма работы теряет свою специфику, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру необходимо составить кратко характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом [7].

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса к математике. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока математики различна.

Например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, умение слушать товарищей, положительное отношение к учебе, умение работать в группе [1].

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного применения учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, доказательства теорем, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором — за счет качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые — для воспитания серьезного отношения к математике.

Таким образом, дидактическая игра является средством умственного развития учащихся, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Для того, чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснения учителя [2]. Решения задач, поставленных в ходе игры, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, а также умения учеников слышать и слушать друг друга.

Список литературы

  1. Золотухина А. Г. Групповая форма работы как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика. Первое сентября – февраль 2010. №4. С. 3-5.
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96с.
  3. Митенева С.Ф. Роль развивающих заданий в обучении математике // в сборнике: Вузовская наука – региону. Материалы XIV Всероссийской научной конференции / Министерство образования и науки РФ; Правительство Вологодской области; Вологодский государственный университет. Вологда: ВоГУ, 2016. С. 320-322.
  4. Митенева С.Ф. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся // Materials of the XI International scientific and practical conference, «Modern scientific potential – 2015». Volume 18. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD. stran.27-29.
  5. Новгородцева Г.И. Роль наглядной интерпретации при обучении решению текстовых задач // // Задачи в обучении математике: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию чл. - корр. АПН СССР П.А.Ларичева. Вологда: Русь, 2007. С.342-344.
  6. Новгородцева Г.И. Создание ситуации успеха на уроках математики // В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Часть 5. Тамбов, 2013. С. 95-98.
  7. Новгородцева Г.И. Проблемная ситуация на уроке математики // В сборнике: перспективы развития науки и образования. Часть 13. Тамбов, 2015. С. 81-82.