Причины преступного поведения несовершеннолетних

№61-2,

Психологические науки

В данной статье рассматриваются основные причины преступного поведения подростков. Детально раскрываются факторы, оказывающие непосредственное влияние на ресоциализация подростков после освобождения из мест лишения свободы.

Похожие материалы

Проблемы, связанные с преступностью, особенно с преступностью несовершеннолетних всегда волновали общество и умы многих отечественных и зарубежных ученых различных областей научного знания. В связи с объективной государственной потребностью в решении проблем противоправного поведения было создано отдельное научное направление — пенитенциарная психология. Современный этап пенитенциарной психологии можно характеризовать, как активное развитие в рамках интересов отдельных ученых, однако тенденция и усиленное внимание к данной проблеме, как было в 20-х гг. прошлого века, давно кануло в лету. Что же касается самой российской пенитенциарной системы, то в ней произошли определенные реорганизационные изменения, а гуманистическая ориентация политики государства ставит во главу угла личность человека, что также оказывает влияние на качественные изменения условий содержания. Однако глубина и сложность проблемы криминального поведения делают данные изменения до сих пор недостаточными для полноценного осуществления функции исправления и возвращения человека в общество. [14, С. 83].

Историко-психологический анализ становления и развития исправительной психологии показывает богатство теоретических и практических достижений в развитии пенитенциарной психологии, однако вопрос борьбы с преступностью до сих пор является проблематичным не только для нашей страны, но и для большинства государств во всем мире. Об этом можно судить по статистическим данным, приводимым службой государственной статистики, за 2015 год было зарегистрировано 195239 преступлений, причем больше половины из них совершили лица ранее судимые. Приведенные данные показывают, что значительная часть преступлений в России совершается рецидивистами, что свидетельствует о недостаточной эффективности пенитенциарной системе. Особенно важно подчеркнуть, что свыше 938 преступлений было совершено несовершеннолетними. Возникает вопрос, почему это происходит? Однозначный ответ на данный вопрос очень затруднителен, но мы можем назвать, по крайней мере, несколько факторов, оказывающих существенное влияние. {15, С. 14].

Международная практика показывает, что существует две модели пенитенциарных систем, которые отличаются друг от друга задачами, лежащими в их основе. Первая модель — репрессивная, основной задачей которой является исполнение наказания; вторая модель — исправительная, основной задачей которой является исправление и ресоциализация преступников. Как показывает практика, задачи второй модели в условиях российских реалий являются труднореализуемыми, что говорит о тяготении нашей страны к первой модели исправительной системы.

С ними проводится больший объем воспитательной и психологической работы, нежели с взрослыми заключенными (до кризиса и повсеместной оптимизации производства наблюдалась тенденция к сокращению количество воспитанников на одного психолога и воспитателя). C другой стороны, крылатая фраза о том, что в колонию попадают неопытные мальчишки, а выходят оттуда уже профессиональными преступниками, до сих пор имеет все основания для существования. [16, С.394]. Как правило, в колониях происходит дальнейшая криминализация личности, по опыту общения с несовершеннолетними преступниками, часть из них уже определили свою жизнь, которую можно описать на криминальном жаргоне фразой «топтать зону». [13, С. 18].

Еще одной причиной, затрудняющей функцию ресоциализации является, на наш взгляд, само законодательство в отношении несовершеннолетних. Как правило, в колонию ребята попадают уже после нескольких условных сроков. Среди парней садится каждый четвертый, а среди девушек каждая шестая. Получается, что, с одной стороны, несовершеннолетним дается шанс на исправление, а, с другой стороны, зачастую подобные меры показывают свою неэффективность, т.к. количество условных сроков увеличивается, а преступления приобретают все более тяжелые формы. Таким образом, еще одним фактором является недостаточный уровень качества и организации профилактической работы. [12, С. 17].

Также с изменением экономического и социального расслоения населения России появились новые формы агрессивного поведения подростков. [1, С. 143]. Важной причиной возрастания подростковой агрессии является то, что в настоящее время мы живем в эпоху тотальной глобализации, которая во многом меняет наши знания и мировоззрение, определяет направление развития всего мирового сообщества. Многие страны и их граждане к глобализации не готовы по ряду объективных и субъективных причин. [ 2, С. 48].

Мир вступил в интеграционный этап нового развития, с неуклонным ростом все новых технологий, созданием новых экономических пространств, изменением в структуре производительных сил. Вместе с этим меняется и отношение молодежи к жизни, материальным и духовным ценностям, процессам коммуникации. На первое место выходят материальные потребности. Молодежь все активнее и продуктивнее, а главное с неподдельным интересом включается в этот процесс. [3, С. 43].

При проведении опроса по изучению социального самочувствия выяснилось, что молодые люди в основном одобряют процессы глобализации и считают ее благом для современного общества. Они считают, что глобализация позволяет полнее раскрыться молодому человеку, расширить свой кругозор, получить доступ к любой информации, повысить свой культурный уровень, а также дает возможность улучшить свое материальное благосостояние. Следует также отметить, что более 20 процентов опрошенных не интересуются и не знают, что такое глобализация и как она влияет на жизнь простых людей. У них своя жизнь и их мало волнуют проблемы развития общества и процессы, происходящие за пределами их личного внутреннего мира. [6, . Москва, 2016].

Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет ее частная жизнь, с ее проблемами, развлечениями и саморазвитием. Новые условия жизни диктуют свои правила. [5, С. 32]. Основные черты, характеризующие ценности и социализацию молодого поколения:

  1. Снизился уровень духовной культуры. Этому способствуют перемены, происходящие в современной семье, которая претерпела изменения в своем первозданном облик и предназначении.
  2. Разрушается иерархия социокультурных ценностей. Забывается значение духовного и народного искусства, народной музыки и народного эпоса. Предпочтение отдается другим течениям и направлениям в современной музыке и литературе. Этому активно способствуют интернет и кино.
  3. Образцом для подражания на первый план выходит потребитель, бездуховный человек, который порой беспощаден. Этот образ молодым людям насаждается интернетом, телевидением и СМИ, где присутствуют эпизоды и сцены насилия и жестокости. Такую же роль выполняют и видеоигры. [7, С. 35].
  4. Молодежь ориентируется на успешных людей, способных зарабатывать и тратить баснословные суммы денег на приобретение различных материальных благ. Большинство молодых людей готовы жертвовать своим временем, дружбой, семьей ради карьерного роста и высокого уровня заработной платы. [4, С. 42].
  5. Героем нашего времени для молодежи и образцом для подражания выставляется эгоистичный, циничный человек, готовый ради достижения своих целей идти на любые жертвы и совершать самые неблаговидные поступки. [11, С. 10].

Теперь каждый сам по себе, и каждый сам за себя. Огромную роль в социализации личности играют СМИ, правда, им все тяжелее конкурировать с интернетом. Молодые люди перестали читать печатные издания, им более комфортно от чтения с электронных носителей. [21, С. 112]. Теперь проще не читать и анализировать, а получать уже готовые тексты в сжатом виде. Все это позволяет оказывать влияние на сознание и умы молодежи, что в конечном итоге способствует социализации и воспитанию будущего жителя глобального пространства. [10, С. 43].

Также одним из решающих факторов неэффективности пенитенциарной системы является проблема семьи. Общение с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних показывает, что «истинных» делинквентов среди подростков немного, чаще всего это дети, которые испытывают трудности в семейных отношениях (родители погружены в работу, холодность со стороны родителей, отсутствие понимания и интереса к детям и т.д.). [9, С. 310]. Когда создаются подобные ситуации, то подросток в связи с особенностями своего возраста ищет референтную группу, которая способна дать то, чего ребенок не получает в семье (внимание, чувство принадлежность, поддержку и т.д.). Как правило, социально благополучные подростки не имеют достаточно свободного времени, зато молодежные группировки с асоциальной и антисоциальной направленностью большую часть дня проводят совместно. Таким образом, даже самый благополучный ребенок при дефиците внимания и понимания со стороны семьи может стать частью подростковой группы с девиантными направленностями. [8, С. 101].

Что же касается несовершеннолетних, которые отбывают наказание в воспитательных колониях, то здесь ситуация с семьей является критической. Как правило, из 100 процентов воспитанников лишь до 15 процентов из благополучных семей. Попав в колонию, чувства к матери и своим семьям (особенно, если есть младшие братья/сестры) многих воспитанников усиливаются, однако многие родители не приезжают на свидания, не поддерживают переписку и т.д. По освобождению подросткам просто некуда возвращаться, кроме как в ту же ситуацию, которая в свое время привела их к асоциальному образу жизни, а некоторым и вовсе некуда возвращаться (на практике среди воспитанников нередко встречаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). Таким образом, места заключения становятся для части воспитанников родным домом, а при освобождении они оставляют «наследство» (свои личные вещи и койко-место) до момента их возвращения обратно в колонию. Вопрос семьи является очень объемным, поэтому мы лишь вкратце осветили его, обозначив значимость данного фактора в становлении и закреплении отклоняющегося поведения. [17, С. 146].

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что решение проблемы исправления и ресоциализации на данном этапе просто невозможно, таким образом, это требует организации еще более комплексной системы, затрагивающей все уровни социальной жизни, начиная с семьи, школы и заканчивая политикой государства. [ 18, С. 167]. Но в первую очередь данная проблема требует изменений отношения самого общества к людям, которые отбывали наказание в исправительных учреждениях. По рассказам бывших заключенных (несовершеннолетних, женщин), как правило, самым трудно переносимым и демотивирующим к становлению нормальной жизни после освобождения является реакция общества, а именно стигматизация. [20, С. 4]. К сожалению, наше общество склонно к оценочным суждениям и навешиванию ярлыков, которые воспринимаются наиболее травматично, особенно на фоне материальных трудностей и полной безнадежности. Наиболее остро проблема стигматизации находит свое отражение в обществе, ввиду психологических особенностей данного возраста. Сверстники из социально благополучных семей избегают общения с ребятами, имевшими «проблемы с законом», и подобная отстраненность зачастую провоцируется родителями, которые создают и подкрепляют установки о «ненормальности» бывших осужденных. [19, С. 171]. И опять начинается поиск того, общества, которое не будет осуждать такого подростка, того общества, в котором он будет «своим». Поэтому одним из первых направлений работы должно стать формирование у общества толерантного отношения к данной проблеме, создание социальной поддержки людей, отбывших наказание, а также усиление мер по профилактике и исправлению несовершеннолетних.

Список литературы

  1. Симонович Н. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского6 в 2 томах. Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142 – 144.
  2. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48 – 49.
  3. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  4. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.
  6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста . Москва, 2016
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: Психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  8. Финансовый менеджмент.- Под ред. Акад. Г. Б. Поляка М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 352 с.
  9. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  10. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика / Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  11. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учеб. Пособие. Москва: Дашков и К°, 2013 - 291 с.
  12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 159 с.
  13. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): М.: Юрайт, 2013. 671 с.