Проблемы безопасности предприятия на этапе становления: психологические аспекты

№61-2,

Психологические науки

Статья написана на актуальную тему и посвящена безопасности предприятия на этапе становления. В статье дано определение безопасности организации, ее структура и роль человека в развитии организации и приведены связи с внешним миром. Рассмотрен практический вопрос о предназначении организации. В наглядной форме с конкретными примерами рассмотрены этапы жизненного цикла предприятия. Особое место отводится рассмотрению издержек, приводящих к разорению и банкротству организации, а значит и к экономическим и психологическим изменениям в жизни сотрудников, потерявших работу.

Похожие материалы

У каждого современного человека есть жизненные цели и жизненно важные интересы. Они включают в себя совокупность потребностей, удовлетворение которых позволит им обеспечить необходимый материальный и духовный уровень для создания семьи, рождения и воспитания детей, для улучшения качества жизни своего окружения. Всего этого можно добиться, если человек будет работать в коллективе и принадлежать выбранной им организации. Организация, помимо материальных благ, поможет человеку обеспечить безопасность себя, своих родных и окружающих людей. Прежде чем приступить к раскрытию темы, дадим разъяснения используемым понятиям. Что же такое организация? Для нас организация представляется в виде сложного механизма. В таком механизме переплетаются и уживаются, как интересы личности, так и интересы всей группы, стимулы для развития личности, инновации для улучшения производственного цикла, творчество личности и организационная дисциплина. Коллектив всегда создается и формируется с определенной целью и для решения поставленных перед ним конкретных задач. Личность всегда добровольно и осознанно вливается в трудовой коллектив для решения и прежде всего своих личных планов и целей. Хорошо когда цели и задачи предприятия и личности во всем совпадают. Бывает и наоборот, тогда личность уходит из коллектива и ищет другую работу. В современной России появились предприятия с различной формой собственности. У каждой организации есть свои задачи, решать которые можно лишь сплоченным и профессионально подготовленным коллективом. При этом главным критерием является уменьшение издержек на единицу производимой продукции, чтобы можно было конкурировать с другими подобными ей фирмами.

Каждая организация имеет свой бренд, свою символику, традиции, репутацию и свою корпоративную культуру. Организация представляет собой целостную структуру, в которой все элементы взаимосвязаны и имеют связи с внешним окружением. Ведь организация живой организм и находится в социуме, который постоянно развивается и изменяется под воздействием объективных и субъективных причин, особенно в период глобализации общества и стирания экономических границ между государствами.

Предприятия, которые застыли в своем развитии и не изменяются в современном обществе, перестают функционировать и распадаются. Таки образом мы можем сделать вывод, что организация является динамично развивающимся организмом. Люди играют в организации важную и особую роль. Людей побуждают объединиться в организации потребности биологического и физического существования и выживания. Осуществить эти потребности можно лишь в составе дружного, творческого, профессионального коллектива, путем объединения знаний, навыков, практики каждого человека в единое умение и решение поставленных задач.

Мы понимаем, что экономическая и социально — психологическая безопасность организации целиком и полностью зависит от безопасности каждого члена коллектива.

Исследуя экономическую и социально — психологическую безопасность мы обязаны учитывать влияние человека и группы людей на деятельность организации и происходящих в ней изменений, на достижение целей и решение поставленных перед ней задач. Все люди в организации взаимодействуют друг с другом, а также имеют отношения с внешним окружением. Нам необходимо при организационной деятельности учитывать и личные цели и потребности человека, чтобы не возникало внутри личностного и организационного конфликта личности. Человек, в коллективе решая свои задачи и преследуя свои цели, помогает и коллективу достичь более высоких успехов и выйти на более качественный уровень в профессиональной среде. В организации важно распределить обязанности и социальные роли между всеми членами коллектива, согласно их профессиональной подготовки и личностных особенностей. У каждого члена коллектива есть свои индивидуальные ценности и видения своей полезности организации. Одним людям нравится исполнительская функция и они принесут огромную пользу коллективу в данной ипостаси. Такие люди будут всегда находиться в гармонии с самими собой, у них не будет внутри личностных конфликтов и напряженности, тревожности и негативного ожидания неизбежной катастрофы. Другая категория людей обладает организационными способностями. Они умеют выбрать реальные цели и поставить решаемые задачи перед подчиненными и организацией в целом. [1, С. 142]. Источникам тревоги и напряженности в таком коллективе нет места.

Д ля этого надо правильно спроектировать организацию, смоделировать структуру, поставить правильные и достижимые стратегические цели, выбрать правильную парадигму развития. Важно расставить акценты на промежуточных задачах, краткосрочных целях и кадровом обеспечении рабочих мест. [2, С. 48].

Подбор кадров необходимо осуществлять без спешки, используя современные методики и технологии с применением современных средств коммуникации и диагностики. От правильного выбора цели, постановки задачи и подбора, обучения, адаптации и расстановки кадров зависит деятельность организации, решение поставленных задач и выполнение миссии организацией. А самое главное зависит безопасность экономическая и социально — психологическая каждого члена коллектива и предприятия в целом. [3, С. 196].

Каждая организация создается для получения прибыли, при уменьшении издержек до нуля.

Рассмотрим вопрос о предназначении организации:

  1. Для производства продукта и услуг.
  2. Места и роли в своем сегменте рынка.
  3. Цели компании (существование, увеличение прибыли, уменьшение издержек).
  4. Имидж (социальная ответственность, престиж среди подобных организаций).

Как мы видим из вышесказанного, безопасность организации зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. [4, С. 42].

Существуют две системы организаций: открытые и закрытые.

Закрытая система игнорирует эффект внешнего воздействия на организацию. Для нашего случая, в период глобализации общества данная структура организации не подходит, поскольку при такой системе, организация подвержена изначально распаду и прекращению существования. Нам больше подходит открытая система, позволяющая взаимодействовать с внешней средой и другими организациями. Организация получает источники сырья, рынки сбыта и человеческий капитал из окружающего мира. [5, С. 33].

Например, банки используют накопления граждан преобразуют их в кредиты и выгодные инвестиции, используют полученную прибыль для саморазвития, выплаты дивидендов, расширения инвестиционной деятельности. При этом они подвергаются опасности не возврата полученных кредитов, нарушения сроков окупаемости инвестиционных проектов. Ошибочная политика банка в этом направлении приводит к разорению и банкротству финансового учреждения. [14, С. 90]. В данной области деятельности при обеспечении экономической безопасности необходимо учитывать социально — психологические факторы вкладчиков, потребителей банковских услуг и поведенческие факторы личности. Прежде чем выдавать кредит необходимо составит психологический портрет заемщика и определить его индивидуальные потребности и цели использования полученных средств. Многих потерь можно избежать применяя эти технологии. [6, . Москва, 2016]. Но, как правило, личные особенности банкиров, стремление получить прибыль, побуждают закрывать глаза на очевидные, прогнозируемые явления и побуждают к странным действиям. Увеличиваются риски кредитования, повышаются издержки, что и приводит к уменьшению капитализации и понижению кредитного рейтинга, и надежности банка среди банковской среды и населения в целом. [12, С. 593]. Начинается бегство капитала в другие банки и в результате этого наступает разорение, ухудшение социально — психологического самочувствия вкладчиков и появляется социальная напряженность в обществе, что приводит к цепной реакции. Это один из примеров экономической и социально — психологической безопасности в банковской системе.

На этом примере мы можем показать взаимосвязь между отдельной системой и внешней средой. Изменение во внешнем мире приводит к изменениям во внутренней системе [7, С. 35]. Сама организация отражает внешнюю среду. В ее основе лежат предпосылки экономического, политического, социального, психологического, информационного характера.

Организация должна полноценно и эффективно функционировать, и получать вклад в свою копилку со стороны всех ее сотрудников и могла способствовать членам коллектива достижению поставленных целей в настоящем и будущем. [11, С. 10]. Для этого компании надо динамично развиваться, эффективно и своевременно реагировать на все вызовы со стороны конкурентов и общества в целом. Реакция может выражаться физическими изменениями и через психологическое содержание в виде ребрендинга фирмы, изменения имиджа, атрибутики, символики, изменения ритуалов и психологического климата в коллективе. Особое значение для функционирования предприятия имеет обратная связь со своим окружением. Это позволяет корректировать выпуск необходимо важной продукции на рынки сбыта, следить за техническими новинками и своевременно обновлять технологический парк производства с одновременным обучением обслуживающего персонала, а также осуществлять отбор и формировать кадровый резерв из молодых сотрудников. [8, С. 102].

Любая организация за время своего существования проходит несколько жизненных циклов, которые способствуют развитию или прекращению деятельности организации.

Рассмотрим эти этапы жизненного цикла:

1. Этап предпринимательства. На данном этапе необходимо четко сформулировать стратегические цели, поставить реальные задачи, определить рынки сбыта, сформировать цену продукта, наметить пути уменьшения издержек, провести расчет количественного и качественного состава будущих сотрудников, определить финансовые возможности и формы кредитования организации, уровень заработной платы сотрудников. [21, С. 112].

2. Этап формирования команды. Отбор и зачисление специалистов на вакантные должности с учетом индивидуально — психологических и профессиональных особенностей. [15, С. 14]. Выбор способа и технологии коммуникации между сотрудниками организации и внешним миром. Разработка должностных обязанностей и регламентов. Постановка задач каждому из сотрудников организации. Подписание соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Определение уровня зарплаты и разработка стимулирующих выплат, формирование социального пакета. Выбор медицинского центра и страховой компании для заключения договоров на оказание медицинских и страховых услуг. [ 13, С. 18]. Оборудование рабочих мест для сотрудников и утверждение графика рабочего дня с учетом специфики деятельности компании, ее географического места положения.

В компании, как правило, работают сотрудники разных возрастных категорий и специальной подготовки. У каждой категории людей разные системы ценностей. Эта проблема актуальна для менеджеров компании. [20, С. 4].

3. Этап формализации и управления. Отлаживается структура организации, корректируются должностные обязанности, график работы сотрудников, проверяются и приобретаются дополнительные средства коммуникации, корректируется регламент принятия решений и способы доведения информации до всех сотрудников организации. Уточняются правила этикета и корпоративного поведения сотрудников, утверждается атрибутика и символика организации. На начальном этапе, ещё в процессе формирования коллектива необходимо выявлять лидеров, готовых к управленческой деятельности. [19, С. 171]. На протяжении всего этапа формирования коллектива необходимо уделять внимание молодым специалистам и проводить с ними разъяснительную работу о роли и предназначении коллектива. Обязательно руководителю необходимо пройти подготовку по программе теории массовых коммуникаций, делового общения и конфликтологии. При приеме на работу также нужен тщательный отбор менеджеров

4. Уточнение структуры коллектива. Организация расширяет рынки сбыта продукции. Уменьшает издержки производства, корректирует численность и качественный состав управленческого аппарата, отрабатывает и совершенствует механизм принятия решений и рассматривает возможность сотрудничества со смежными организациями. Продолжает подбор и переподготовку кадров на вновь открывающиеся вакансии. Разрабатываются новые финансовые возможности стимулирования сотрудников. Разрабатывается методика нефинансового стимулирования сотрудников фирмы. [18, С. 167].

5. Оценка кредитоспособности и способности к инновационному развитию организации. Экономическая и социально — психологическая безопасность организации в конечном итоге зависит от предотвращения ущербов, уменьшения издержек производства, а самое главное, от угрозы полного банкротства и передачи прав внешнему критическому управляющему. [17, С. 145].

Но давайте рассмотрим все виды потерь, чтобы заранее их исчислять и прогнозировать на будущее. Кто осведомлен, тот вооружен. В живом организме предприятия потери неизбежны. Вот некоторые из них:

  1. Материальные потери. Они возникают в случае изменения проекта, в процессе его реализации, удорожание продукции и сырья сверх прогнозируемых цен, колебания валютных курсов, возникновения природных и техногенных катаклизмов. Такие потери будем измерять в денежном выражении. [10, С. 43].
  2. Кадровые потери. Текучесть кадров, наступление предельного возраста сотрудника с уходом на пенсию, отсутствие кадрового резерва. Обучение и подбор новых кадров. Привлечение к подбору уникальных специалистов стороннего кадрового органа. Все эти потери тоже исчисляются в денежном выражении.
  3. Трудовые потери. Потеря рабочего времени, вызванная болезнью сотрудников, эпидемиями, природными и стихийными явлениями. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении. [16, С. 394].
  4. Финансовые потери. Прямой денежный ущерб из-за задержки выплат покупателями за отгруженный товар, колебаниями валютных курсов, уменьшение выручки за счет уменьшения цен на рынке, увеличение издержек на единицу продукции, выпуск некачественной продукции.
  5. Временные потери. Когда производство и сбыт продукции идут с нарушением временных графиков, когда задерживаются оборотные средства или их просто нет. Такие потери тоже исчисляются в денежном выражении.
  6. Информационные потери. Дороже всего на свете стоит информация. Такие потери невосполнимы и тоже исчисляются в денежном выражении. [9, С. 310].

Для экономической и социально — психологической безопасности все вышеперечисленное имеет первостепенное значение. Чтобы обезопасить себя и трудовой коллектив руководитель обязан все просчитать заранее, смоделировать сценарии возможных событий и на основании точных и взвешенных расчетов принимать в дальнейшем правильные решения. Самое главное, для организации и ее безопасности, это уменьшение издержек на единицу производимой продукции.

Список литературы

  1. Симонович Н. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского6 в 2 томах. Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142 – 144.
  2. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48 – 49.
  3. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  4. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.
  6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста . Москва, 2016
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: Психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  8. Финансовый менеджмент.- Под ред. Акад. Г. Б. Поляка М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 352 с.
  9. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  10. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика / Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  11. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учеб. Пособие. Москва: Дашков и К°, 2013 - 291 с.
  12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 159 с.
  13. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): М.: Юрайт, 2013. 671 с.