Элементы макро- и микросреды в функционировании малого бизнеса в РФ

NovaInfo 62, с.229-234, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Благоприятное развитие России невозможно без соответствующего развития малого бизнеса, так как именно он является двигателем, который проталкивает за собой экономическое и социальное развитие государства. Важнейшая задача органов власти сейчас находится в определении приоритетных направлений в развитии малого бизнеса. От развития малого бизнеса в России, от отношения государства и общества к этой сфере экономической деятельности будет зависеть развитие в целом всей России.

Ключевые слова

КОНКУРЕНЦИЯ, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПОТРЕБИТЕЛИ, ПОСТАВЩИКИ

Текст научной работы

В современном мире все большее признание получает малый бизнес как созидательная сила экономики. Примерно в 80-х годах ХХ века развитие малого бизнеса во многих государствах с развитой экономической системой было отмечено как престижное в результате его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. По этим причинам в последние десятилетия все большее внимание обращается на его достижения и возможности, проводятся работы по исследованию факторов оказывающих воздействие на его развитие.

Характеристика предприятий как малых происходит не на основе определенной организационно-правовой формы, а размерами предприятий. Из всех существующих сейчас видов предприятий: совместных, государственных, коллективных, частных, кооперативных и т.д., малые предприятия выделены по критериям численности работающих [6, 12]. Таким образом, становится возможным существование малых государственных, малых совместных, малых частных и прочих видов предприятий, относящихся к малому бизнесу. Следовательно, для предприятий малого бизнеса не разрабатывается универсальная, общая для всех их видов система определения материально-технического снабжения, оплаты труда, ценообразования, управления и т.д. Для успешного функционирования современное предприятие должно уметь прогнозировать трудности и учитывать новые возможности.

Основные внешними факторами, которые имеют воздействие на коммерческую деятельность, являются политика государства в области малого бизнеса, экономическое развитие, научно технический прогресс, демографические показатели, международное сотрудничество. Это важные аспекты, которые должна учитывать любая компания. Необходимость пристального внимания к ним продиктована еще и тем, что подобные аспекты подвержены стремительным переменам, стилям и моде. Влияние на сами факторы не посильно предприятиям малого бизнеса, поэтому встает необходимость в анализе этих элементов.

Среди отмеченных внешних факторов особый интерес представляют демографические. Разные возрастные группы населения имеют разные потребительские интересы, и изменения в возрастной структуре общества оказывают непосредственное влияние на рынок товаров и услуг. Так, сокращение числа подростков будет вызывать замедление сбыта спортивных товаров, а рост численности людей пожилого возраста требует увеличения медицинских товаров и услуг. Значительное влияние на характер и объем сбыта товаров и услуг оказывают изменения, происходящие в основной структурной единице общества — семье. Уменьшение количества детей в семье сокращает, например, спрос на детские товары, а более поздние браки — спрос на свадебные украшения. Рост числа работающих женщин увеличивает число мужчин — покупателей товаров, которые раньше покупали, как правило, только женщины, а стремление молодежи как можно раньше жить отдельно от родителей требует создания рынка относительно дешевой мебели и пищевых продуктов в мелкой расфасовке [3].

Общая покупательская способность населения будет зависеть от текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита, которые неразрывно связаны с развитием экономики, уровнем безработицы и стоимости кредита, т. е. с факторами экономики. Особого рассмотрения заслуживает неравномерность доходов потребителей. Высокообеспеченные покупатели отличаются устойчивым спросом, практически не зависящим от экономической конъюнктуры. Покупатели с устойчивыми доходами реагируют на процессы происходящие в экономике, но при этом способны поддерживать спрос около привычного уровня. Для остальных покупателей характерна зависимость их покупательной способности от последних событий в экономике.

Все большее значение в современном мире приобретают природные факторы, влияющие на деятельность малого бизнеса. Растет беспокойство общественности в связи с разрушительным характером промышленной деятельности на окружающую природную среду. Появились целые общественные движения защиты окружающей среды, а также законы по её охране. Все это отражается и на товарах, с которыми предприятия выходят на рынок. Большая проблема возникает в связи с исчерпанием таких традиционных невозобновимых источников энергии, как нефть, каменный уголь, газ. Истощаются и другие полезные ископаемые. Это имеет отражение в ограничении деятельности предприятий.

Современное предприятие должно участвовать в поисках приемлемых для общества способов производства, а не противиться контролю со стороны государственных органов и общественности. Каждая фирма должна внимательно следить за основными научно-техническими тенденциями, среди которых особое значение имеет сокращение периода от появления идеи до её производственного внедрения.

Любая экономическая деятельность происходит в соответствии или вопреки действующим правовым нормам и испытывает влияние государственных учреждений и организованных групп общественности. Любой бизнесмен должен хорошо знать законы, регулирующие деловую активность, и существующие местные административные ограничения в рыночной экономике.

В каждом обществе люди придерживаются определенных взглядов и ценностей, основные из которых обладают высокой степенью устойчивости. Стабильность основных культурных ценностей не означает, что предприниматель не должен прилагать постоянных усилий для их удовлетворения и обслуживания. В обществе, где люди особое внимание уделяют удовлетворению личных желаний, большие перспективы имеют фирмы, занимающиеся обеспечением досуга: путешествия, хобби, спорт. Там, где возникают тенденции ослабления патриотизма и усиления критики государственной власти, увеличивается спрос на импортные товары и объём сбережений в форме драгоценностей и антиквариата. А там, где растет религиозность населения, может наметиться спад интереса к продукции развлекательного характера.

Факторами внутренней среды предприятий малого бизнеса являются те аспекты, которые свойственны лишь отдельным компаниям или организациям, а не всему рынку предпринимательства в целом. Степень контроля предприятия над этими факторами также невелика. Основными субъектами микросреды выступают поставщики, покупатели, посредники, конкуренты и контактные аудитории.

К поставщикам относятся организации и отдельные лица, занимающиеся обеспечением фирмы и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для осуществления производства товаров и услуг. Поведение поставщиков имеет сильное влияние на деятельность предприятий. В бизнесе необходимо следить за ценами на ресурсы, так как от них зависит цена и на товары. Сбои будут нарушать регулярность поставок, а, следовательно, и график отпуска товаров потребителям. В краткосрочном плане это может сказаться на сбыте, а в долгосрочном — на доверии к фирме со стороны её клиентуры.

Посредниками являются организации и отдельные лица, которые занимаются продвижением и сбытом товаров и услуг. К ним относятся торговые посреднические фирмы по организации товародвижения, агентства маркетинговых услуг и учреждения, занимающиеся кредитно-финансовой деятельностью. Фирмы по организации товародвижения помогают организации создавать запасы её товаров и продвигать их от места производства до места продажи с минимальными издержками. Агентства маркетинговых услуг способствуют продвижению товара на выгодные для предприятия рынки. К их числу относятся фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, консультационные фирмы по маркетингу и др.

Важнейшими субъектами микросреды являются покупатели. В зависимости от типа покупателей рынки можно подразделить на следующие пять видов: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и международный рынок. Потребительским называется такой рынок, где покупателями являются отдельные лица и хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребителя. Рынок производителей — это рынок, где покупателями являются организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства. Рынок промежуточных продавцов характерен тем, что роль покупателей на нем выполняют организации и отдельные лица, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи с прибылью для себя.

Вне зависимости от компании и рынка всегда существуют факторы, напрямую влияющие на качество работы предприятия и его способность по обслуживанию рынка. Это говорит о том, что обязательно должна присутствовать тщательно разработанная программа обследования рыночной среды.

Рассмотренные элементы макросреды практически не подвержены контролю со стороны малого бизнеса, и, тем не менее, должны отслеживаться, если в планах стоит достижение высоких показателей своей работы. А элементы микросреды — конкуренция, поставщики, ресурсная база, спрос и предложения вполне могут быть изменены и контролироваться фирмой. Конкуренцию необходимо учитывать, оценивать степень стабильности конкурентной ситуации.

Важнейшая задача органов власти сейчас находится в определении приоритетных направлений в развитии малого бизнеса. Среди необходимых условий, которые необходимы для успешного развития малого бизнеса в государстве, можно выделить следующие: стабильность экономической ситуации; льготный налоговый режим; развитая система поддержки предпринимательства со стороны государства; эффективная система, позволяющая защищать интеллектуальную собственность; доступные выходы на внешние рынки для предпринимателей; доступное кредитование малого и среднего бизнеса.

Несмотря на вековые традиции, малый бизнес в современной России, как самостоятельное социально-экономическое явление развивается немногим более 20 лет. Действующие в государстве нормативно-правовые и законодательные акты направляются на государственную поддержку малых предприятий и создание благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь это механизмы по предоставлению льгот по налогообложению. А принятый Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определил общие положения в области поддержки малых предприятий, формы государственного стимулирования, а также механизм регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

За последний год перспективам развития малого бизнеса в России было уделено гораздо больше внимания, чем в предыдущие годы. Во многом сказались последствия введения в отношении России санкций со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только не приостановили развитие отечественного предпринимательства, а наоборот, поспособствовали восстановлению и совершенствованию отечественного малого бизнеса. На ближайшие 5 лет в планах экономического развития рост показателей субъектов малого бизнеса и достижение уровня предприятий западных стран, а возможно, и их превышение. Малый бизнес России не имеет тех мощностей, которые могли бы внести кардинальные изменения в отечественную экономику. Но он может смягчить экономические, социальные последствия после сокращения рабочих мест, уменьшения выпусков продукции на крупных предприятиях.

Прогрессивное развитие России невозможно без соответствующего развития малого бизнеса, так как именно он является двигателем, проталкивающим за собой экономическое и социальное развитие. Хозяйственная практика развития малого бизнеса находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализации общественного производства и усложняющейся дифференциации товаров и услуг [5, 24]. Экономическая маневренность, гибкость в разработке управленческих решений, мобильность в территориально-пространственном ракурсе делает малый бизнес необходимым сектором в современном, постиндустриальном обществе.

Как итог, можно сделать вывод о том, что от развития малого бизнеса в России, от отношения государства и общества к этой сфере экономической деятельности будет зависеть развитие в целом всей России.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный Закон № 135-Ф3 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. // Российская газета 2006 г. 27 июля.
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
  3. Василенко В. Л. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие / В. Л. Василенко, Е. И. Алексашкина // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 12.12.2016. – Режим доступа: http://openbooks.ifmo.ru/read_economics/6983
  4. Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство: Монография - (Наука и практика) /Горбунов В.Л. – НИЦ ИНФРА-М. – 2014. – 215 с.
  5. Градов С. И. Организация предпринимательской деятельности. /С. И. Градов, В. А. Удалов, И. Т. Крячков и др. М.; КолосС, 2014. — 264 с.
  6. Миронов В.В. Российский монополизм и приватизация / В. В. Миронов, В. Я. Зимогляд, А. Л. Яковлев // Экономист .2014. № 6. С. 2-3.
  7. Нечитайло А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. Высшее образование. Ростов/Д, Изд. «Феникс». 2015 – 365
  8. Рой В. И. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Росси // Международный студенческий научный вестник. 2016 . – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1828/19971
  9. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово хозяйственной деятельности. / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. - М.: ИТК «Дашков м Ко» 2015. – 367 с.
  10. Коренкова Е. А. Малое предпринимательство в России: проблемы прогнозирования. / Е. А. Коренкова, И. А. Колотай // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческая научная конференция 2016. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1930/24528
  11. Система ГАРАНТ – Режим доступа: http://base.garant.ru/
  12. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опора России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opora.ru/news/federal/1084-malyj-biznes-bolshie-perspektivy
  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
  14. Ресурсный Центр малого предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcsme.ru/

Цитировать

Санакоева, Д.К. Элементы макро- и микросреды в функционировании малого бизнеса в РФ / Д.К. Санакоева, Е. Гиоева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 229-234. — URL: https://novainfo.ru/article/11923 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться