У каждого современного человека есть жизненные цели и жизненно важные интересы. Они включают в себя совокупность потребностей, удовлетворение которых позволит им обеспечить необходимый материальный и духовный уровень для создания семьи, рождения и воспитания детей, для улучшения качества жизни своего окружения. Всего этого можно добиться, если человек будет работать в коллективе и принадлежать выбранной им организации. Организация, помимо материальных благ, поможет человеку обеспечить безопасность себя, своих родных и окружающих людей. Прежде чем приступить к раскрытию темы, дадим разъяснения используемым понятиям. Что же такое организация? Для нас организация представляется в виде сложного механизма. В таком механизме переплетаются и уживаются, как интересы личности, так и интересы всей группы, стимулы для развития личности, инновации для улучшения производственного цикла, творчество личности и организационная дисциплина. Коллектив всегда создается и формируется с определенной целью и для решения поставленных перед ним конкретных задач. Личность всегда добровольно и осознанно вливается в трудовой коллектив для решения и прежде всего своих личных планов и целей. Хорошо когда цели и задачи предприятия и личности во всем совпадают. Бывает и наоборот, тогда личность уходит из коллектива и ищет другую работу. В современной России появились предприятия с различной формой собственности. У каждой организации есть свои задачи, решать которые можно лишь сплоченным и профессионально подготовленным коллективом. При этом главным критерием является уменьшение издержек на единицу производимой продукции, чтобы можно было конкурировать с другими подобными ей фирмами.
Каждая организация имеет свой бренд, свою символику, традиции, репутацию и свою корпоративную культуру. Организация представляет собой целостную структуру, в которой все элементы взаимосвязаны и имеют связи с внешним окружением. Ведь организация живой организм и находится в социуме, который постоянно развивается и изменяется под воздействием объективных и субъективных причин, особенно в период глобализации общества и стирания экономических границ между государствами.
Предприятия, которые застыли в своем развитии и не изменяются в современном обществе, перестают функционировать и распадаются. Таки образом мы можем сделать вывод, что организация является динамично развивающимся организмом. Люди играют в организации важную и особую роль. Людей побуждают объединиться в организации потребности биологического и физического существования и выживания. Осуществить эти потребности можно лишь в составе дружного, творческого, профессионального коллектива, путем объединения знаний, навыков, практики каждого человека в единое умение и решение поставленных задач.
Мы понимаем, что экономическая и социально — психологическая безопасность организации целиком и полностью зависит от безопасности каждого члена коллектива.
Исследуя экономическую и социально — психологическую безопасность мы обязаны учитывать влияние человека и группы людей на деятельность организации и происходящих в ней изменений, на достижение целей и решение поставленных перед ней задач. Все люди в организации взаимодействуют друг с другом, а также имеют отношения с внешним окружением. Нам необходимо при организационной деятельности учитывать и личные цели и потребности человека, чтобы не возникало внутри личностного и организационного конфликта личности. Человек, в коллективе решая свои задачи и преследуя свои цели, помогает и коллективу достичь более высоких успехов и выйти на более качественный уровень в профессиональной среде. В организации важно распределить обязанности и социальные роли между всеми членами коллектива, согласно их профессиональной подготовки и личностных особенностей. У каждого члена коллектива есть свои индивидуальные ценности и видения своей полезности организации. Одним людям нравится исполнительская функция и они принесут огромную пользу коллективу в данной ипостаси. Такие люди будут всегда находиться в гармонии с самими собой, у них не будет внутри личностных конфликтов и напряженности, тревожности и негативного ожидания неизбежной катастрофы. Другая категория людей обладает организационными способностями. Они умеют выбрать реальные цели и поставить решаемые задачи перед подчиненными и организацией в целом. [1, С. 142]. Источникам тревоги и напряженности в таком коллективе нет места.
Д ля этого надо правильно спроектировать организацию, смоделировать структуру, поставить правильные и достижимые стратегические цели, выбрать правильную парадигму развития. Важно расставить акценты на промежуточных задачах, краткосрочных целях и кадровом обеспечении рабочих мест. [2, С. 48].
Подбор кадров необходимо осуществлять без спешки, используя современные методики и технологии с применением современных средств коммуникации и диагностики. От правильного выбора цели, постановки задачи и подбора, обучения, адаптации и расстановки кадров зависит деятельность организации, решение поставленных задач и выполнение миссии организацией. А самое главное зависит безопасность экономическая и социально — психологическая каждого члена коллектива и предприятия в целом. [3, С. 196].
Каждая организация создается для получения прибыли, при уменьшении издержек до нуля.
Рассмотрим вопрос о предназначении организации:
- Для производства продукта и услуг.
- Места и роли в своем сегменте рынка.
- Цели компании (существование, увеличение прибыли, уменьшение издержек).
- Имидж (социальная ответственность, престиж среди подобных организаций).
Как мы видим из вышесказанного, безопасность организации зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. [4, С. 42].
Существуют две системы организаций: открытые и закрытые.
Закрытая система игнорирует эффект внешнего воздействия на организацию. Для нашего случая, в период глобализации общества данная структура организации не подходит, поскольку при такой системе, организация подвержена изначально распаду и прекращению существования. Нам больше подходит открытая система, позволяющая взаимодействовать с внешней средой и другими организациями. Организация получает источники сырья, рынки сбыта и человеческий капитал из окружающего мира. [5, С. 33].
Например, банки используют накопления граждан преобразуют их в кредиты и выгодные инвестиции, используют полученную прибыль для саморазвития, выплаты дивидендов, расширения инвестиционной деятельности. При этом они подвергаются опасности не возврата полученных кредитов, нарушения сроков окупаемости инвестиционных проектов. Ошибочная политика банка в этом направлении приводит к разорению и банкротству финансового учреждения. [14, С. 90]. В данной области деятельности при обеспечении экономической безопасности необходимо учитывать социально — психологические факторы вкладчиков, потребителей банковских услуг и поведенческие факторы личности. Прежде чем выдавать кредит необходимо составит психологический портрет заемщика и определить его индивидуальные потребности и цели использования полученных средств. Многих потерь можно избежать применяя эти технологии. [6, . Москва, 2016]. Но, как правило, личные особенности банкиров, стремление получить прибыль, побуждают закрывать глаза на очевидные, прогнозируемые явления и побуждают к странным действиям. Увеличиваются риски кредитования, повышаются издержки, что и приводит к уменьшению капитализации и понижению кредитного рейтинга, и надежности банка среди банковской среды и населения в целом. [12, С. 593]. Начинается бегство капитала в другие банки и в результате этого наступает разорение, ухудшение социально — психологического самочувствия вкладчиков и появляется социальная напряженность в обществе, что приводит к цепной реакции. Это один из примеров экономической и социально — психологической безопасности в банковской системе.
На этом примере мы можем показать взаимосвязь между отдельной системой и внешней средой. Изменение во внешнем мире приводит к изменениям во внутренней системе [7, С. 35]. Сама организация отражает внешнюю среду. В ее основе лежат предпосылки экономического, политического, социального, психологического, информационного характера.
Организация должна полноценно и эффективно функционировать, и получать вклад в свою копилку со стороны всех ее сотрудников и могла способствовать членам коллектива достижению поставленных целей в настоящем и будущем. [11, С. 10]. Для этого компании надо динамично развиваться, эффективно и своевременно реагировать на все вызовы со стороны конкурентов и общества в целом. Реакция может выражаться физическими изменениями и через психологическое содержание в виде ребрендинга фирмы, изменения имиджа, атрибутики, символики, изменения ритуалов и психологического климата в коллективе. Особое значение для функционирования предприятия имеет обратная связь со своим окружением. Это позволяет корректировать выпуск необходимо важной продукции на рынки сбыта, следить за техническими новинками и своевременно обновлять технологический парк производства с одновременным обучением обслуживающего персонала, а также осуществлять отбор и формировать кадровый резерв из молодых сотрудников. [8, С. 102].
Любая организация за время своего существования проходит несколько жизненных циклов, которые способствуют развитию или прекращению деятельности организации.
Рассмотрим эти этапы жизненного цикла:
1. Этап предпринимательства. На данном этапе необходимо четко сформулировать стратегические цели, поставить реальные задачи, определить рынки сбыта, сформировать цену продукта, наметить пути уменьшения издержек, провести расчет количественного и качественного состава будущих сотрудников, определить финансовые возможности и формы кредитования организации, уровень заработной платы сотрудников. [21, С. 112].
2. Этап формирования команды. Отбор и зачисление специалистов на вакантные должности с учетом индивидуально — психологических и профессиональных особенностей. [15, С. 14]. Выбор способа и технологии коммуникации между сотрудниками организации и внешним миром. Разработка должностных обязанностей и регламентов. Постановка задач каждому из сотрудников организации. Подписание соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Определение уровня зарплаты и разработка стимулирующих выплат, формирование социального пакета. Выбор медицинского центра и страховой компании для заключения договоров на оказание медицинских и страховых услуг. [ 13, С. 18]. Оборудование рабочих мест для сотрудников и утверждение графика рабочего дня с учетом специфики деятельности компании, ее географического места положения.
В компании, как правило, работают сотрудники разных возрастных категорий и специальной подготовки. У каждой категории людей разные системы ценностей. Эта проблема актуальна для менеджеров компании. [20, С. 4].
3. Этап формализации и управления. Отлаживается структура организации, корректируются должностные обязанности, график работы сотрудников, проверяются и приобретаются дополнительные средства коммуникации, корректируется регламент принятия решений и способы доведения информации до всех сотрудников организации. Уточняются правила этикета и корпоративного поведения сотрудников, утверждается атрибутика и символика организации. На начальном этапе, ещё в процессе формирования коллектива необходимо выявлять лидеров, готовых к управленческой деятельности. [19, С. 171]. На протяжении всего этапа формирования коллектива необходимо уделять внимание молодым специалистам и проводить с ними разъяснительную работу о роли и предназначении коллектива. Обязательно руководителю необходимо пройти подготовку по программе теории массовых коммуникаций, делового общения и конфликтологии. При приеме на работу также нужен тщательный отбор менеджеров
4. Уточнение структуры коллектива. Организация расширяет рынки сбыта продукции. Уменьшает издержки производства, корректирует численность и качественный состав управленческого аппарата, отрабатывает и совершенствует механизм принятия решений и рассматривает возможность сотрудничества со смежными организациями. Продолжает подбор и переподготовку кадров на вновь открывающиеся вакансии. Разрабатываются новые финансовые возможности стимулирования сотрудников. Разрабатывается методика нефинансового стимулирования сотрудников фирмы. [18, С. 167].
5. Оценка кредитоспособности и способности к инновационному развитию организации. Экономическая и социально — психологическая безопасность организации в конечном итоге зависит от предотвращения ущербов, уменьшения издержек производства, а самое главное, от угрозы полного банкротства и передачи прав внешнему критическому управляющему. [17, С. 145].
Но давайте рассмотрим все виды потерь, чтобы заранее их исчислять и прогнозировать на будущее. Кто осведомлен, тот вооружен. В живом организме предприятия потери неизбежны. Вот некоторые из них:
- Материальные потери. Они возникают в случае изменения проекта, в процессе его реализации, удорожание продукции и сырья сверх прогнозируемых цен, колебания валютных курсов, возникновения природных и техногенных катаклизмов. Такие потери будем измерять в денежном выражении. [10, С. 43].
- Кадровые потери. Текучесть кадров, наступление предельного возраста сотрудника с уходом на пенсию, отсутствие кадрового резерва. Обучение и подбор новых кадров. Привлечение к подбору уникальных специалистов стороннего кадрового органа. Все эти потери тоже исчисляются в денежном выражении.
- Трудовые потери. Потеря рабочего времени, вызванная болезнью сотрудников, эпидемиями, природными и стихийными явлениями. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении. [16, С. 394].
- Финансовые потери. Прямой денежный ущерб из-за задержки выплат покупателями за отгруженный товар, колебаниями валютных курсов, уменьшение выручки за счет уменьшения цен на рынке, увеличение издержек на единицу продукции, выпуск некачественной продукции.
- Временные потери. Когда производство и сбыт продукции идут с нарушением временных графиков, когда задерживаются оборотные средства или их просто нет. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении.
- Информационные потери. Дороже всего на свете стоит информация. Такие потери невосполнимы и тоже исчисляются в денежном выражении. [9, С. 310].
Для экономической и социально — психологической безопасности все вышеперечисленное имеет первостепенное значение. Чтобы обезопасить себя и трудовой коллектив руководитель обязан все просчитать заранее, смоделировать сценарии возможных событий и на основании точных и взвешенных расчетов принимать в дальнейшем правильные решения. Самое главное, для организации и ее безопасности, это уменьшение издержек на единицу производимой продукции.