Современное состояние малого бизнеса

NovaInfo 43, с.113-116, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции развития малого бизнеса в России и проблемы, возникающие в данном секторе экономики. А также затрагивается вопрос о необходимостью повышения привлекательности малого предпринимательства в условиях Мирового финансового кризиса.

Ключевые слова

КРИЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

Когда распался СССР, с господствующей идеологией, когда все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. С переходом России на модель рыночной экономики, в стране появились множество мелких предпринимателей, предлагающих различные товары и услуги, появилась конкуренция и выбор у потребителя. Именно с этого времени начался рассвет эры малого предпринимательства.

На сегодняшний день, существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов. Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности[1].

Согласно сведениям мирового банка, в законотворческой практике разных стран, принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Но наиболее часто встречается классификация, в основании которой служат следующие критерии: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. На территории РФ существует Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который был принят 24 июля 2007 года, именно в нем отражены основные рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации. Согласно данному закону в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Таким образом, микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес составляют компании, занимающиеся предпринимательством, со штатом сотрудников до 100 человек, то есть это индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм.

Малый бизнес является основой развития любой экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост. Данный сектор экономики выполняет ряд важнейших финансовых и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес способствует общеэкономическому развитию страны: создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции, которая является основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой и позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

В настоящее время в РФ зарегистрировано свыше миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, но для выхода России на новый уровень экономического развития, госаппарату предстоит приложить еще немало усилий. Только лишь серьезные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.

Но так же на сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация – во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса, и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем. На протяжении всего своего существования малый бизнес в России всегда сопровождает масса трудностей. К примеру, собственнику небольшого предприятия, в настоящее время, весьма сложно составлять конкуренцию в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Работник же, в свою очередь, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.

Ещё одна проблема – высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний бизнес, который готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

Ещё одна проблема – проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался.

Немало важной проблемой малого бизнеса в России является Мировой финансовый кризис. Сегодня очень многие предприятия сокращают численность рабочих, тем в свою очередь трудно найти новую работу, так как всюду происходят постоянные сокращения. Доходы населения падают, а вместе с тем и покупная способность, которая является основным фактором, влияющим на малый бизнес в России [2].

Можно говорить о том, что в современных кризисных условиях государству просто необходимо усилить поддержку малого бизнеса, активизировав финансово-кредитное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Так же, стоит отметить, что совершенствование нормативно-правового обеспечения малых предприятий, сможет повысить уверенность бизнесменов в завтрашнем дне.

Итак, роль малого бизнеса в рыночной экономической системе достаточно велика, так как, по сути, именно малый бизнес является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, способствует росту производства товаров и услуг, сокращает уровень безработицы в регионах, тем самым, решает важные социальные проблемы. И для дальнейшего экономического развития России, необходимо создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране.

Читайте также

Список литературы

  1. Носова, С.С. Экономическая теория / С. С. Носова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. uchebnik-online.com/123/50.html
  2. Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация [Текст]: учебник / Н. Е. Егоров, М. А. Маренный; ред. Н. Е. Егорова. – Москва: Кооперация Спутник. – 2004. – 199 с.

Цитировать

Хашаева, С.В. Современное состояние малого бизнеса / С.В. Хашаева, Е.И. Шерстяных. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 113-116. — URL: https://novainfo.ru/article/5176 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться