Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России

NovaInfo 48, с.125-130, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье приводятся законодательные основы регулирования развития малого бизнеса со стороны государства, отмечены особо значимые направления государственной поддержки малого бизнеса в России, рассмотрены тенденции поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Ключевые слова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Текст научной работы

В период распространения кризисных явлений в экономике России особое значение приобретает существование и развитие малого бизнеса, который осуществляет весомые социально-экономические функции, являясь создателем новых рабочих мест и инноваций в экономике, важным налогоплательщиком, создающим широкий спектр товаров и услуг, агентом рыночных отношений, сглаживающим колебания экономической конъюнктуры. От степени вовлечения населения в предпринимательскую деятельность и функционирование малого бизнеса в значительной мере зависит благосостояние россиян. Государственная политика же напрямую определяет объем и тенденции распространения малого предпринимательства в стране.

Ключевыми проблемами и факторами, ограничивающими развитие малого и среднего бизнеса в современной России остаются:

  • Недостаточность собственных средств для развития производства, обновления и приобретения основных фондов и пополнения оборотных средств.
  • Недоступность финансирования, высокие процентные ставки по кредитам.
  • Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции, связанные с необходимостью проведения дорогостоящих маркетинговых исследований.
  • Нестабильность действующего законодательства.
  • Высокие налоговые ставки, вынуждающие предпринимателей работать в той или иной мере «в тени» от налоговых органов.
  • Высокие издержки, которые несет малый и средний бизнес в связи c необходимостью прохождения административных процедур и нарушениями прав предпринимателей со стороны регулирующих органов.

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства призвано бороться с возникающими в их работе трудностями и осуществляется согласно действующим в стране нормативно-правовым актам. Ключевыми документами, регулирующими предпринимательскую деятельность и распространение малого бизнеса являются Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.), Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях.

Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов различной отраслевой принадлежности: ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г., ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г., ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г., ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г., ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года, ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г., ФЗ "О центральном банке РФ" от 10 июля 2002 г. и ряд других документов.

Основным нормативно-правовым документом, регулировавшим систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на протяжении 13 лет (с 1995г. по 2008г.) являлся Федеральный Закон №88 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 12 мая 1995 года.

Однако 1 января 2008 года ФЗ-88 утратил силу и основным нормативно-правовым актом, регулирующим государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в России, стал Федеральный Закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 6 июля 2007 года. Одним из ключевых нововведений, установленных в ФЗ-209, является новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно данному закону к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ФЗ 209, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения:

  1. до 15 человек для микропредприятий;
  2. до 100 человек для малых предприятий;
  3. от 101 до 250 человек для средних предприятий.

Постановлением Правительства РФ № 702 от 13.07.2015 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» отмечены предельные значения выручки за предшествующий календарный год без учета НДС для:

  • микропредприятий - 120 млн. рублей;
  • малых предприятий - 800 млн. рублей;
  • средних предприятий - 2 млрд. рублей.

Основными направлениями государственной поддержки развития малого предпринимательства на сегодняшний день являются [1]:

  1. Разработка стратегии роста конкретного сектора экономики во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны. Это означает принятие комплексных долгосрочных мер, обеспечивающих малому бизнесу широкие возможности для роста и достижения им конкурентных преимуществ. Подобная стратегия может реализовываться в виде конкретных федеральных и региональных программ.
  2. Упрощение существующей нормативно-правовой базы и налоговой системы, осуществление постоянной корректировки федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов, приводя их в соответствие с требованиями развивающейся экономики.
  3. Минимизация до разумной степени административно-разрешительных и контрольных функций государства, освобождение бизнеса от излишних чиновников, защита прав, безопасности и собственности предпринимателей, всемерное поощрение предпринимательской активности.
  4. Осуществление финансовой и материально-технической помощи путем создания многочисленных (в первую очередь, негосударственных) и доступных источников рискового (венчурного) капитала, сдавая в аренду средства производства и предоставляя возможность покупки их на льготных условиях, упрощая доступ к государственным заказам.
  5. Формирование специальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие системы оказания специализированных консультационных услуг, совершенствование обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Организационную основу государственной политики поддержки малого бизнеса образуют федеральные и региональные программы. Их целью является создание благоприятных условий для развития бизнеса. Подкрепленные реальными действиями и ресурсами, они являются базой для масштабного развития предпринимательства. Обычно программы государственной поддержки разрабатываются на период до пяти лет и предлагают комплекс мер, направленных на развитие малого предпринимательства на конкретных территориях и в конкретных отраслях.

Важную роль в экономике страны играет инфраструктура развития малого бизнеса. Инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность различных организаций (фондов, агентств поддержки, сервисных и выставочных центров, страховых и лизинговых учреждений, бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-школ, учебно-деловых центров и др.), создаваемых при участии государственных и муниципальных органов власти [6]. Она призвана стимулировать рост и самоорганизацию малого бизнеса и направлять его активность в наиболее значимые для региональной экономики сферы.

Анализ проводимой государством социально-экономической политики позволяет выделить основные тенденции в направлениях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу:

  1. Новое позиционирование государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
  2. Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта.
  3. Повышение эффективности государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  4. Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
  6. Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений.

Несмотря на все усилия, предпринимаемые государством по поддержке малого и среднего предпринимательства, анализ существующих программ государственной поддержки позволяет выявить следующие проблемы:

  • программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов);
  • установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку);
  • отсутствует «единая точка входа» в систему поддержки;
  • предприниматели – участники программ сталкиваются c проблемами сложности оформления документов, необходимых для подачи заявок на получение господдержки, и оформления соответствующей отчетности.

Идеальной модели господдержки развития малого и среднего бизнеса, как известно, не существует. Однако обдуманный и планомерный подход к этому вопросу с учетом опыта передовых западных стран способен обеспечить успех в развитии предпринимательства в широких общественных массах и коренным образом изменить ценностные ориентации и традиционность мышления населения в пользу повышения предпринимательской активности в стране.

Читайте также

Список литературы

  1. Безбородова Т.И. Меры государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций.// Юрист. 2012. № 17. С.36-40
  2. Безбородова Т.И. Российское законодательство о финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 17. С. 17-25
  3. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Чита, 2013.
  4. Доклад «O мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – Москва Кремль 2015 http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf
  5. Лескина О.Н. Внедрение инновационных механизмов стимулирования развития малого бизнеса (на примере муниципальных образований Пензенской области)// Развитие производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования: сборник научных статей. – Нижний Новгород, Изд-во Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014
  6. Лескина О.Н. Механизмы развития малого бизнеса в Пензенской области// NovaInfo.Ru. 2015. т.2. № 33. С. 149-154
  7. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России// NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 2. - № 30.
  8. Лескина О.Н. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран// Социально-экономические аспекты современного развития России: сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2011
  9. Лескина О.Н. Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 2. - № 31. - С. 107-110.
  10. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее инновационного развития.// Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). С.31-40
  11. Лескина О.Н. Экономика: учебное пособие для школьников старших классов, абитуриентов высших учебных заведений, поступающих на экономические специальности. – Саратов: Вузовское образование, 2014
  12. Лескина, О.Н., Мурысин, М.В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №1C. 36-40
  13. Лескина О.Н., Томаева Е.В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции/ под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. – Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП Тугушев С.Ю., 2013
  14. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.
  15. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359
  16. Федеральная служба государственной статистики. Росстат URL: http://www.gks.ru/

Цитировать

Лескина, О.Н. Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 125-130. — URL: https://novainfo.ru/article/7039 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться