Организация самостоятельной деятельности обучающихся при изучении графических дисциплин

№108-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены особенности организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на развитие способности свободного владения конструкторской документацией, позволяющей оперативно в ней ориентироваться и применять ее в будущей профессиональной деятельности.

Похожие материалы

Требования современного рынка труда диктуют такие условия, в которых одним из профессионально значимых качеств становится самостоятельность в принятии решений и действиях. Поэтому высшее профессиональное образование должно быть направлено на развитие самостоятельности и навыков самообразования, способствовать формированию и совершенствованию личностных качеств, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

При изучении графических дисциплин самостоятельная деятельность обучающихся имеет свои особенности. Под самостоятельной деятельностью обучающихся при изучении графических дисциплин мы понимаем деятельность, выполняемую самим обучающимся, направленную на формирование графических компетенций, а также на усвоение нового материала без посторонней помощи с целью понимания его практической значимости в будущей деятельности специалистов пожарной безопасности.

Графические компетентности представляют собой совокупность знаний о правилах выполнения чертежа, об основных положениях стандартов конструкторской документации и навыках их применения. Графические компетенции направлены на развитие способности свободного владения конструкторской документацией, позволяющей оперативно в ней ориентироваться и применять ее в будущей профессиональной деятельности .

Особенность самостоятельной деятельности обучающихся при изучении начертательной геометрии и инженерной графики состоит в том, что происходит восприятие разных видов информации:

  • вербальной — в виде текста или речи преподавателя, его жесты, интонация и т.п.;
  • визуальной — в виде рисунка, чертежа, натурного образца детали или макета.

При построении чертежа геометрического объекта обучающийся самостоятельно с помощью правил проецирования материализует образ предмета в средство наглядности, то есть преобразует мысленный образ в графическое решение задачи с помощью чертежа [1, 2].

Самостоятельная проектно-конструкторская деятельность обучающихся заключается в выполнении графических заданий и графических работ, в поиске ответов на вопросы и тесты, предназначенных для самоподготовки, работой над рефератами и статьями в рамках научного общества обучающихся [3].

Для успешного выполнения графических работ рекомендуется:

  • повторить материал, рассмотренный на занятии, в тот же день, когда оно состоялось;
  • самостоятельно изучить материал пропущенных занятий, т.к. без усвоения предыдущей информации в дальнейшем могут возникнуть трудности;
  • прочитать в учебно-методической литературе материал, относящийся к данной графической работе, разобрать приведенный пример, где поэтапно дается ход выполнения графической работы;
  • проанализировать содержание полученного графического задания, т.е. обдумать его цель, самостоятельно составить план действий, выбрать рациональные приемы и методы выполнения графической работы;
  • по завершении осуществить самопроверку своей графической работы.

Например, при выполнении чертежа детали нужно понять ее назначение, иметь представление и технологии ее изготовления, выбрать оптимальное количество изображений (видов, разрезов, сечений), выявляющих внутреннюю и наружную конструкцию детали, продумать компоновку чертежа, обдумать необходимые размеры и вспомнить правила их нанесения. Наконец выполнить рабочий чертеж детали, оформить его в соответствии с требованиями стандартов, по окончании осуществить его самопроверку.

Содержание графического задания должно направлять обучающихся на использование материала, полученного не только на занятиях или из учебника, пособия и методических рекомендаций, а также дополнительной и справочной литературы. При этом для эффективного использования учебно-методической и справочной литературы рекомендуются ее электронные версии [4], здесь важным является информационное обеспечение подготовки обучающихся. Развитие информационно-образовательного пространства активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Для этого необходимо существование компьютерных классов или наличие у обучающихся смартфонов, подключенных к интернету, которые позволят иметь доступ к получению информации различного рода.

Огромный эффект в развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся оказывает компьютер. Применение современных программных средств позволяет развивать образность пространственного мышления.

Таким образом, самостоятельная деятельность позволяет обучающимся вникнуть в сущность изучаемых вопросов, основательно разобраться в них. В ходе самостоятельной деятельности обучающиеся формируют такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициатива, сила воли, дисциплинированность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления. Это в свою очередь развивает у обучающихся умение самостоятельного приобретения и углубления знаний, что особенно важно в настоящее время, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием.

Список литературы

  1. Легкова И.А., Никитина С.А. О применении современных компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам. — НоваИнфо, №54. — 2016. — Том 2. — С.230-232.
  2. Легкова И.А., Никитина С.А. Влияние использования информационных технологий на графическую подготовку обучающихся / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы ХI международной научно-практической конференции — С.-Петербург, 2015. — №12-3. — С. 109-112.
  3. Легкова И.А. Роль научно-исследовательской работы обучающихся при подготовке будущих специалистов. — НоваИнфо, №71. — 2017. — С.120-123.
  4. Легкова И.А., Никитина С.А., Киселев В.В. Особенности использования электронных учебников при изучении графических дисциплин / Современные концепции научных исследований: материалы XVI Международной научно-практической конференции. — Москва, 2015. — №7-4(16). — С.71-72.