Современная графическая подготовка обучающихся технических вузов

№62-2,

педагогические науки

Данная работа посвящена анализу проблем, возникающих в процессе преподавания технических дисциплин с использованием систем автоматизированного проектирования и методов визуализации информации в высшей школе.

Похожие материалы

Профессиональная деятельность выпускников вузов системы МЧС России связана с вопросами предупреждения пожаров и других чрезвычайных ситуаций на промышленных и гражданских объектах, с использованием и эксплуатацией достаточно сложных технических устройств и разнообразного технологического оборудования. В этой связи одной из основных составляющих деятельности сотрудников МЧС становится их техническая грамотность, способность к творческому мышлению, умение оперативно оценивать сложившуюся обстановку и принимать взвешенные решения.

Вузовская система подготовки по техническим дисциплинам предусматривает сквозную подготовку, первым этапом которой является изучение таких дисциплин, как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Механика», «Детали машин» и других.

Значительную роль в достижении требуемого уровня результатов обучения, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет форма проверки знаний и умений.

В связи с этим закономерно возникает вопрос об использовании в практике высшего профессионального образования, наряду с традиционными видами учебного контроля, более объективных и технологичных методов педагогической диагностики. Одним из них является тестирование результатов обучения, обеспечивающее получение объективной, достоверной и сопоставимой информации в области качества образования.

Для качественной подготовки специалиста, отвечающего всем требованиям государственных образовательных стандартов последнего поколения, необходимо расширить границы традиционных методик преподавания. На наш взгляд, это заключается в активизации творческой активности обучающихся, развитии их способности к самостоятельному познаванию.

Занятия по графическим дисциплинам способствуют развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления. В то же время достаточно часто приходится встречаться с проблемами усвоения первокурсниками специфики графического изображения, низкой способностью оперировать понятиями и пространственными образами, связанными с визуализацией информации, трудностью решения графических задач с помощью алгоритмов.

Вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс на занятиях по графическим дисциплинам сопровождается осознанием того, каким образом и для каких целей получаемые знания могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.

Критериями успешной деятельности преподавателей является активное участие обучающихся в олимпиадах по изучаемым дисциплинам, в научных исследованиях кафедры, всех сторон жизни учебного заведения.

Как правило, традиционный подход к преподаванию «Компьютерной графики», сводится к повторению действий и приемов, демонстрируемых преподавателем, переносу чертежа с бумаги на экран дисплея при помощи систем автоматизированного проектирования (САПР). Такой подход не эффективен по ряду причин. Так, любой графический редактор предоставляет несколько путей решения одной и той же задачи. Демонстрируя определенную последовательность действий, преподаватель исключает креативную составляющую в процессе освоения материала. И это только один из минусов сложившейся системы преподавания компьютерной графики.

Инновационные подходы, позволяющие модернизировать учебный процесс, можно условно разделить на экстенсивный и интенсивный.

Первый подразумевает улучшение качества информации, передаваемой обучаемым и способов действий по шаблону, например, создание видеороликов с описаниями решения стандартной задачи так, как видит её создатель ролика.

Второй способ направлен на развитие творческой составляющей в процессе обучения личности, наиболее выгоден как преподавателю, так и курсанту. Он способствует развитию у обучаемых способности к самостоятельному поиску знаний, принятию решений, применению их в нестандартных условиях, работе в группе.

В этом случае задача преподавателя — построить учебный процесс, таким образом, чтобы активизировать познавательную и творческую способность обучающихся, раскрыть их потенциал, добиться не овладения каждым приемов работы в среде САПР, а приобретения навыков решения поставленных задач с использованием систем автоматизированного проектирования.

Такая инновация — это не просто внедрение каких-либо новшеств, а трансформация методик преподавания и формирование нового стиля мышления, ориентированного на исследовательскую деятельность, творчество.

В рамках преподавания дисциплины «Инженерная графика» и данный подход сводится к следующим задачам:

  • стимулировать обучающихся выдвигать и реализовывать идеи по созданию новых конструкций, изменению существующих;
  • постоянно использовать в процессе преподавания объекты, условия, с которыми обучаемые ранее не сталкивались, но которые представляют практическую значимость для будущей профессиональной деятельности курсантов;
  • показывать примеры практической реализации полученных знаний и навыков, давать возможность обучаемым участвовать в этой реализации, самостоятельно искать пути решения поставленных вопросов;
  • реализовывать возможность творчества, исследования, изыскания в каждой поставленной практической задаче.

Данные задачи могут быть реализованы с помощью ряда мероприятий:

  • Создание творческих коллективов. Работа обучаемых над одной обширной задачей в рамках группы стимулирует коммуникативные способности, лидерские качества, навыки планирования и распределения полномочий, принятия решений.
  • Взаимопроникновение традиционной инженерной и компьютерной графики. Преемственное изучение дисциплин дает возможность рассматривать решение той или иной задачи с разных точек зрения. Кроме того, помогает визуализировать материал, что приводит к лучшему его усвоению.
  • Работа над реальными проектами. Проектная деятельность курсантов и студентов, начинающаяся с первого курса, стимулирует их к участию в Научном обществе обучаемых, облегчает процесс работы над курсовыми проектами, раскрывает значимость выбранной профессии.
  • Дифференцированные задания с учетом личностных особенностей обучаемых. Слишком сложные задания могут отпугнуть обучаемых, сталкивающихся с трудностями при усвоении материала. Задачи посильной сложности позволяют таким обучаемым быть полноценными участниками процесса образования.

Активизации самостоятельной познавательной деятельности курсантов и студентов способствуют широкие междисциплинарные связи между кафедрами вуза, организация научно-исследовательской работы обучающихся по вопросам, связанным с личностным профессиональным ростом, использование преподавателями данных по изучению социально-психологического климата коллективов учебных взводов с целью установления, насколько индивидуальные особенности данного коллектива стимулируют или тормозят профессиональное становление каждого обучающегося.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования». – 2015. – С. 44-49.
  2. Покровский А.А., Никитина С.А., Киселев В.В., Зарубин В.П. Опыт применения информационных технологий в преподавании профессиональных дисциплин. / Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов». – 2014. – С. 63-66.
  3. Киселев В.В., Пучков П.В., Мальцев А.Н. Развитие рейтинговой оценки знаний обучающихся по дисциплине «Прикладная механика». / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании»: в 3-х частях. – 2016. – С. 54-55.
  4. Мельников А.А., Киселев В.В., Смирнов В.В. Проблемы повышения качества обучения графическим дисциплинам. / Сборник материалов международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс)». – 2013. – № 2 (1). – С. 429-430.
  5. Киселев В.В. Разработка электронных учебных изданий по дисциплине механика для реализации дистанционных образовательных технологий. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 53. – С. 271-275.
  6. Киселев В.В. Актуальность разработки электронных учебников по дисциплине механика. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 53. – С. 275-278.
  7. Киселев В.В., Иванов В.Е., Легкова И.А. Применение интерактивных форм обучения для развития профессионально-деловых качеств курсантов. / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Новейшие достижения в науке и образовании». – 2016. – С. 133-135.
  8. Легкова, И.А. Особенности использования электронных учебников при изучении графических дисциплин/ И.А. Легкова, С.А. Никитина, В.В. Киселев. – Современные концепции научных исследований: материалы XVI Международной научно-практической конференции. – Москва, 2015. – №7-4(16). – С.71-72.
  9. Легкова, И.А. Влияние использования информационных технологий на графическую подготовку обучающихся / И.А. Легкова, С.А. Никитина. – Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы ХI международной научно-практической конференции – С.-Петербург, 2015. – №12-3. – С. 109-112.
  10. Легкова, И.А. О применении современных компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам / И.А. Легкова, С.А. Никитина. – НоваИнфо, №54. – 2016. – Том 2. – С.230-232.